Лекция 14. Школа и педагогика в Западной Европе и США (XX – начало XXI века).

ПЛАН:

1. Тенденции развития школьных систем, образования в мире.

2. Состояние народного образования и школ в Западной Европе и США во второй половине XX века.

3. Модернизация обучения и воспитания в Западной Европе и США во второй половине XX – начале XXI века.

14.1. Тенденции развития школьных систем, образования в мире.Научно-техническая революция второй половины XX века во многом повлияла на представления людей о жизни, о ее ценностях, о труде и досуге. Возникла необходимость реорганизации образовательной системы. Теоретической основой обновления систем образования стала идея непрерывного образования,которая вызвана к жизни возрастающей динамизацией труда.

Общие принципы системы непрерывного образования сводятся к следующему:

· ориентация образования на неповторимую индивидуальность и потребности человека;

· доступность любого вида образования для каждого;

· гибкость системы образования, разнообразие образовательных услуг, которые предлагаются обучающимся и обеспечивают им в дальнейшем возможность выбора своей личной стратегии образования.

Среди важных позитивных тенденций развития мировой педагогики и школы этого времени является формирование курса:

· на демократизацию школьных систем,

· дифференциацию образования;

· гуманистическую направленность воспитания;

· на использование форм и методов воспитания, повышающих активность, самодеятельность, самостоятельность уч-ся;

· на модернизацию классно-урочной системы;

· на опытно-экспериментальную деятельность в области обучения и воспитания;

· на педагогизацию новейших технических средств;

· на интеграцию школьного и внешкольного воспитания и образования.

Преодоление кризисных явлений, прогресс в воспитании и образовании происходят при диалектическом отмирании устаревшего и зарождении нового, наполнении школы и педагогики иным содержанием.

14.2. Состояние народного образования и школ в Западной Европе и США во второй половине XX века. Обратимся к рассмотрению преобладающих в мире типов образования.

Дошкольные учреждения. 70 – 90-е гг. характеризуются бурным развитием в системе непрерывного образования дошкольного звена и ростом в них числа детей с 3 – 4 лет; эта тенденция развития дошкольных учреждений является устойчивой (кроме России) и сохранится в будущем.

В Великобритании, Франции, США и других странах в начальной школе, приготовительных классах, дошкольных учреждениях обучение детей ведется с 5 лет, имеются также классы и для 4-летних детей.

Претерпело изменения начальное звено школы (срок обучения в ней от 6 до 8 лет, начало обучения с 5 – 6 лет). Оно сблизилось с дошкольным звеном и включилось структурно в неполную среднюю школу, перестав быть тупиковым; произошел рост числа школ для учащихся различных этносов с обучением на родном языке; созданы учреждения коррекционно-развивающего обучения. После начальной школы дети переходят в неполную среднюю школу.

Средняя школа изменилась наиболее радикально. С 70-х гг. резко увеличилось количество обучающихся в средней школ, началось объединение неравноценных школ в единое обязательное учебное заведение. Новые школы сохраняют и отражают особенности культуры, сложившиеся народные традиции воспитания.

Появилась сеть альтернативных школ, в которых педагоги стремятся удовлетворить потребности в учении тех, кому трудно учиться в обычной школе. Это следующие альтернативные учебные заведения:

- двуязычные школы для детей иммигрантов, где преподавание ведется на родном и государственном языках;

- школы для детей, испытывающих затруднения в учебе и нуждающихся в щадящих дидактических условиях; для детей с отклонениями в поведении;

- авторские школы, где обучение и воспитание ведется по оригинальной педагогической системе;

- школы, построенные на идеях педагогов прошлого (С. Френе, М. Монтессори, Дж. Дьюи и др.).

Частные школы охватывают в развитых странах от 6 до 15% учащихся, наибольшее число их в старшем звене средней школы. Среди них многие школы являются конфессиональными, принадлежащими церкви. Наряду с ними созданы светские школы разных типов и уровней. Широко известны престижные, дорогостоящие, рассчитанные на элиту общества школы, связанные с такими же элитарными университетами (Оксфордским, Кембриджским и т.д.).

Высшая школа в последние десятилетия XX в. также претерпела изменения. Произошел рост высших учебных заведений, расширился контингент студентов.

Вузы представлены двумя типами учебных заведений: университетами и 3 – 4-годичными высшими профессиональными школами. Последние имеют четкую профессиональную ориентацию.

В большинстве стран университет имеет 3-ступенчатую структуру:

· Первый цикл (2 – 3-летний) готовит специалистов среднего звена (как в наших колледжах, техникумах). Часть молодежи не проявляет особой склонности к вузовскому обучению, свое образование многие молодые люди заканчивают на этой ступени, а вуз тем самым поддерживает высокий общественный престиж, сохраняет высокие уровни образовательных стандартов.

· Второй цикл дает законченное высшее образование по определенной специальности, он длится еще 2 – 3 года, после его успешного окончания студент получает степень бакалавра. Желающие заниматься еще 1 – 2 года, сдают экзамен повышенного уровня, представляют диссертацию (она аналогична магистерской диссертации лучших выпускников наших вузов, в некоторой степени – дипломным работам студентов наши вузов) и получают степень магистра.

· Третий цикл предназначен для тех, кто имеет степень магистра. Обучающийся сдает ряд экзаменов, стажируется по специальности и представляет диссертацию, получая степень доктора наук (соответствует нашей степени кандидата наук).

На вечернем и заочном отделениях обучаются 15 – 20% студентов (в России – почти 50%, в Белоруссии – в вузах обучается почти каждый третий выпускник школы, колледжа, лицея, гимназии).

Широко развита сеть послевузовского образования для дипломированных специалистов. Цель его – обновление, "осовременивание" профессиональных знаний и удовлетворение общекультурных потребностей специалиста. Периодически, на протяжении всей трудовой жизни, специалист продолжает свое образование, стремясь удержаться на современном уровне знаний, соответствовать требованиям профессии на современном этапе.

14.3. Модернизация обучения и воспитания в Западной Европе и США во второй половине XX – начале XXI века.Во второй половине прошлого века мировая школа приступила к реформам программ образования, что предусматривало развитие и создание качественно иной системы образования и обучения – дифференцированной. Основной формой дифференциации является распределение по разным типам учебных заведений, а также на профили и потоки внутри одной школы, на группировки в классе. Дифференциация осуществляется неоднозначно и противоречиво. Она нередко превращается в механизм социального отбора, инструментами которого оказываются платное обучение и система экзаменов. После начальной или неполной средней школы дифференциация осуществлялась в учебных заведениях полного общего образования разного типа: грамматической и современной школах (Англия), реальном училище, гимназии и основной школе (Германия), технологическом, профессиональном и общеобразовательном лицее (Франция), старшей средней школе (США, Япония).

В мировой школе заметно возрос интерес к обучению одаренных талантливых детей и подростков (появлялись особые школы для одаренных детей с насыщенными, повышенными программами обучения). Кроме того, для талантливых детей в обычных школах организовываются продвинутые классы (политика выявления талантливых детей объективно необходима и способствует формированию будущего «цвета нации»).

В числе новаций, коснувшихся массового образования, оказались, например, введение в школы большинства ведущих стран пятидневной учебной недели, совершенствование классно-урочной системы. Заметно возросла роль экспериментальных школ как центра поиска иных содержания, форм, методов школьного образования и воспитания. Организация школ-пилотов превратилось в одно из важных направлений государственной школьной политики.

Во второй половине XX века начался новый важный этап внедрения в школу технических средств, являющихся плодами научно-технической революции, развития новых технологий. Самыми популярными стали компьютеры. Громадную роль в воспитании играют в современном мире средства массовой информации, так называемая «параллельная школа». Педагоги считают необходимым серьезно учитывать её созидательные и разрушительные возможности. На важном месте в системе образования Западной Европы и США находится деятельность, получившая наименование «пресса в школе» (усвоение различной информации путем анализа газетных, журнальных статей и сообщений, организованное и направляемое педагогами).

Важное место в воспитании и образовании за рубежом занимают общественные организации учащихся (наиболее массовая организация скаутов, школьные кооперативы, культурно-просветительские центры в США, воспитательный город во Франции, Дом свободного времени – Северная Европа), внешкольные учебные заведения.

Значительное внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры (гражданскому воспитанию). Для этого в программу включают учебные ролевые игры "Выборы", "Стачка", "Суд" и другие. Большое место отводится общественно-политическим дисциплинам. Во Франции, Германии, Японии появился курс граждановедения.

Учебные программы непременно предусматривают решение задач нравственного, интеллектуального физического, трудового воспитания учащихся. На особом месте стоят предметы гуманитарного цикла (литература, история, обществоведение, иностранные языки). Эти предметы рассматриваются как источники духовности, патриотизма, гуманности, гражданственности.

Претерпели изменения организация учебного процесса и методов обучения. В большинстве развитых стран обучение начинается с 6 лет, в Великобритании – с 5, но обучение грамоте ведется и с дошкольного возраста, с 4 – 5 лет.

Оценка знаний осуществляется разнообразно: в рамках 5-балльной, 10-балльной, иногда и 100-балльной системы, а в ряде стран результаты учебно-познавательной деятельности учащихся оцениваются с помощью буквенной системы.

Общей для большинства стран продолжает оставаться проблема второгодничества. Во Франции, например, до 20% учащихся оставляются на второй год, а 15-20% не выдерживают выпускных экзаменов по окончанию средней школы. Второгодничество наносит огромный урон личности: порождает неуверенность в себе, чувство неполноценности, это сказывается на дальнейшей судьбе человека. Выход из такого положения находится различный: например, в США не оставляют на второй год, а приспосабливают учебные программы к уровню подготовленности учеников; практикуют временный перевод учащихся в следующий класс и др.

Преобладающей формой организации учебного процесса является в конце XX – начале XXI в. классно-урочная с постоянным составом учащихся и определенными часами и днями занятий.

В практике учебных заведений встречаются два типа обучения – поддерживающее (традиционное) и инновационное (исследовательское).

Поддерживающее традиционное обучение (усвоение заданных образцов, воспроизводство культуры, социального опыта) – это репродуктивное обучение. Учитель здесь играет лидирующую роль, являясь организатором работы.

Инновационное обучение преследует цель развития у учащихся способности осваивать новый опыт, развития творческого и критического мышления. Обучение выступает как организация учебно-поисковой исследовательской деятельности, учебно-игровой, моделирующей деятельности, предполагает обмен мнениями, творческие дискуссии учащихся. Учитель в системе такого обучения выполняет функции организатора, своеобразного режиссера в постановке процесса обучения.

Основные черты традиционного обучения:

- учитель излагает основные понятия учебного предмета;

- знания, даваемые учащимся, имеют законченный вид и не подлежат сомнению;

- лабораторные работы и опыты ведутся по строго определенной методике, их цель – иллюстрация изучаемых понятий;

- результаты опытов детей заранее запланированы, а их ход направлен на получение правильного ответа;

- ученики должны усвоить круг сведений фактологического характера и воспроизвести его.

В ходе такого обучения формируется формально-логическое мышление.

Черты исследовательского обучения:

- учащиеся не получают знаний в готовом виде, постигают их сами, направляются педагогом;

- знакомство с понятиями предполагает включение альтернативных точек зрения, сомнение в достоверности имеющихся теорий;

- учащиеся сами принимают решение о выборе способов работы;

- учащиеся, знакомясь с примерами, наблюдая явления, сами выводят правило без изложения его учителем или знакомства с учебником;

- полученные результаты учащихся подвергаются сомнению.

Исследовательское обучение развивает самостоятельность мышления, умение мыслить творчески. Преимущества его очевидны.

Однако в большинстве современных школ преобладает репродуктивный тип обучения, при котором изложение учителем материала и его воспроизведение школьниками занимает до 70% времени.

Начиная с 70-х гг. XX века стало очевидно, что школа, в которой главным в обучении являются слово, запоминание, развитие формального логического мышления, устарела.

Группа видных специалистов под эгидой ЮНЕСКО создала книгу "Учиться быть". В ней была провозглашена идея, что в школе ребенок не может быть пассивным объектом воздействия. Школьник является субъектом процесса обучения, играет активную роль в своем образовании и воспитании. Он учится свободно и критично мыслить, творить, любить мир и делать его более гуманным. По сути, в книге в популярном виде была изложена программа переориентации школы, которая получила свою реализацию в конце прошлого века и в начале нынешнего.

Сегодня перед зарубежной системой образования поставлены следующие задачи:

· придать образованию непрерывный характер;

· обеспечивать личность фундаментальными знаниями по кругу жизненно важных проблем;

· создавать условия для развития профессионализма каждого человека.

Именно три этих направления, по мнению современных специалистов в области образования за рубежом, способны вывести школу на качественно новую ступень. В соответствии с ними ведется реформирование системы образования.

Так, в соответствии с принятой в США программе «Америка-2000: стратегия в области образования» (1990) были обозначены следующие приоритеты:

· повышение готовности дошкольников к школьному образованию;

· доведение численности выпускников с полным средним образованием до 90 %;

· превращение школ в безопасную, свободную от наркотиков и насилия социальную среду.

В процессе реформирования систем образования за рубежом создаются новые типы школ (школы-магниты в США, школы полного дня в Германии, независимые школы в Великобритании и т.д.).

Главная цель образовательных реформ в западной Европе – обеспечение стандартов образования (в связи с европейской интеграцией и созданием единого для Западной Европы образовательного пространства).

Огромное внимание в США и Западной Европе уделяется разработке информационных образовательных технологий.

Контрольные вопросы и задания:

1. Какие основные тенденции развития образования в мире наметились во второй половине XX века и стали реализовываться на современном этапе? Чем вызвано возникновение этих тенденций?

2. В чем сходство и различие средней и высшей школы за рубежом и в Беларуси?

3. Как вы считаете, какие направления модернизации современного образования за рубежом наиболее актуальны для современного человечества?

4. Продолжите дискуссию: «Когда речь идет об образовании, немец спрашивает, что будет знать, француз – какие будут экзамены, американец – что будет уметь, англичанин – какой будет карьера после обучения?». А что спрашивает белорус?

Литература:

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 432 с. - с. 330 – 348.

2. Джуринский, А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность / А.Н. Джуринский. – М., 1989. – 258 с.

3. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики / А.Н. Джуринский. – М., 1998. – С.241–259.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб пособие / Под ред. А.И.Пискунова. – 2-е изд, испр. и доп. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 512с.

5. Латышина, Д.И. История педагогики (история образования и педагогической мысли): Учеб. пособие / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2005. – 603 с. – С. 571 – 589.

6. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков / Н.И. Латыш. – Минск: НИО РБ, 1994. – 157 с.

7. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое зание, 2005. – 240 с. – С. 165 – 184.

8. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений по пед. специальностям / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, Н.В. Тетерина; под общ. Ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 380 с. – С. 285 – 303.

9. Сингх, Р.Р. Образование в условиях меняющегося мира / Р.Р. Сингх // Перспективы. – 1993. – Т. 1. – С. 32 – 38.

Наши рекомендации