Этапы развития детского коллектива
Детский коллектив- детская группа, в которой создаётся система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её члена
Движение - форма жизни коллектива. Остановка - форма его смерти (А. С. Макаренко)
Этапы | Задачи и позиция актива | характеристика внутренних отношений | Отношения с другими коллективами | Задачи воспитателя | Эволюция требований |
Актив только выявляется, уровень самостоятельности членов актива низкий | Преобладают личные отношения, они подвижны, нередки конфликты. В сфере личных отношений - каждый за себя | Коллективные связи проявляются очень слабо или совсем отсутствуют. Могут быть отдельные личные контакты | Активно узнавать детей, выявлять актив | Требования - прямые, категоричные, ясные и решительные | |
Воспитатель – субъект воспитания | |||||
Актив становится авторитетным. Поддерживает требования воспитателя, вырабатывает свои. Расширяется самостоятельность актива | Лидерство актива. Устанавливаются более устойчивые межличностные отношения и отношения взаимной ответственности. Развиваются деловые отношения. Зарождаются гуманистические отношения | Формируется коллективное самосознание - «Мы - коллектив». Складываются действенные реальные связи с другими детскими коллективами | Расширять актив, способствовать вовлечению всех детей в активную совместную деятельность | Требование - опосредованное через актив | |
Актив – субъект воспитания | |||||
Полная самостоятельность и самоуправление. Требование -каждого к каждому. Регулятор коллективной жизни - общественное мнение | Формируются гуманистические отношения между отдельными группами и членами коллектива. Эмоциональный комфорт и защищенность. Единство ценностных ориентации | Коллектив имеет систематические связи с другими коллективами в школе и вне ее | Поддерживать и стимулировать самоуправление и интерес к другим коллективам | Требование предъявляет коллектив в форме общественного мнения | |
Коллектив – субъект воспитания | |||||
Побуждение всех членов коллектива к самовоспитанию Развитие творческой индивидуальности каждого члена коллектива | Положение каждой личности благоприятное, статус ее высок. Отсутствие в коллективе суперзвезд и изгоев | Связи с другими коллективами расширяются и совершенствуются | Поддерживать и стимулировать потребность в самовоспитании у каждого воспитанника | Требования каждый предъявляет себе сам | |
Личность – субъект воспитания |
Критерии динамики формирования коллектива
· общие социально значимые цели, совместная организованная деятельность;
· отношения ответственной зависимости, рациональное распределение социальных ролей, равенство прав и обязанностей членов коллектива;
· активная организаторская роль органов самоуправления;
· устойчивые позитивные взаимоотношения, сплоченность, взаимопонимание;
· коллективистское самоопределение членов, коллективистская идентификация;
· уровень референтности, возможность обособления личности в группе.
Личность и коллектив
Условия, определяющие положение личности в коллективе
Индивидуальный социальный опыт | Отношение к коллективу активно-положительное пассивно-положительное активно-отрицательное пассивно-отрицательное Отношение к воздействию коллектива ♦ положительное ♦ сопротивление ♦ приспособление Отношение взрослых к воспитаннику неадекватно завышенное неадекватно заниженное негативное безразличное |
Личностные качества 1. Психологические особенности - сдержанность - эмоциональность - воля - общительность - оптимизм 2. Нравственные качества - честность - справедливость доброта и др. 3. Внешние характеристики - ловкость - красота - манеры поведения - сила - «престижные» знакомства и вещи. |
Благоприятное или неблагоприятное положение в коллективе воспитанники занимают в первоначальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Воспитателю необходимо корректировать систему стихийно складывающихся в коллективе отношений.