Методы стимулирования и мотивации учения
Методы стимулирования и мотивации учения- группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых.
I ПОДГРУППА Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Воздействие осуществляется на эмоциональную сферу, направлено на формирование необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. ♦ Создание ситуаций новизны, неожиданности, актуальности ♦ Пробуждение эмоциональных нравственных переживаний ♦ Познавательные игры, драматизации и театрализации ♦ Дискуссии ♦ Анализ жизненных ситуаций ♦ Создание ситуаций успеха в обучении | II ПОДГРУППА Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности Воздействие осуществляется на волевую сферу, направлено на развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умений владеть собой, совершенствование навыков самостоятельного поведения. * Разъяснение личной и общественной значимости учения * Требование * Упражнение * Поощрения * Наказания |
Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы контроля и самоконтроля в обучении- методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения.
Задачи ü Установление готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний. ü Выявление причин их затруднений и ошибок. ü Определение эффективности организации, методов и средств обучения. ü Получение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения. ü Выявление степени правильности, объема, глубины знаний, умений и навыков. ü Выявление уровня развития психических новообразований. |
Требования:объективность; всесторонность; систематичность; гласность (сообщение отметки и оценочного суждения); Основные недостатки § неправильное понимание функций контроля; § переоценивание ее роли в учебном процессе; § превращение в самоцель; использование однообразных методов и форм проверки и оценки знаний; § индивидуализация; § дифференциация; § учет специфики учебного предмет § разнообразие форм и методов. § субъективизм в выставлении отметок и в высказанных оценочных суждениях; § отсутствие чётких обоснованных критериев. |
Виды методов контроля
Устные методы контроля | • Индивидуальный опрос • Фронтальный опрос • Уплотненный опрос • Тесты |
Письменные методы контроля | • Диктанты • Изложения • Сочинения • Рефераты • Письменные работы и т. п. |
Практические методы контроля | • Практические работы • Опыты |
Графические методы контроля | • Графики • Схемы • Таблицы |
Программированные методы контроля | • Машинные • Безмашинные |
Наблюдение | |
Самоконтроль |
Формы учёта
v оценка (оценочное суждение);
v отметка;
v поурочный балл;
v самооценка;
v символика (флажки, звездочки, игрушки и т. п.).
Технология активного обучения
Технология активного обучения- такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый участник либо имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.
Цели
ü формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса;
ü развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и излагать свои мысли;
ü развитие способности анализировать сложные ситуации, выявлять главное и второстепенное, причины их возникновения, находить способы и средства и разрешения;
ü совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.
Особенности
> повышение эмоциональной включенности обучаемых и творческий характер занятий;
> «вынужденная активность», принудительная активизация мышления и деятельности обучающихся;
> обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, также с преподавателем;
> формирование коллективных усилий, интенсификация процесса обучения.
Условия организации
· проблемность;
· сотрудничество и кооперация;
· коллективное взаимодействие;
· управление формированием и развитием индивидуально-психологические
· особенностей обучаемых;
· вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность: отвечает, анализирует, оценивает, классифицирует и т. п.;
· изменение модели преподавателя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно - организатор, информатор, консультант).
Методы
• Проблемная лекция - собственно проблемная лекция, пресс-конференции лекция вдвоем (чтение лекции несколькими специалистами из разных с отраслей), лекция с запрограммированными ошибками.
• Деловая игра - имитация ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
• Организационно-деловые игры (ОДИ).
• Организационно-мыслительные игры (ОМИ).
• Драматизация и театрализация.
• Синектика (развитие методики мозгового штурма) - метод объединения разнородных элементов, построенный на аналогии: прямая аналогия (как решаются подобные задачи); личная или эмпатическая аналогия (рассуждение с точки зрения объекта задачи); символическая аналогия (дается образное определение сути задачи); фантастическая аналогия (как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне).
• Инверсия - переворачивание, перестановка слов, вещей, явлений, нарушающая их порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, который только что был доказан.
• Метод контрольных вопросов - А если сделать наоборот? Если изменить форму? И т. п.
• Мозговой штурм (атака) - метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы.
• Дискуссия, круглый стол.
• Метод фокальных объектов (объект, находящийся в фокусе внимания): признаки случайного объекта переносятся на фокальный, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инверсию и косность мышления.
• Метод эвристических вопросов - применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Задаются вопросы: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?, которые соединяются в определенной последовательности, что порождает множество новых вопросов.
• Метод морфологического анализа - выделяются главные характеристики -(оси) объекта, а затем они анализируются во взаимосвязи.
• Игровое проектирование.
• Имитационный тренинг.
• Психотехнические игры и тренинги.
• Видеотренинги и др.