Методы стимулирования и мотивации учения

Методы стимулирования и мотивации учения- группа методов, направ­ленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обуча­емых.

I ПОДГРУППА Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Воздействие осуществляется на эмоциональную сферу, направлено на формирование необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. ♦ Создание ситуаций новизны, неожиданности, актуальности ♦ Пробуждение эмоциональных нравственных переживаний ♦ Познавательные игры, драматизации и театрализации ♦ Дискуссии ♦ Анализ жизненных ситуаций ♦ Создание ситуаций успеха в обучении II ПОДГРУППА Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности Воздействие осуществляется на волевую сферу, направлено на развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умений владеть собой, совершенствование навыков самостоятельного поведения. * Разъяснение личной и общественной значимости учения * Требование * Упражнение * Поощрения * Наказания

Методы контроля и самоконтроля в обучении

Методы контроля и самоконтроля в обучении- методы получения ин­формации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения.

Задачи ü Установление готовности учащих­ся к восприятию и усвоению новых знаний. ü Выявление причин их затруднений и ошибок. ü Определение эффективности орга­низации, методов и средств обуче­ния. ü Получение информации о характе­ре самостоятельной работы в про­цессе обучения. ü Выявление степени правильности, объема, глубины знаний, умений и навыков. ü Выявление уровня развития психи­ческих новообразований.
Требования:объективность; всесторонность; систематичность; гласность (сообщение отметки и оценочного суждения); Основные недостатки § неправильное понимание функций контроля; § переоценивание ее роли в учебном процессе; § превращение в самоцель; использование однообразных методов и форм проверки и оценки знаний; § индивидуализация; § дифференциация; § учет специфики учебного предмет § разнообразие форм и методов. § субъективизм в выставлении отметок и в высказанных оценочных суждениях; § отсутствие чётких обоснованных критериев.

Виды методов контроля



Устные методы контроля • Индивидуальный опрос • Фронтальный опрос • Уплотненный опрос • Тесты
Письменные методы контроля • Диктанты • Изложения • Сочинения • Рефераты • Письменные работы и т. п.
Практические методы контроля • Практические работы • Опыты
Графические методы контроля • Графики • Схемы • Таблицы
Программированные методы контроля • Машинные • Безмашинные
Наблюдение  
Самоконтроль  

Формы учёта

v оценка (оценочное суждение);

v отметка;

v поурочный балл;

v самооценка;

v символика (флажки, звездочки, игрушки и т. п.).

Технология активного обучения

Технология активного обучения- такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый участник либо имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполне­ния поставленной перед группой познавательной задачи.

Включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.

Цели

ü формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса;

ü развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и излагать свои мысли;

ü развитие способности анализировать сложные ситуации, выявлять главное и второстепенное, причины их возникновения, находить способы и средства и разрешения;

ü совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.

Особенности

> повышение эмоциональной включенности обучаемых и творческий характер занятий;

> «вынужденная активность», принудительная активизация мышления и деятельности обучающихся;

> обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, также с преподавателем;

> формирование коллективных усилий, интенсификация процесса обучения.

Условия организации

· проблемность;

· сотрудничество и кооперация;

· коллективное взаимодействие;

· управление формированием и развитием индивидуально-психологические

· особенностей обучаемых;

· вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность: отвечает, анализирует, оценивает, классифицирует и т. п.;

· изменение модели преподавателя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно - организатор, информатор, консультант).

Методы

• Проблемная лекция - собственно проблемная лекция, пресс-конференции лекция вдвоем (чтение лекции несколькими специалистами из разных с отраслей), лекция с запрограммированными ошибками.

• Деловая игра - имитация ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

• Организационно-деловые игры (ОДИ).

• Организационно-мыслительные игры (ОМИ).

• Драматизация и театрализация.

• Синектика (развитие методики мозгового штурма) - метод объединения раз­нородных элементов, построенный на аналогии: прямая аналогия (как реша­ются подобные задачи); личная или эмпатическая аналогия (рассуждение с точки зрения объекта задачи); символическая аналогия (дается образное оп­ределение сути задачи); фантастическая аналогия (как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне).

• Инверсия - переворачивание, перестановка слов, вещей, явлений, нарушаю­щая их порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, который только что был доказан.

• Метод контрольных вопросов - А если сделать наоборот? Если изменить форму? И т. п.

• Мозговой штурм (атака) - метод активизации мыслительных процессов пу­тем совместного поиска решения трудной проблемы.

• Дискуссия, круглый стол.

• Метод фокальных объектов (объект, находящийся в фокусе внимания): при­знаки случайного объекта переносятся на фокальный, в результате чего по­лучаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инверсию и косность мышления.

• Метод эвристических вопросов - применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Задаются вопросы: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?, которые соединяются в оп­ределенной последовательности, что порождает множество новых вопросов.

• Метод морфологического анализа - выделяются главные характеристики -(оси) объекта, а затем они анализируются во взаимосвязи.

• Игровое проектирование.

• Имитационный тренинг.

• Психотехнические игры и тренинги.

• Видеотренинги и др.

Наши рекомендации