Классификации методов обучения
Беседа
Упражнение
Самостоятельная работа
Методы стимулирования и мотивации учения
Методы контроля и самоконтроля в обучении
Технология активного обучения
Методы обучения- система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (Г.М. Коджаспирова)
I. По источнику передачи и восприятия учебной информации:
Словесные
Наглядные
Практические
рассказ
лекция
беседа
диспут
конференция
драматизация
объяснение
наблюдение демонстрация
упражнение лабораторные работы выполнение трудовых заданий
II. По логике передачи и восприятия информации:
Дедуктивные Индуктивные
III. По степени управления
Учебной работой
Управляемая работа с книгой
Самостоятельная работа с книгой
• письменные работы
• лабораторные работы
• выполнение трудовых
и практических заданий
IV. По степени самостоятельности
И активности мышления школьников
Репродуктивные
Продуктивные
Объяснительно-иллюстративные
· беседа
· работа с книгой
· устное изложение
· наблюдение
Проблемное изложение
• решение проблемы учителем
• проблемная ситуация
• проблемная задача Вывод делает учитель
Частично-поисковый
Репродуктивные
· Программированное обучение (линейное, разветвленное)
эвристическая беседа
• диспут
Вывод делается совместно
Исследовательский
· опытническая работа
· творческая работа
Вывод делают учащиеся
• опытеская работа
Беседа
Беседа- метод устного изложения, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения. Определяет индуктивный характер познавательной деятельности.
Технология беседы
v ясная целевая установка и логика задаваемых вопросов;
v вопросы продуманы по трудности;
v не спрашивать об очевидных вещах;
v следует избегать альтернативных вопросов или ответ аргументируется;
v аргументация вопросов с ответами «да», «нет»;
v с каждым вопросом следует обращаться к классу, а потом к конкретному ученику;
v вопросы должны быть различной трудности;
v включение в беседу большей части класса;
v постоянная проверка ответов;
v вникать в неправильные ответы и направлять мысль ученика;
v отводить достаточно времени на ответ;
v формулировать наводящие, но не подсказывающие вопросы;
v не удовлетворяться одним ответом на вопрос, побуждать учащихся к сомнению;
v побуждать учащихся самим ставить вопросы;
v не задавать одновременно несколько вопросов.
Виды бесед
Эвристическая беседа
Цель - подвести учащихся с помощью умелой постановки вопросов учителем и благодаря собственным усилиям и самостоятельному мышлению к приобретению новых знаний
На один вопрос учителя следует чаще всего много ответов учащихся
Катехизическая беседа
Цель - контроль понимания и усвоения учащимися полученных знаний. Служит прежде всего для развития памяти и мышления
На один вопрос учителя следует только один правильный (по сути) ответ учащихся
Герменевтическая беседа
Цель - разъяснение, растолковывание совместно с учащимися смысла читаемого текста, рассматриваемой картины, результатов эксперимента, экскурсий
Вырабатываются умения понимать и правильно оценивать изучаемое
Сократическая беседа
Цель - научить мыслить диалектически, избегать категорических высказываний
Устный диалогический метод, рассчитанный на то, что уже известно собеседнику, но будет подвергнуто сомнению
Упражнение
Упражнение- метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путем повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.
Виды упражнений: воспроизводящие и творческие.
Условия эффективности упражнений
o Прочное усвоение теоретического материала учащимися.
o Тщательный инструктаж учителя и показ образцов выполнения работы.
o Сознательное отношение учащихся к их выполнению.