Пути, типы и способы создания проблемных ситуаций на уроке
Создание проблемных ситуаций на уроке требует от учителя психологических и дидактических правил постановки проблем.
Как отмечает С. И. Смирнов, учитель, исходя из уровня подготовленности своих учащихся и из специфики обучения, должен формулировать перед ними уже знакомые проблемы, встречавшиеся ранее. При этом нужно учитывать следующее:
- формулы решения знакомых проблем решённых ранее можно применять при решении новых тяжких проблемных заданий;
- решение встречавшихся ранее проблем, но из-за отсутствия достаточных знаний, не решенных, укрепляет интерес учащихся к познанию, способствует образованию уверенности в своих силах, появляется убежденность в том, что для успешного изучения школьных предметов нужно больше знаний, навыков и умений.
- другая формулировка знакомой классу проблемы способствует творческому подходу учащихся при возобновлении пройденного материала;
- ранее решенные классом проблемные задания можно использовать для независимого решения бессильными учащимися [15, с.171].
Итак, можно выделить наиболее всеобщие для всех предметов типы и способы проблемных ситуаций:
Таблица 1
Типы проблемных ситуаций:
Типы | Характеристика проблемной ситуации |
Первый тип | Проблемная ситуация появляется при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать пояснение новому факту в учебной или жизненной ситуации. |
Второй тип | Проблемные ситуации появляются при столкновении учащихся с необходимостью применять ранее усвоенные знания в новых практических условиях. |
Третий тип | Проблемная ситуация легко появляется в том случае, если имеется противоречие между теоретически вероятным путем решения задачи и практической неосуществимости взятого способа. |
Четвертый тип | Проблемная ситуация появляется тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым итогом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования. |
Рассмотрим наиболее общеизвестную номенклатуру методов, предлагаемую М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером: объяснительно иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично - поисковый; исследовательский метод [6, с. 94].
Существует шесть дидактических способов организации процесса проблемного обучения, представляющих собой три типа изложения учебного материала учителем и три типа организации им независимой учебной деятельности учащихся (таблица 2):
Таблица 2
Методы организации процесса проблемного обучения
Метод | Характеристика |
Монологический | Учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации; форма изложения - рассказ, лекция. |
Рассуждающий | При первом варианте, учитель, создавая проблемную ситуацию на уроке, анализирует фактический материал; при втором варианте, учитель излагает тему; форма изложения - беседа, лекция. |
Диалогический | Учитель в созданной им проблемной ситуации, сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся; которые активно участвуют в постановке проблемы, формы изложения - поисковая беседа, рассказ. |
Эвристический | Ооткрытие нового закона, правила и тому подобное, совершается не учителем при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Форма изложения - эвристическая беседа и решение проблемных задач. |
Исследовательский | Учитель, путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, организует высокий уровень проблемной ситуации на уроке. По форме организации исследовательские работы могут быть различны: ученический эксперимент, экскурсия, сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование. |
Программированный | Это метод, при котором учащиеся с помощью особых образом подготовленных дидактических средств, может приобретать новые знания и новые действия. |
Как отмечает Н. Г. Морозова, в основе организации объяснительно - иллюстративного обучения лежит принцип передачи воспитанникам готовых выводов учебного предмета.
Принцип поисковой деятельности воспитанника, основанной на проблемности усвоения знаний, то есть открытия им, способов действия, приложения знаний к практике лежит в основе организации процесса проблемно - развивающего обучения [10, с.57]. Следовательно, проблемное обучение способствует интеллектуальному совершенствованию учащихся, прочности усвоения ими знаний, навыков и умений, а также совершенствованию творческих способностей.
Таким образом, проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний. При решении проблемного задания учащиеся начинают понимать сущность изучаемого явления, в итоге чего дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные способности и познавательный интерес, воспитывается убежденность в своих знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.
Однако, проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в типе проблем; проблемное обучение не экономично – требует больших затрат времени.