Иоганн генрих песталоцци (1746-1827)
Мировоззрение носило демократический характер, но было исторически ограничено. Мечтал о возрождении народа путем его просвещения и воспитания.
Биография
Воспитание,образование
Методики
Родился в Швейцарии в Цюрихе. Образование: начальная, латинская средняя школа, коллегиум (фило-софско-фило-логический факультет). 1769 г.-организовал в Нейгофе «Учреждение для бедных».
1798 г.-
создал приют
для беспризор
ных детей в
Швейцарской
Республике.
1799 г.-
эксперимен
тальная работа
в школах
Бургорфа.
1805 г.-
открыл инсти
тут в Ивердоне.
1825 г.-
возвращение в
Нейгоф.
Работы:Как
Гертруда учит
своих детей;
Книга матерей,
как учить их де
тей наблюдать
и говорить;
Азбука нагляд
ности (нагляд
ное учение об
измерении);
Наглядное
учение о числе;
Лебединая
песнь; Лингард
и Гертруда.
Цель воспитания— развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания— создание гармонически развитого человека.
Основной принципвоспитания — согласие с природой.
Средства воспитания— труд, игра, обучение. Теорияэлементарного (элементного) образования: воспитание начинается с простых элементов и восходит к более сложным. Простейшие элементы знания: число — счет: единица\ форма — измерение: линия; слово — речь: звук. Умственное образование. Средство — система спец. упр. (для каждой ступени обучения), которые развивают интеллектуальные силы и способности. Основа — наблюдение и опыт. Основа обучения— наглядность. Основные принципы— строгая последовательность, концентричность, посильность. Физическое воспитание— первый вид разумного воздействия взрослого на развитие детей, развитие и укрепление всех физических возможностей, основано на естественном стремлении к движению (военные упражнения, игры, строевые занятия, туристические походы). Трудовое воспитание— соединение обучения с производительным трудом. Труд развивает силы, ум, формирует нравственность. Учит презирать слова, оторванные от дела, вырабатывает следующие качества: точность, правдивость, создание правильных взаимоотношений между взрослыми и детьми и детей друг с другом. Нравственное воспитание— постоянные упражнения в делах, приносящих пользу другим. Является центром всего воспитания. Религиозное воспитание— против официальной религии и ее обрядности; за естественную религию, развивающую моральные чувства и нравственные наклонности. Развивающее воспитывающее обучение — «обучение должно быть подчинено воспитанию». «Школы, где главную роль играют учитель и книга, — никуда не годятся».
«Учитель должен вырабатывать в ученике деятеля ...не вливать в него, как в сосуд, готовые знания».
Родной язык:
развитие речи и обогащение словарного запаса, звуковой метод обучения грамоте. Письмо:изображение прямых и кривых линий — элементы букв, зарисовка результатов измерений; прямая линия, угол, квадрат (его части). Арифметика:изучение чисел, начиная с элемента каждого целого числа — 1, дроби — пример соотношения частей в квадрате («арифметический ящик»).
География:от близкого к далекому, от наблюдения окружающей местности к более сложному, рельефы местности из глины — потом карта.
Разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования.
83