Иоганн Песталоцци (1746-1827 гг.)

· основные труды: «Лингард и Гертруда», «как Гертруда учит своих детей», «Лебединая песня»;

· идея элементарного умственного, нравственного и физического воспитания;

· создание теории элементарного обучения;

· идея воспитывающего труда и развивающего обучения;

· создание частных методик начального обучения.

Иоганн Фридрих Гербарт (1746-1841 гг.)

· основные труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Первые лекции по педагогике»;

· три составные части воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание;

· педагогика как наука и искусство;

· формирование нравственного человека;

· идея воспитывающего обучения.

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866 гг.)

· основной труд: «Руководство к образованию немецких учителей»;

· учитель немецких учителей;

· идея общечеловеческого воспитания, национального по форме;

· принципы природосообразности и культуросообразности;

· дидактика развивающего обучения;

· развитие самодеятельности.

Роберт Оуэн (1771-1858 гг.)

· основной труд: «Новый взгляд на общество или Опыты об образовании человеческого характера»;

· всестороннее развитие личности;

· идея элементарного обучения и жизни в коллективе;

· сочетание физического и умственного труда;

· создал Институт для образования характера.

Герберт Спенсер (1820-1903 гг.)

· основные работы: «Воспитание умственное, нравственное, физическое», «О государственном образовании»;

· ориентированность образования на полезность (приоритет естественно научного образования как наиболее полезного; признание вторичности гуманитарного образования);

· метод «естественного воздействия».

Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.)

· идея гармонично развитой личности;

· политехническое образование;

· классовый характер воспитания.

Георг Кершенштейнер (1854-1932 гг.)

· основные труды: «Понятие трудовой школы», «Понятие гражданского воспитания»;

· создание концепции трудовой школы;

· создание концепции гражданского воспитания;

· воспитание гражданина-патриота, имеющего профессиональную специализацию.

Вильгейм Лай (1862-1926 гг.)

· основные труды: «Экспериментальная дидактика», «Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры»;

· труд как принцип преподавания всех учебных дисциплин;

· педагогика действия (восприятие – переработка – выражение (действие)).

Джон Дьюи (1859-1952 гг.)

· основные труды: «Школа и общество», «Школа и ребенок»;

· педагогика прагматизма;

· «инструментальная» педагогика;

· школа – воспитывающая и обучающая среда;

· метод учения посредством делания.

Мария Монтессори (1870-1952 гг.)

· основные работы: «Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка», «Помоги мне это сделать самому»;

· организация воспитательной и активно формирующей среды;

· выявление сенситивных периодов развития ребенка;

· программа и методика сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Эдуард Торндайк (1874-1949 гг.)

· основной труд: «Принцип обучения, основанный на психологии»;

· воспитание – развитие желательных реакций на стимулы;

· развитие педологии.

Пауль Наторп (1854-1924 гг.)

· основной труд «Социальная педагогика»;

· школа – ячейка социального содружества (союз педагогов и учеников);

· единая для всех школа.

Владимир Мономах (1053-1125 гг.)

· «Поучение детям»;

· свод правил и законов поведения и воспитания «отрока»;

· основы общественной и сословной морали.

В.Н. Татищев (1686-1750 гг.)

· работы: «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах»;

· прагматический характер обучения;

· начало профессионального образования в России;

· открыл первую профессиональную горнозаводскую школу.

М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.)

· учебные пособия: «Риторика», «Русская грамматика», «Древняя Российская история» и др.;

· научное образование человека;

· принцип посильности и развивающее обучение;

· открыл Университет в Москве.

И.И. Бецкой (1704-1795 гг.)

· «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества», «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества»;

· план создания государственной системы образования;

· закрытое учебное заведение сословного характера – оптимальная форма организации воспитания и обучения;

· воспитание «новой породы людей».

Н.И. Новиков (1744-1818 гг.)

· трактат «О воспитании и наставлении детей»;

· идея воспитания добрых граждан, счастливых и полезных Отечеству;

· нравственность через воспитание и образование;

· составные части воспитания: физическое, нравственное и образование ума.

Ф.И. Янкович (1741 -1814 гг.)

· школьная реформа 1786 г. («Устав народным училищам в Российской империи»)

К. Д. Ушинский (1824-1870 гг.)

· основные труды: «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», «Родное слово», «О необходимости сделать русские школы русскими», статьи: «Труд в его психическом и воспитательном значении» и др.;

· антропологический принцип;

· принцип народности;

· приоритет родного языка как предмета школьного образования;

· принципы воспитания: народность, христианская духовность, наука.

Л.Н. Толстой (1828-1910 гг.)

· журнал «Ясная Поляна», учебники: «Азбука», «Новая азбука», статьи: «О народном образовании», «О воспитании»;

· работа в школе в Ясной Поляне;

· разработка методики обучения;

· обучение на основе религиозно-нравственного учения;

· принцип свободного творчества детей.

С.Т. Шацкий (1878-1934 гг.)

· создал экспериментальные учебно-воспитательные учреждения «Сеттельмент», Первая опытная станция и др.;

· творчество и самостоятельность учащихся в процессе обучения;

· концепция свободного воспитания;

· принцип учета социальной среды;

· принцип самоценности детства.

К.Н. Вентцель (1857-1947 гг.)

· труд «Педагогика творческой мысли»;

· самостоятельное творчество ребенка;

· воспитание активного альтруизма («нравственной любви»);

· организатор «Дома свободного ребенка».

П. Ф. Каптерев (1849-1922 гг.)

· работы: «Основные начала семейного воспитания», «Педагогический процесс», «История русской педагогики»;

· понятие «педагогический процесс»;

· проблема трудового воспитания и обучения;

· проблема семейного воспитания;

· развитие отечественной дидактики.

В.П. Вахтеров (1853-1924 гг.)

· основные труды: «»Основы новой педагогики», «Предметный метод обучения»;

· методика начального обучения;

· предметное обучение;

· проблема соотношения общего и профессионального образования

П.Ф. Лесгафт (1837-1909 гг.)

· основной труд «Семейное воспитание ребенка и его значение»;

· проблема физического воспитания и образования детей;

· методика физического воспитания;

· организатор первого в России вуза по физическому воспитанию.

П.П. Блонский (1884-1941 гг.)

· капитальный труд «Трудовая школа»;

· концепция трудовой школы;

· проблемы педологии.

С.И. Гессен (1887-1950 гг.)

· капитальный труд «Основы педагогики. Введение в прикладную философию»;

· основа педагогического знания – философия;

· культурологическая функция образования.

И.А. Ильин (1882-1954 гг.)

· проблема духовного самосовершенствования человека;

· религиозное воспитание, духовное становление человека.

В.В. Зеньковский (1881-1962 гг.)

· основные труды: «Социальное воспитание, его задачи и пути», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии»;

· гуманистически-религиозные основы воспитания и образования человека;

· проблема духовного самосовершенствования человека.

А. С. Макаренко (1888-1939 гг.)

· основные труды: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях», «Книга для родителей»;

· методика организации воспитательного процесса;

· воспитание в коллективе и через коллектив;

· проблема воспитания трудновоспитуемых детей;

· работа в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского.

Наши рекомендации