Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827)

1.разработал принцип природосообразности («Глаз хочет смотреть, ухо слышать, нога – ходить, а рука – хватать»). Природа ребенка требует и стремится к развитию.

2.разработал теорию элементарного образования (знакомство с окружающим миром, развитие речи, обучение счету, письму и чтению в дошкольном возрасте)

3.объединил обучение и труд, т.к. это развивает мысль и дух ребенка.

Педагогические идеи конца XVII – начала XVIII в. исходят из необходимости изменения воспитания на основе реализации «естественных прав» человека – свободы, равенства, братства – путем просвещения. Так, английский философ, просветитель и государственный деятель Джон Локк (1632–1704) утверждал природное равенство людей, считал, что воспитание на «чистом листе» наносит характер и личностные качества человека. Педагог писал по этому поводу: «Девять десятых людей становятся тем, что они есть, благодаря своему воспитанию». Таким образом, Локк одним из первых педагогов-мыслителей поставил вопрос о пределах возможностей воспитания, которые ограничены как индивидуальными способностями, так и условиями жизни индивида. Концепция воспитания и образования Д. Локка изложена в его трактате «Мысли о воспитании» (1693), где содержится программа всестороннего развития джентльмена, буржуа, делового человека Нового времени.

Главная цель воспитания, по Д. Локку, – подготовка человека к счастливой и разумной жизни, в которой он был бы свободен и не ущемлял бы свободы других. Для достижения этой цели педагог предполагает умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание. Воспитание джентльмена должно осуществляться подготовленным гувернером в семье, поскольку «школа есть собрание дурно воспитанных мальчиков». Приоритетным для Локка является нравственное воспитание, главной задачей которого выступает выработка характера: «Обучать мальчика нужно, но это должно быть на втором плане, только как вспомогательное средство для развития более важных качеств». К таковым качествам он относил сдержанность, мужество, умение владеть собой, благожелательность, щедрость, хорошие манеры и т. д. К средствам нравственного воспитания педагог относил убеждение, пример, упражнение, дисциплинирование, поощрение, порицание и др.

Жан Жак Руссо (1712 – 1788). Французский педагог – теоретик. Его труд «Эмиль или о воспитании». Труд отражает путь решения проблемы воспитания. Преимущество социальному воспитанию дается, ребенка забирают от родителей, он воспитывается под руководством педагога. Против насилия. Пропаганда учета индивидуальности, желаний и потребностей ребенка. Активное использование косвенных методов воспитания. Из-за постоянно сменяющихся желаний и интересов у ребенка знания носят не систематизированный характер, отрывочный. К 18 годам Эмиль совершает кругосветное путешествие, познает мир. Затем становится учеником ремесленника, помогает ему во всем и одновременно обучается ремеслу. Ребенок должен быть воспитан на благо обществу. Источниками воспитания являются природа, люди, предметный мир. Идеи воспитания: физическое, умственное развитие, развитие внешних чувств.

Немецкий педагог и просветитель, автор около 400 педагогических работ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790–1866)учился в Гейдельбергском, Герборнском и Тюбингском университетах, получил степень доктора философии, был учителем классической гимназии, директором учительских гимназий. За огромный вклад в развитие народного образования и стремление к объединению немецкого учительства он был назван «учителем немецких учителей». Основной педагогический труд Ф. А. Дистервега – «Руководство к образованию немецких учителей» (1835), в нем педагог теоретически обосновал и усовершенствовал идеи развивающего и воспитывающего обучения. Дистервег настойчиво выступал за светскую школу и невмешательство церкви в образовательный процесс, выдвинул требование единой народной (национальной) школы. По мнению Ф. А. Дистервега, в организации процесса воспитания ведущую роль играют три принципа – природосообразности, культуросообразности и самодеятельности.

Немецкий философ, педагог, психолог, математик Иоганн Фридрих Гербарт (1776–1841)стал первым мыслителем, представившим педагогику как самостоятельную науку. Его основные педагогические труды: «Первые лекции по педагогике» (1835), «Общая педагогика» (1806). Воспитание нравственности является системообразующим элементом всей педагогической системы Гербарта и его представлений о гармоническом развитии сил и способностей личности. По Гербарту, цель воспитания может быть обозначена лишь одним словом – «добродетель». Педагог сформулировал пять этических идей, которые являются основой всеобщей морали: идея внутренней свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая «внутреннюю гармонию»; идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы. Важную роль в нравственном воспитании Гербарт отводил религии, которая должна внушать человеку чувство зависимости от «высших сил».

Основой воспитания И. Ф. Гербарт считал нравственное развитие и становление воли и характера воспитанника. В нравственном развитии ребенка педагог выделял четыре ступени. Первая ступень – «память воли», на которой вырабатывается твердый характер по отношению к внешним условиям; вторая ступень – «выбор», когда личность учится осознавать положительные и отрицательные стороны того, к чему она стремится; третья ступень – «принцип», здесь происходит выработка самосознания, определение принципов, лежащих в основе мотивов поведения; четвертая ступень – «борьба», на этой ступени «выстраивается» нравственное сознание.

Педагогическая теория И.Ф. Гербарта – в особенности его теоретическое обоснование педагогики, идея воспитывающего обучения и разработки методов, приемов, учитывающих воспитательные возможности учебных предметов, – оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во многих странах.

Доктор медицины, педагог Петр Францевич Лесгафт (1837–1909) был представителем антропологического течения в педагогике. Центральной частью идей

П.Ф. Лесгафта была разработка теории физического воспитания и образования детей, в котором он выделял принципы и условия: естественность, сознательность при выполнении, постепенность и последовательность физических упражнений. Задачу физического образования педагог не ограничивал выработкой спортивных навыков, в его теории физическое воспитание теснейшим образом связано с задачами умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Эта взаимосвязь вытекает из трактовки Лесгафтом общей цели воспитания, под которой он понимал гармоничное, всестороннее развитие деятельности человеческого организма.

Всестороннее развитие личности требует систематических, постоянно усложняющихся физических и умственных упражнений, которые автоматически повлекут за собой нравственную и эстетическую воспитанность личности.

Мария Монтессори (1870 – 1952). Итальянский врач - педагог. Автор книги "Метод научной педагогики, применяемой в домах ребенка" (1909), "Впитывающий разум ребенка" (1949). Основная идея: ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самовоспитании. Монтессори отвергла авторитарный подход и создала педагогическую среду, которая соответствует потребностям ребенка и поддерживает его активность. Она требовала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в свободном выборе, в интересном для него занятии. По ее мнению, дисциплина – это активность ребенка, который делает то, что ему нужно. При этом педагог помогает ребенку, а не навязывает ему факты, мысли и слова. Воспитание по Монтессори призвано развивать волю ребенка, которая является важнейшим условием становления личности. Основной девиз метода Монтессори: "Помоги мне сделать это самому". Разработала создание условий для развития детей на основе их психологических возрастных особенностей. Впервые ввела антропометрические измерения (вес, рост ребенка). Разработала систему сенсорного развития – развития органов чувств. Занятия длились 4 – 5 часов. Учреждение для детей называлось «Дом ребенка». Разработала принципы воспитания и развития:

-ничего не делать за ребенка, если он способен сделать это сам

-развитие всех органов чувств

-ручной труд (вырезание ножницами)

-пение, игры на воздухе.

Надежда Константиновна Крупская (1869 – 1939). Советский педагог. Работала над книгой «Народная демократия». В книге отражено трудовое воспитание как ведущее направление в обучении и воспитании детей. Боролась за идею социализма. Т.е. государство ставит цель, а рабочие должны ее реализовывать. Детский производительный труд является важным компонентом воспитания и обучения детей.

Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939). Говорил о продуманных целях воспитания. Выделил недочеты педагогической системы образования в советское время:

-нет систематичности

-нет взаимосвязей между воспитанием и обучением

-между педагогами нет взаимодоговоренности по поводу материала по предметам, поэтому знания детей носят разрозненный характер

-цели воспитания и обучения конкретных учреждений не удовлетворяют потребности общества в целом

-педагоги не проявляют гибкости мышления, используют авторитарный стиль общения с детьми

-нет учета индивидуальных особенностей и интересов детей

-не развивается чувство коллективизма у детей, т.к. не дают детям ответственных поручений и возможности к самодисциплинированности и взаимоответственности за коллектив и себя.

Работал в колонии для несовершеннолетних детей, организовывал коллективные формы воспитания, развивал самостоятельность, ответственность за порученное дело перед сверстниками. Составлял руководство и рекомендации для воспитания детей в коллективе. Пропагандировал самоуправление детским учреждением.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970). Его труд «Проблемы воспитания всесторонне развитой личности». Педагог говорил, что важно поощрять успехи ребенка, вызывать в школу родителей за хорошие поступки, делать об этом запись в дневнике. Оценки должны быть оптимистичными, поощряться за труд, получать их могут только старшеклассники, в начальной школе детей нельзя запугивать оценками. Воспитание должно быть без наказаний. Педагог выделил несколько потребностей ребенка:

1. материальные потребности на голодный желудок невозможно постигать знания, человек себя хочет чувствовать уверенным в материальном достатке

2. потребность в познании – чувство открывателя, исследователя природы и самого себя. В раннем возрасте эта потребность особенно сильна.

3. потребность в человеке как в носителе духовных ценностей – желание общаться, обменивать мыслями, идеями, проблемами.

В. А. Сухомлинский говорил, что проблемой современного общества является отсутствие гармонии между материальными потребностями и духовными (человек богат, но безнравственен).

Педагог-гуманист создал свою систему эстетическо-нравственного воспитания – красота в природе, в музыке и живописи, в семье, а именно в матери. Говорил о необходимости развития положительной эмоционально-чувственной сферы в ребенке. Педагог против зазубривания материала в школе, поощрял рассуждения, творчество, активность в ребенке. Трудовое воспитание, по мнению педагога, должно быть неразрывно связано с нравственным, эстетическим, интеллектуальным, физическим воспитанием и развитием.

Шалва Александрович Амонашвили (1931). Современный грузинский педагог – гуманист. Первым проектом была «Школа радости» в Тбилиси для детей с 6 лет. Его труды: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Школа жизни», «Создание человека». Педагог-гуманист выдвинул три основных принципа гуманистической педагогической деятельности:

1. любить ребенка – педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребенка

2. очеловечивать среду, в которой живет ребенок – обеспечение душевного комфорта и равновесия (ничто не должно раздражать ребенка, рождать в нем страх, неуверенность, унижение и уныние)

3. прожить в ребенке свое детство – стремиться вызвать доверие ребенка к педагогу, любовь к педагогу, взрослый в свою очередь познает жизнь ребенка со всех сторон

Главный девиз педагога – ребенок может все, учитель же должен в это свято верить и эту формулу внушать ребенку. Ш. А. Амонашвили выделил три страсти детства, которые позволяют осуществлять движение природы ребенка:

-страсть к развитию – стремление к противоречиям и трудностям, их преодоление

-стремление к взрослению – взрослым следует общаться с ребенком на равных, давать ответственные поручения

-стремление к свободе – уважение характера личности ребенка, отказ от запретительной педагогики.

Педагог против отметок, искусственно вводимых с целью стимулирования учебно-познавательной деятельности детей. Оценка взрослого должна быть направлена на творения ребенка, его самоконтроль, суждения и самое главное на успех ребенка. Чтение должно быть в школе не для скорости техники чтения, а как средство познания, анализа прочтенного текста, выборочного интереса к печатной информации.

Наши рекомендации