Основополагающие моменты, идеи
Глава XVI. Общие требования обучения и учения, т. е. как учить и учиться Основоположение 1
Основоположение 2
Основоположение 4
Основоположение 6
1. Образование человека нужно начинать в весну жизни, т. е. в
детстве.
2. Утренние часы для занятий наиболее удобны.
3. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сооб
разно возрастным ступеням — так, чтобы предлагалось для
изучения только то, что доступно восприятию в данном возра
сте.
1. Подготовка материала: книг и др. учебных пособий — заранее.
2. Развивать ум ранее языка.
3. Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
4. Примеры предпосылать правилам.
В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.
С самого начала юношам, которым нужно дать образование, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложилось общее понимание их как целого.
Основоположение 7
Глава XVII. Основы легкости обучения и учения Основоположение 1
Основоположение 2
1. Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно
разделена на классы — так, чтобы предшествующее всегда
открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
2. Время должно быть распределено с величайшей точностью —
так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилась своя
особая работа.
1. Образование юношества должно начинаться рано.
2. У одного и того же ученика по одному и тому же предмету дол
жен быть только один учитель.
3. По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в
гармонию нравы.
1. Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горя
чее стремление к знанию и учению.
2. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы
оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало
их от дальнейших занятий.
69
Основные | Основополагающие моменты, идеи |
главы книги | |
Великая | |
дидактика | |
Основоположе- | 1. Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точ- |
ние 3 | ные правила. |
2. Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясны- | |
ми словами. | |
3. Каждое правило должно сопровождаться многочисленными | |
примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его при- | |
менение. | |
Глава XVIII. | 1. Основательно должны рассматриваться только те вещи, кото- |
Основы прочно- | рые могут принести пользу. |
сти обучения и | 2. Все последующее должно опираться на предыдущее. |
учения | 3. Все должно закрепляться постоянными упражнениями. |
4. Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внима- | |
ние на чем-то одном. | |
5. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока | |
он не будет понят. | |
Глава XXVI. | Ребенок должен обладать: |
Метод нрав- | 1) умеренностью, |
ственного | 2) опрятностью, |
воспитания | 3) почтительностью к старшим, |
4) предупредительностью, | |
5) правдивостью, | |
6) справедливостью, | |
7) благотворительностью (щедростью), | |
8) трудолюбием, терпением, | |
9) деликатностью, | |
10) достоинством. | |
Глава XXVII. | «Школа без дисциплины есть мельница без воды». Для поддер- |
О школьной | жания дисциплины нужно руководствоваться: |
дисциплине | 1) постоянными примерами, воспитатель сам должен показы- |
вать пример; | |
2) наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами. | |
ГлаваXVIII. О | Полное образование до 24 лет. |
четырехступен- | Это время приходится на 4 школы: |
чатом устрой- | — до 6 лет — детство — материнская школа (весна); |
стве школ в | — от 6 до 12 лет — отрочество — школа элементарная, или шко- |
соответствии с | ла родного языка (лето); |
возрастом и | — от 12 до 18 лет — юношество — латинская школа, или гимна- |
успехами | зия (осень); |
учащихся | от 18 до 14 лет — зрелость — академия (зима). |