Организационные формы обучения

Общая характеристика форм обучения.К числу основных организационных форм обучения относятся: лекция, семинар, ин­дивидуальное собеседование, коллоквиум, практические и лабора­торные занятия, профессиональный тренинг (тренировка), игра, учение, конференция, урок (в учебных центрах и некоторых средних образовательных учреждениях), экскурсия, учебная практика, стажировка, консультации, самостоятельные занятия, зачеты, экзамены. Все они вариативны. Например, есть разные виды лекций — вводная, установочная, основная, обзорная и др., семинар - тематический, межпредметный (спецсеминар), дискус­сионный, опросный, с докладом и др[108]. Иногда говорят о теоре­тических и практических формах обучения, но это вводит в за­блуждение некоторых неопытных преподавателей, которые впа­дают в крайности — одни формы отрывают совсем от практики, а другие лишают совершенно теоретической, осмысленной основы. Точнее говорить о преимущественно теоретических и практических формах, ибо любая из них имеет теоретический и практический потенциал, использование которого целиком зависит от препода­вателя.

Все формы обучения призваны одновременно выполнять ряд педагогических функций: обучающую, развивающую, образовательную воспитательную и дополнительные - направляющую, активизирующую, организующую, В разных формах, исходя из их организационно-методических особенностей и содержания, что-то может доминировать и быть главным. Но всегда повышение эффективности связано со стремлением преподавателя реализовать максимальное число функций, что изначально выражается в фор­мулировке главных целей и задач подготавливаемого и проводи­мого занятия и дополнительных.

Все формы по своей структуре имеют вводную, основную и заключительную части. Во вводной части в общем случае проверя­ется присутствие обучающихся, объявляется тема, цель, задачи и общая организация занятия, проверяется готовность обучающихся к занятию, разъясняются задачи, стоящие перед ними, и способ действий. Основная часть - изложение или отработка вопросов, составляющих содержание занятия. Заключительная - ответы на вопросы, дополнительные разъяснения, разбор итогов (групповых и индивидуальных), оценки, задания обучающимся на самостоя­тельную работу и подготовку к следующему занятию. В разных формах эти этапы могут отличаться.

Все формы обучения должны тщательно готовиться препо­давателем, что в общем случае предполагает: продумывание целей, задач и функций занятия; отбор содержания, его структурирова­ние и запоминание (или оживление в памяти); продумывание ме­тодики, отбор (изготовление) средств обеспечения; разработку плана, тезисов, конспекта; непосредственную подготовку места занятия.

Лекция.Лекция — ведущая форма обучения. Ведущей она является потому, что с нее начинается каждая учебная дисципли­на, раздел и большинство тем, предусмотренных программами. Лекция пока незаменима, ибо она не повторяет даже учебник, а дополняет его самыми последними данными науки, порой даже Неопубликованными, но известными преподавателю, фактами из жизни, личным пониманием и отношением его к излагаемому, В Секции наука оживает в речи преподавателя, предстает в эмоцио­нальном и доступном виде. Живая речь преподавателя, его вид, доведение, общение со слушателями оживляют положения учебника, научных публикаций, делают их интереснее, понятнее, привлекательнее, убедительнее. Не случайно превосходство подачи материала преподавателем над текстом сравнивают с превосходством восприятия человеком звучащей музыки над восприятием нот живого цветка в клумбе над засушенным в гербарии. Лекция - это сплав, произведение научной мысли, эстетики слова, глубоко­го понимания и пристрастного отношения преподавателя к тому чем идет речь.

Лекции присуши четыре функции.

1. Познавательная. Она выражается в вооружении студентов
научным, цивилизованным пониманием действительности и юридической деятельности, всесторонне осмысленных способов обес­печения ее эффективности и совершенствования. Лекция призвана давать целостное, систематизированное, доказательное и отчетли­вое, самое современное представление об относительно самостоятельном, сложном вопросе жизни, правовой действительности и предстоящей слушателям практической правоохранительной дея­тельности. В ней всегда должна соединяться теория с практикой.

2. Развивающая. Лекция всегда должна быть ориентирована
не на память студентов, а на мышление, учить их не запоминать, а
думать, понимать. Она призвана будить и направлять мысль и тогда она станет лабораторией научной мысли, участниками рабо­ты которой становятся и обучающиеся. Сидящие в аудитории, слушая преподавателя и следя за ходами его мысли, повторяя их, мысля в резонанс с преподавателем, перенимают манеру и спосо­бы его мышления. Если преподаватель мыслит логично, доказа­тельно, смело, четко, то так приучаются мыслить и студенты. Противоположные характеристики мышления, воплощенные в ре­чевых высказываниях, сказываются, естественно, отрицательно. Преподаватель, передающий содержание лекции алогично, бес­связно, шаблонно, неубедительно, боящийся высказать свое мне­ние по острым вопросам, оказывает плохое влияние на студентов. В повседневном и интенсивном упражнении студентов в научном мышлении, перенимаемом у преподавателя, в живом и непосредственном приобщении к школе научного мышления и заключается несравненная ценность лекции,

3. Воспитательная. Основные воспитательные возможности связаны с усвоением слушателями ее содержания. Глубоко поняв преподавателя, внутренне одобрив его рассуждения и доказатель­ства, студенты приходят к убеждениям, оценкам, отношениям, связанным с содержанием. Это происходит не только при слуша­нии правильных мыслей, но и при испытываемом эмоциональном подъеме. Но последнее зависит от умения лектора заинтересовать сидящих в аудитории проблемой, способами ее решения, рассуждениями и обоснованиями. Тут нужно умение лектора говорить профессионально, свободно, вдохновенно, убежденно, ярко, живым разговорным языком. Когда слушатели в аудитории видят на
кафедре человека, действующего так, они как бы присутствуй при рождении и биении мысли и это притягивает, оказывает на них заражающее и внушающее влияние. Даже если преподаватель говорит не «по писанному» гладко, а порой подбирает слова, ищет способ точного оформления своей мысли и это происходит на глазах у слушающих, завораживающее влияние на них усиливается. Авторитетному преподавателю верят больше, а поэтому его воз­действие на студентов усиливается.

4. Организующая. Лекция займет свое место, когда она по­влияет на работу студентов и в ходе ее и после нее. Эта функция сознательно усиливается при чтении установочных и вводных лекций. Она реализуется при общем удачном прочтении лекции, побуждающем к продолжению работы над темой, и путем специ­альных рекомендаций студентам по самостоятельной работе.

На лекции особенно важно установить психологический кон­такт с аудиторией, захватить ее внимание и мышление, действо­вать в унисон, что усилит воздействие преподавателя на нее - и познавательное, и развивающее, и воспитательное. Преподаватель, равнодушный к тому, что в аудитории царит скука, равнодушие, недовольство и удовлетворяющийся чтением конспекта, расписы­вается в своей педагогической непригодности.

Семинар.Характерная особенность его - в групповом обсу­ждении студентами под руководством преподавателя определенно­го учебного вопроса (теоретического, прикладного, проблемного). Обычно семинар следует за лекцией и рассчитан на углубление знаний студентов, полученных в ходе лекции по определенной теме и при подготовке к семинару по заданию преподавателя. Бы­вает, что семинар превращается в проверку знаний студентов по теме. Однако более эффективен семинар, имеющий дискуссионный характер, на котором обсуждается, как применять знания по теме для решения соответствующей прикладной проблемы. Система теоретических знаний при этом переориентируется во всесторонне обоснованную систему действий. Вмешательство преподавателя в дискуссию должно быть минимальным: он должен «раздувать жар» дискуссии, тактично направлять ее ход, чтобы не допускать отклонений от обсуждаемых вопросов, ведущих к потере времени и темпа, представлять возможность слушателям находить пра­вильные ответы, а не спешить сообщать их самому. Если ему хо­чется высказаться, то лучше сделать это, подводя итог некоторому рубежу обсуждения, либо в конце семинара.

Конференция.Конференция похожа на большой семинар, но основные выступления на ней заранее распределяются между сту­дентами и тщательно подготавливаются. Творческий, дискуссионный характер их программируется. Обсуждение получается более основательным, полным, чем это удается на семинаре. Обычно они проводятся как кафедральные или факультетские.

Экскурсия («выезд»). Форма обучения, соединяющая в себе теорию и практику. Проводится путем выезда преподавателя со студентами в практические правоохранительные органы или другие организации для непосредственного зрительного, вообще - чувственного ознакомления с реальностями жизни и юридическое деятельности. К проведению ее привлекаются представители прак­тики, дающие пояснения наблюдаемому студентами и отвечающий на их вопросы. В результате умозрительные представления, появившиеся у обучающихся на занятиях в учебных помещениях оживляются, делаются более богатыми, точными, прочными, включенными в комплексный образ реальности.

Практическое и лабораторное занятия.Предназначены для формирования у студентов навыков и умений. Проводятся в аудиториях, лабораториях, учебных кабинетах, учебных городках, по­лигонах, на местности, в расположении местных правоохрани­тельных органов. Методика их характеризуется технологиями основа которых описана выше, в параграфе 4.4. Чаще всего сту­денты обучаются выполнению определенных профессиональных действий. Начинаться занятия могут с проверки у обучаемых зна­ний, нужных для понимания действий, потом — разъяснения дей­ствий (что, как, почему и в какой последовательности делать) и показа их. Затем студенты действуют по очереди, либо одновре­менно (при наличии достаточного количества учебных мест, обо­рудованных для выполнения заданий руководителя). Возможна отработка действий по анализу юридических, использование мето­дов «мозгового штурма», отработки документов и др. Уникальной особенностью практических занятий при подготовке юристов вы­ступает решение юридических казусов.

Как правило, ресурсы аудиторного времени не позволяют до­водить отработку большинства навыков и умений до необходимого совершенства. Поэтому использование самоподготовки для доведе­ния их до нужного уровня выступает единственным способом вы­хода из проблемы.

Тренинг (тренировочные практические занятия).Форма практических занятий, развивающая результаты предшествующих семинарских, практических и лабораторных занятий. Новые зна­ния, навыки и умения на них студентами не приобретаются. Ос­новная цель их - доведение способа выполнения осваиваемого обучающимися профессионального действия до совершенства, до требуемых показателей, нормативов, отвечающих требованиям профессионализма, а также развитие какого-то профессионального качества. Такова, например, цель систематических упражнений по стрельбе их пистолета, обеспечивающая достижение требуемой меткости и уверенности в пользовании им. Примером профессио­нального тренинга может служить психотренинг профессиональ­ной памяти — способности избирательно, быстро и точно запоми­нать и сохранять достаточно длительно профессионально важную информацию (детали расследуемого события, данные о его участниках детали показаний для последующего их сопоставления, адреса, фамилии, номера телефонов и автомашин и пр.)

Игра. Это форма практического обучения, в которой имитируется (поэтому их называют имитационными) деятельность и взаимодействие юриста с коллегами и гражданами. Она позволяет отрабатывать навыки, а еще лучше — профессиональные умения в выполнении функциональных обязанностей и решении задач, а также развивать мышление, находчивость, быстроту оценки си­туаций и принятия решений в них.

По особенностям имитации игры делятся на деловые и ролевые. В деловых имитируется совместная деятельность сотрудников одного или взаимодействующих правоохранительных органов по решению определенной задачи. Все обучаемые, каждый из кото­рых играет роль представителя определенной службы, органа, изыскивают пути наилучшего решения задач. Так, может быть проведена игра по отработке действий следственно-оперативной группы. Руководитель намечает ряд этапов, например: сбор и вы­езд, прибытие на место происшествия, осмотр его и опрос свидете­лей, преследование и задержание правонарушителя. Из учебной группы выделяется ряд обучающихся, каждому поручается роль конкретного члена группы (следователь, оперативный работник, эксперт-криминалист). Возможно (для большего охвата студен­тов) выделение двоих на одну роль: основного и дублера. После­довательно объявляются этапы. Все действуют, объясняя на сло­вах свои действия, а если эти действия представляют собой во­прос, ответ, сообщение, доклад, то они произносятся так, как бывает в реальной обстановке. Руководитель включается в розы­грыш ситуации, по необходимости играя роль всех других участ­ников события (если они не были почему-то назначены заранее). Например, при опросе свидетеля он отвечает на вопросы за него; если кто-то из следственно-оперативной группы связывается с де­журной частью, руководитель отвечает и говорит как дежурный и т.д. При ошибках кого-то руководитель «наказывает» имитацией соответствующего ухудшения обстановки и побуждает выходить из нее, а не возвращаться назад и начинать с нового, правильного Действия. После завершения этапа он констатирует сложившуюся на данный момент игры ситуацию и новыми вводными запускает очередной этап. В конце делается тщательный разбор.

В ролевых играх один их обучаемых играет роль юриста, а 3-5 других выступают в роли, например, потерпевшего, свидете­ли, подозреваемого и пр. Так, на юридическом факультете МГУ имеется опыт проведения игр в специальном зале, в котором имеются кресла для судьи и народных заседателей, столы для сторон, для адвоката и другие атрибуты зала судебного заседания. Препо­даватель распределяет роли: одному студенту поручает роль истца, другому — ответчика, третьему - свидетеля, назначает судью и т.д. Ход заседания может быть зафиксирован на видеомагнитофоне, что позволяет потом продуктивно проводить разбор игры, в ряде случаев в основу игры кладутся материалы подлинного дела из архива суда[109].

Такие игры тщательно готовятся. Изучается со студентами фабула избранного для нее дела и заблаговременно происходит распределение ролей (если студентов много, то на одну роль могут назначаться двое студентов, которые ведут роль во взаимодей­ствии). Подготовительный период включает все предшествующие судебному заседанию действия. При игре, например, по граждан­скому делу «истцом» с помощью «адвоката» пишется «исковое заявление» и направляется в суд, а «ответчик» со своим «адво­катом» готовит возражения. Подготовку дела к «судебному разби­рательству» проводит «судья». Все это делается при строгом со­блюдении всех правовых норм во внеучебное время. Преподава­тель может предложить студентам посетить один из народных су­дов города и на практике ознакомиться с его работой по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел[110].

Нередко бывает полезным заранее подготовить имитатора - студента или лаборанта, которому преподаватель заблаговременно поручает, например, роль подсудимого и договаривается с ним о линии поведения. Хорошо, когда подбирают человека с артистиче­скими задатками, находчивого в ведении диалога, быстро ориен­тирующегося в изменениях ситуации. После отработки действий одной группой студентов и разбора преподавателем назначается новая группа с теми же ролями или иными.

Учение. Это наиболее масштабная, максимально приближен­ная к реальности форма практического обучения. По организациии методике она имеет сходство с игрой, только проводится не в обычной учебной аудитории, а в специально оборудованных под помещения правоохранительных органов, либо в реальных поме­щениях, либо на местности. Имитируется не только деятельность, но и условия приближаются к реальным. Участники учения, вы­полняя определенные роли, распределены по местам, контакты с
друг другом осуществляют как в реальной деятельности с помо­щью средств связи, переписки, посыльных и пр. Все участники не рассказывают, что делают, а делают фактически, перемещаясь, действуя, если надо имитируя применение оружия и спецсредств (холостые патроны, средства имитации) или фактически применяют их (с полным соблюдением мер безопасности, обеспечиваемых руководителем и его помошниками). Практически всегда участвует в учении и группа (лицо), имитирующая фактически действия «противника» - криминального элемента, противостоящего работникам правоохранительных органов.

Учения бывают штабными (действия на картах, схемах, с документами и средствами связи; проводятся локально, обычно как кафедральные), тактическими (отработка тактики действий по решению определенной задачи и достижению нужного результата; проводятся локально, обычно как кафедральные), комплексными, оперативно-тактическими (объединяют задачи первых двух и действия разных сил; проводятся как межкафедральные или в масштабе образовательного учреждения).

Обычно учения проводятся на рубежных, завершающих эта­пах подготовки, опираясь на достигнутые в ходе предшествующих семинаров, практических, лабораторных занятий, тренингов и игр результаты. Развитие событий и контроль за действиями участни­ков осуществляет руководитель учения с помощью штаба учения и посредников, прикрепляемых к каждой группе участников или к месту, где развертываются ответственные события.

4.6. Интенсивные технологии в юридическом образовании

Сущность и роль современных интенсивных технологий.Мы живем в эпоху, когда успехов в любой области и в соперничестве с другими достигает страна, ее структуры, органы, организации и специалисты, владеющие более совершенными технологиями, по­зволяющими при тех же или меньших затратах времени и средств получать не только то же, но и лучше, больше. Побеждает тот, кто создает интенсивные технологии и использует их, ускоряя прогресс и опережая других.

Образование не может оставаться островком старого мира в новом мире. Оно развивается и может не отставать от требований быстро развивающейся жизни при обязательном использовании интенсивных педагогических технологий. В мировой педагогике и у нас разработано немало принципиально усовершенствованных и вовсе новых технологий образования. Характерной особенностью выступает их психолого-педагогический характер, позволяющий на деле реализовывать принцип природосообразности и избежать субъективизма, волюнтаризма и авантюризма в педагогической работе. Использование наиболее адекватных специфике юридического образования современных интенсивных технологий - реальный инновационный ресурс сегодня.

Часто приходится слышать и сетования с негативным оттенком: «не тот студент пошел». Действительно не тот: более развитый, ранее социально сложившийся, более информированный, более требовательный, более раскованный и т.д. Но это лишь повышает требования к педагогическому профессионализму преподавателя. Доказано и то, что причинами нерадивости и равнодушия студентов к учебе становятся нередко недостатки этого профессионализма, неумение пользоваться интенсивными технологиями.

К значимым и актуальным для юридического образования относятся технологии:

- личностного подхода,

- воспитывающего обучения,

- развивающего обучения,

- усиления образовательной партитуры обучения,

- формирования и поддержания готовности студента к овла­дению учебным материалом занятия,

- обеспечения интереса студентов к занятию,

- педагогического сотрудничества,

- проблемности обучения,

- гуманизации и демократизации обучения,

- обучения и воспитания в духе здорового образа жизни, самоформировании личности обучающегося,

- компьютеризации обучения и образования.

Принципиальные положения о первых четырех технологиях были изложены в предыдущих параграфах.

Технология формирования и поддержания готовности сту­дента к овладению содержанием занятия.Занятие требует не только активности преподавателя, но и высокой активности сту­дента. Если он сам не хочет сделать содержание образования дос­тоянием своего сознания, если не прилагает достаточно больших усилий для этого, если он пассивен, то эффект будет близок к ну­лю. Невозможно научить студента, если он воспринимает речь преподавателя в пол уха, студента равнодушного, сонного, ску­чающего, расслабленного, у которого, как говорят, по усам течет, а в рот не попадает. Попытка учить так сопоставима с желанием наполнить бездонную бочку водой. Нужно добиться, чтобы на за­нятии каждый студент хотел качественно усвоить все то, чему егоучат, был психологически активен, старался и напряженно тру­дился, т.е. находился в состоянии готовности к овладению учеб­ным материалом от начала до конца занятия. Такое состояние как бы открывает обучающегося навстречу усилиям преподавате­ля, похоже на «аппетит» к поглощению учебного материала и желание его «заглатывать».

Готовность студента к овладению содержанием занятия, обу­чению на каждом занятии имеет много факторную обусловленность. Обнаруживающаяся пассивность, нерадивость студента - горький плод, взращенный на почве недооценки или низкой эффективности работы по формированию его личности. Но все-таки не все так безнадежно. Многое зависит от особенностей занятия, на котором присутствует: его содержания, организации, методики, действий преподавателя. Возможности преподавателя не беспредельны, но и не так уж малы. Верно говорят, что все преподаватели делятся на три группы: тех, кого невозможно слушать, кого можно слушать и тех, которых нельзя не слушать. Педагогическая культура и мастерство последних таково, что они покоряют любую аудиторию, подчиняют ее своему влиянию, даже если она изначально была не настроена слушать. Основные осо­бенности технологии этой работы таковы:

- занятие может дать максимальный эффект, если препода­ватель не сводит свою задачу к изложению учебного материала, а одновременно, параллельно с ней, ориентирован на решение зада­чи формирования и поддержания готовности студентов к овла­дению учебным материалом, на каждом занятии;

- занятие надо проводить с подъемом, полной самоотдачей,
хорошим настроем на него, которые заразительно транслируются
на студенческую аудиторию. Если у преподавателя отношение к
занятию как к обузе, повинности, если его мысли заняты другими
заботами, если он чем-то расстроен, то все это неизбежно отражается на выражении его лица, глаз, общем виде, тоне голоса, даже изложении содержания и одновременно на настрое студентов;

- занятие должно быть интересным (см. следующую техно­логию);

- постоянно привлекать и удерживать внимание обучаю­щихся. К.Д. Ушинский сравнивал внимание с «дверью души»: есть внимание — «дверь» открыта, нет - «дверь» закрыта и в сознание слова преподавателя не проникают. А.Ф. Кони писал: «Чтобы лекция имела успех, надо 1) завоевать внимание слушате­лей и 2) удержать внимание до конца речи»[111]. Достигается это на всех занятиях: а) подбором привлекающего внимание содержания, сведений, примеров, рекомендаций; б) разнообразием и комбини­рованием характера учебного материала (не только теоретиче­ских положений, но и доказательств, цифр, таблиц, примеров их практики, данных научных исследовании, цитат, практических рекомендаций, выводов и др.); в) разнообразием и комбинирова­нием методов не только во всей работе, но и на каждом занятии (рассказ, разъяснения, разбор, показ, вопросы к аудитории, ответы на вопросы, обсуждения, проверка усвоения, упражнения обу­чающихся, изменения учебной обстановки, контрольные меры, задания и др.); г) богатством используемых речевых и неречевых приемов (изменения громкости голоса, интонаций, ударений, тем­па и ритма произнесения слов, выразительность мимики и жестов, изменения позы и места нахождения в учебном помещении и т.п.). Бывает, что преподаватель обнаруживает, что важное положение, которое он разъяснял, не привлекло внимания студентов и большинство не записывало его в конспект. Стоит повторить его, произнося с расстановкой, словно задиктовывая, и аудитория словно проснется, начав дружно делать записи; д) стилем изложения «под конспектирование». Конспектирование на занятиях нормативно не обязательно, но когда студент хочет иметь хороший кон­спект и ведет его, он обязательно будет внимателен на занятии. Стоит поощрять конспектирование, особенно когда учебника нет или он устарел. Поощрительную роль выполняет стиль, отличаю­щийся: строгой логикой изложения, четким структурированием выделением переходов от одной структурной единицы к другой' замедлением темпа изложения (близким к задиктовке) в местах, которые студенту следовало бы отметить в конспекте. При удач­ном изложении материала преподавателем сами студенты убежда­ются, насколько хорош и полезен краткий, содержательный и чет­ко структурированный конспект (а не «цельнотянутая» стено­грамма речи). Это стимулирует внимание на последующих заня­тиях; е) управлением вниманием прямыми обращениями к ауди­тории («Обратите внимание на...»), направлением его копчиком указки, периодическими расслаблениями (избавляя от необходи­мости напряженно конспектировать, приводя и описывая приме­ры, меняя трудность изложения, задерживаясь на детальном рас­смотрении какого-то вопроса, обращаясь к аудитории, используя шутки, устраняя причины, отвлекающие студентов и порождаю­щие рассеянность, учитывая утомление студентов к концу занятия, дня, недели), говоря достаточно громко, чтобы все слышали и достаточно тихо, чтобы слушали; ж) выбором форм, организации и методов проведения занятия, стимулирующих внимание. Об­щее правило: чем меньше студент сидит, подперев голову рукой, и чем больше он что-то делает (пишет, рассматривает, берет в руки, разбирает, помогает, двигается и пр.), тем он внимательнее, тем лучше усваивает учебный материал.

Технология обеспечения интереса студентов к занятию. Ни­какой материал не может быть усвоен хорошо, если он не интере­сен. Интерес мобилизует возможности, обеспечивает внимание, - и лучшее понимание и запоминание. То, что делается с интересом, делается вдвойне успешно. Идея интересной школы - одна из идей в развитии мировой педагогики.

Интерес - положительное познавательно-эмоциональное от­ношение человека к новому, неизвестному, сопровождающееся стремлением разобраться в нем. Он может быть поверхностным (любопытство, реакция на новое, наглядное, яркое; как качество он присущ малообразованным, интеллектуально и духовно слаб» развитым людям) и глубинным (пытливость, интерес к содержанию, пониманию, причинам, идеям, доказательствам), неустойчивым, ситуативным и устойчивым, личностным (качеством человека). Общая психолого-педагогическая стратегия его развития у студентов: от поверхностного, ситуативного — к содержательному, глубинному познавательному интересу, а от него — к интеллектуальной потребности, профессиональному интересу как качествам личности юриста. Поэтому забота преподавателя об интересном проведении занятия, о борьбе со скукой на нем не абстрактно-гуманитарная выдумка, а необходимость, проявление психолого-педагогической зрелости, одно из исходных условий успешности обучения в целом.

В технологии обеспечения интереса студентов на занятии можно выделить ряд особенностей.

Необходимо постоянное и выраженное проявление интереса самого преподавателя к занятию, увлеченности им. Если от него веет скукой, то почему должно быть интересно студентам?

Человеку интересно всегда то, что имеет для него значение. Поэтому нужно постоянное раскрытие студентам значения изу­чаемого: в начале занятия, при переходе к изучению очередного основного вопроса плана темы, при изложении отдельных поло­жений и советов. Не ограничиваться словами — «это важно», «это очень важно». Понимание важности слушателями достигается разъяснениями, что это дает студенту, для чего потребуется в предстоящей жизни и практической работе, как повлияет на успех и оградит от промахов, ошибок и неприятностей. Хорошо бы по­чаще иллюстрировать разъяснения примерами из практики (положительными и отрицательными), ссылаться на опыт, рассу­ждать от противного («Предположим, решая профессиональную задачу, вы пренебрегли этим, забыли, не учли. Давайте посмот­рим, к чему это приведет...»).

При отборе и раскрытии содержания темы учитывать, что вызывает интерес студентов:

- актуальность темы и ее содержания, ее новизна;

- недопущение сведения содержания к элементарным осно­вам, из которых не найти ответа на трудные вопросы профессио­нальной деятельности; включение в содержание таких вопросов, а ее замалчивание или уход от них;

- строгое подчинение отобранного материала теме и целям занятия, его четкое структурирование, логика изложения;

- глубина и интересность раскрытия содержания, обоснован­ность и доказательность, постоянная связь с практикой;

- смелость и самостоятельность суждений преподавателя, а не трусливая уклончивость при вопросах студентов.

Следует активно пользоваться психологически обоснованными и проверенными педагогической практикой методическими приемами возбуждения и удержания интереса студенческой аудитории:

- приемами наглядности, т.е. показа;

- приемами конкретизации — перехода от абстрактных, теоретических рассуждений к конкретным событиям, почерпнутым из жизни, практики;

- приемами персонификации - упоминания фамилий, кон­кретных регионов, организаций, обращение к личному опыту сту­дентов, персональные обращения к кому-нибудь в аудитории;

- приемами соучастия - приглашения обучающихся к со­вместному поиску ответов на вопросы («давайте подумаем…», «как вы считаете?»), предложение им мысленно превратиться в участника определенного события («представьте, что вы находи­тесь...», «поставьте себя на место потерпевшего и подумайте..») яркое раскрытие чьих-то или собственных впечатлений и пережи­ваний и т.п.;

- приемами создания проблемной ситуации (см. ниже техно­логию проблемного обучения);

- приемами включения студентов в решение практических задач;

- приемами активизации самостоятельности и творчества. Большинству людей всегда интереснее самому разобраться, при­думать, решить, сделать, а не по указке других. Нужно поощрять студентов к самостоятельным и творческим проявлениям и ценить, высказывание ими собственного мнения, предлагая одновременно обосновать его, тактично подправлять ошибки и неточности, давая возможность на опыте в учебных условиях оценить правильность своей точки зрения.

Технология педагогического сотрудничества. Педагогическое взаимодействие — неотъемлемый и очень важный элемент педаго­гической системы образовательного процесса (см. рис. 5).

Анализ опыта талантливых педагогов свидетельствует о том, что при всем разнообразии организации и методик проведения занятий есть и общее: умение построить и провести занятия так, что на них царит атмосфера подъема, увлеченности, интереса, вы­сокой активности, взаимопонимания преподавателя и обучающих­ся, деловой доброжелательности. Занятие при этом превращается из мероприятия по передаче информации в дружную совместную работу по высокоэффективному достижению образовательных це­лей. Вместо зрительного и слухового контакта между обучающим и обучающимися функционирует межличностное взаимодействие, которому присущи:

- стремление и преподавателя и студентов к единой цели, порождающее сотрудничество;

- взаимное понимание преподавателем и обучающимися друг друга, осознание общности интересов и необходимости взаимной поддержки;

- доброжелательное, доверительное отношение друг к другу, удовольствие от общения и совместной работы;

- взаимная добросовестность, усердие, самоотдача;

- «культ учебы», эмоциональный подъем, интерес, хороший настрой, увлеченность занятием, упорство и настойчивость в ре­шении задач занятия;

- взаимопомощь в преодолении трудностей;

- объективность во взаимных оценках, справедливость, культуpa взаимоотношений и общения.

Взаимодействие преподавателя и студентов, отличающееся описанными особенностями, получило название педагогического сотрудничества. Это высший уровень педагогического взаимодей­ствия, обеспечивающий высокие образовательные результаты.

Исходной предпосылкой реализации технологии педагогиче­ского сотрудничества выступает задача понимания и принятия ее для реализации преподавателем. Важно понять, что это не «модная игра в демократию», а условие и способ достижения вы­соких результатов: 1) стимулирующие добросовестное отношение студентов к учебе, 2) приносящие существенную прибавку в овла­дении ими учебным материалом на занятиях, 3) развития профес­сионально важных качеств. Готовясь к очередному занятию и про­водя его, преподавателю следует помнить, что педагогический процесс предполагает взаимодействие, а не «игу в одни ворота». Поэтому надо настраиваться на достижение сотрудничества на за­нятии и продумать способы его достижения. Для достижения пе­дагогического сотрудничества преподавателю следует:

- занять в отношении к студентам позицию старшего добро­желательного товарища и наставника, которой присущи естест­венная доброжелательность, демократизм, открытость, доступ­ность, готовность помогать, откровенность, принципиальность, справедливая и не оскорбляющая чувство собственного достоинст­ва обучающихся строгость, поддержка испытывающих трудности, внушение им веры в успех. Антипедагогичны позиции «началь­ника», «попустительствующего либерала», «стороннего наблюдателя»;

- постоянно стремиться к завоеванию авторитета у студентов, к тому, чтобы они в идеале любили преподавателя. Слово авторитетного преподавателя студенты ловят сами, боясь что-либо пропустить, и принуждать их к этому не надо. Преподавателю следует на каждом занятии проявлять увлеченность и самоотдачу, профессионализм и мастерство, уважение и внимание к студентам, не совершать ошибок, подрывающих авторитет. Каждый авторитетный преподаватель отмечен печатью яркой личности и индивидуальности, а все посредственные - безлики, похожи друг на друга жизненной пассивностью, духовной бедностью, равнодушием ко слушателям, нередко — грубостью и бестактностью. Психологическими барьерами на пути завоевания авторитета выступают: мания превосходства, профессиональное чванство, завышенное самомнение, нескромность, высокомерие, недоброжелательность и несправедливость по отношению к слушателям;

- строить рациональные взаимоотношения со студентами, которые должны быть взаимно уважительными, отличаться взаимопониманием, взаимными симпатиями, принципами гуманности и демократизма. Тенденциозность, субъективность и односторонность в оценках студентов («все они бездельники» и т.п.) иска­жают взаимоотношения, порождают несправедливость, обиды, утрату взаимоуважения и понимания;

- осуществлять общение как педагогическое, основанное на психолого-педагогических соображениях. Сначала думать, а потом говорить. Думать, что сказать и как сказать. Проявлять культуру вежливость, щедрос

Наши рекомендации