Игры для социо-игрового приобщения
К ДЕЛУ
Эхо
Превращение предмета Стулья Эстафета
Отличись, дополни, повтори
Летает, не летает
Помощь в превращении .
Живой алфавит
По алфавиту
Письмо из букв
Спор предлогами
Рассказ-рисунок о том, что вижу
Речь на цифрах (история в цифрах; изложение, сочинение историй; вольный перевод)
Озвучивание иллюстрации, картины, диафильма
Составь слово
Команды-загадки
Шумы
Пишущая машинка
Тарабарщина
Фраза с заданными словами
Знаки препинания
Слово из предложения
Составление разрезанной фразы из стихов
Шапка вопросов
Озвучивание паузы
Так и не так
III. ИГРЫ РАЗМИНКИ - РАЗРЯДКИ
Руки-ноги
Выход ряда
Заводные человечки
Равномерно занять класс
Замри
Вес
Буквы-загадки Аббревиатуры
Слушать за окном, за дверью Неиспорченный телефон Одновременность Превращение комнаты
На 5 органов чувств
Слова на одну букву
Японская машинка
Ловить зверюшку
Встать по пальцам
Расчет с двух концов
IV. ИГРЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
Вес
Животные
Костюм-превращение
Помощь в превращении Превращение комнаты
Детские стихи по ролям
Рассказ-рисунок о том, что вижу
Заданные слова Заданный жест
Тело в деле
Фраза (предложение) с заданными словами
Собрать диалог
Игра по рассказанным ситуациям
Сочинение историй-сценок с костюмами
Заданные обстоятельства
Пауза для трех
Сценка с междометиями
Составление набора «так и не так»
Театральный билет
Сценки-истории
V. ИГРЫ ВОЛЬНЫЕ (НА ВОЛЕ)
Делиться на команды
Считалки
Воробьи — вороны
Тумба, тумба, где ключи
Тише едешь — дальше будешь
Ходить след в след
Воробьи — вороны со стопом
День наступает — все оживает, ночь наступает замирает
Замри — запомни, повтори, «оживи»
Превратился сам
Где (или кем) мы были, мы не скажем, а что детали
покажем
ПФД
Прятки
Слова на одну букву
Сочинение историй, сценок с костюмами.
КОММЕНТАРИИ
К ИГРОВЫМ ЗАДАНИЯМ-УПРАЖНЕНИЯМ
В комментарии к игровым заданиям-упражнениям иногда включены только инструкции, то есть те правила, по которым должны действовать дети, ведущий и/или организатор-взрослый, иногда и пояснения, типа «следует дождаться разных вариантов ответов...», иногда в комментариях указываются типичные трудности, которые преодолевают исполнители при работе над заданием-упражнением. Но первостепенное значение для живого проведения игровых заданий имеет прежде всего сама позиция взрослого, его намерения по отношению к детям вообще и к проводимому занятию в частности.
Очень часто учитель и воспитатель, попробовавший на одном из наших семинаров принять участие в выполнении каких-либо из предложенных в сборнике игровых заданий-упражнений, с энтузиазмом начинает использовать их на своих занятиях. Реже встречается педагог, который и после участия в семинарских играх-упражнениях уверенно утверждает, что подобные задания не так уж и нужны, или что они даже бесполезны в процессе обучения и воспитания. Такая редко высказываемая позиция опирается на уверенность учителя в том, что в его работе и так, в целом, все обстоит благополучно: дети всегда и ко всему внимательны, занимаются с удовольствием, нет особо отстающих, а время занятий все до последней секунды идет на пользу обучения и воспитания. Но подобная учительская уверенность в том, что «у нас и так, в общем, все хорошо», как-то слабо согласуется с пережитым ими на себе эффектом воздействия заданий во время собственного участия в играх. Создается впечатление, что, даже увлекшись выполнением игровых заданий-упражнений, такой «благополучный» учитель все же резко отсекает всякую связь испытанного увлечения с тем, что может (или должен) чувствовать на уроке его ученик. И, опомнившись после групповой поисковой творческой работы, такой учитель явно или скрытно, но тут же отказывается использовать в своей работе предлагаемые нами игровые задания-упражнения.
Большинство же учителей и воспитателей заинтересовываются заданиями-играми даже после краткого перечня достоинств, рекламируемых нами в реальной работе на семинаре. Мы, например, говорим, что такое-то задание не будет получаться, пока участники не услышат и не увидят друг друга,
То есть мы считаем одним из назначений данного упражнения: возможность поставить каждого участника в зависимость от других. И учитель, сам только что участвовавший в выполнении задания, соглашается с нашими желаниями, обещаниями и гарантиями. Но зачем лично ему нужны такие умения, такая взаимозависимость учеников? Зачем, если, пусть даже он верно проведет это упражнение сам и вытерпит зрелище путающихся и ищущих выхода учеников, выполняющих это упражнение у него на уроке? Ведь, вот упражнение окончено, и все на его уроке возвращается в традиционное русло со своим унылым характером общения и индивидуалистической включенностью каждого. И все свойства, для тренировки которых детьми было выполнено упражнение, вопреки абстрактным желаниям учителя, оказываются ненужными, а то и мешающими ему. Случается, что именно так в жизни и проявляется та общая позиция и те общие намерения некоторых учителей и воспитателей, которые начинают использовать приведенные в «Малом сборнике» игровые задания-упражнения. Для одних они становятся ценным и желанным подспорьем в работе, для других — необязательной игрушкой, а для третьих — игрушкой даже опасной.
Для того, чтобы успешно (то есть интересно для детей) провести какое-либо игровое упражнение На своем занятии, педагогу недостаточно просто прочитать соответствующий комментарий. Мы полагаем, что только проигрывание в воображении самого процесса работы со своими сегодняшними воспитанниками над заданиями сборника поможет воспитателю и учителю успешно осуществить их на занятиях. Полезно после занятий вернуться к Сборнику и реальную картину проведения выбранного упражнения сравнить с текстом комментария, чтобы перепроверить свое восприятие и понимание сплетения наших основных указаний.
Если воспитатель или учитель при повторном обращении не найдет в тексте к данному упражнению сведений, помогающих ему преодолеть какие-то трудности и неопределенности, возникшие на занятиях при попытке использовать (выполнить) понравившееся упражнение, мы_можем добавить лишь один совет — сочинить свои дополнительные правила и инструкции, чтобы группа детей могла приложить свои усилия и могла приблизиться к желаемой форме исполнения задания.
Но при этом, учитывая возможное несовершенство наших комментариев, все же крайне важно тщательно взвесить каждое
слово в имеющейся у нас инструкции и поверить, что все игровые упражнения сборника реально и с удовольствием выполнялись детьми. Причем «выполнялись» в нашем понимании означает то, что ученики с интересом трудились над выполнением, а нередко оно у них получалось только после ряда попыток. Например, задание на одновременностьисключает намерение назначить «главнокомандующего» или позволить кому-то взять на себя подобную миссию, — все дело, весь смысл задания состоит именно в общем и одновременном исполнении какого-то жеста, действия, когда этот момент рождается из взаимопонимания и взаимопонимания, а не подменяется чьей-то командой. В командной «одновременности» мы практически видим очень мало педагогической ценности, — лишь самый примитивный результат индивидуального послушания, а эту задачу более интересно реализуют другие игры-упражнения, несущие свои трудности для исполнителей, ведущего и организатора — взрослого.
Используя различные игровые задания-упражнения на занятиях, учитель или воспитатель может столкнуться с тем, что какое-то любимое упражнение дети со временем начинают выполнять пассивно, без желания и удовольствия. Происходит это потому, что для них упражнение стало слишком легким и они уже не видят, не ощущают в нем сложностей, препятствий, преодоление которых вызывает интерес, увлеченность, азарт. Педагогу следует помнить, что не только непосильное, но и очень легкое быстро становится скучным. И задача преподавателя — открыть детям в знакомом упражнении новые препятствия (то есть элементы более высокой степени сложности), которые вызовут новый прилив энтузиазма по их преодолению.
В комментариях ко многим игровым заданиям-упражнениям даны и соответствующие советы, и примеры подобных усложнений.
Наконец, наше замечание о том, как приведенные в Сборнике игры-упражнения соотносятся с теми умениями, знаниями и навыками, которыми мы, взрослые, обязаны оснастить детей, приходящих к нам на занятия (определения, правила, техника счета, письма и т. п.). Мы считаем, что именно в психологической атмосфере, обеспечиваемой игровыми упражнениями Сборника, только и может, и должно; идти все обучение. Обучение становится радостным процессом приобретения, если оно развивается от «не получается» к «получается», и это отлично видно и мне, и моим товарищам, и это не страшно,
и все мы вместе и каждый может помочь каждому, и никто не знает, как может быть лучше.
Если у учителей или воспитателей, взявших в руки нашу работу, есть такие педагогические желания и цели, которые не могут осуществиться без увлеченности, уверенности, гордости и творчества детей, — то мы считаем, что они не только смогут найти к комментариях помощь для осуществления своих заветных педагогических желаний, но и превратят каждое из приведенных здесь упражнений в серии или цепочки вариантов и разновидностей. Так, «волшебная палочка», «эстафета», «превращения» по-разному выглядят на занятиях математикой, родным языком, изобразительным искусством. Так же по-разному каждое из упражнений используется учителем на разных этапах освоения группой «учебной темы» — в процессе приобретения мастерства, в период озадачивания и в ситуации столкновения с новой неразрешимостью «учебной» задачи, для решения которой каждому потребуются новые знания и новые умения.
Опытный педагог, надеемся, заметит, что для такого видения учебно-воспитательного процесса ему будет не хватать традиционных форм подготовки к уроку, и даже предложенные игры-задания не спасут положение. Они, наоборот, стимулируют личный педагогический поиск. Педагогу - придется «по-человечески», детскими глазами посмотреть на каждую «тему» занятия, на каждое правило, на каждое умение, которым в конечном счете должен овладеть ребенок. Тогда, скорее всего, цели занятия, тема урока,, последовательность заданий и способ их возникновения окажутся у нашего читателя не очень похожими на те, которые мы видим почти во всех фильмах, где показываются учебно-воспитательные учреждения.
В комментариях игровые задания-упражнения расположены в алфавитном порядке.
АББРЕВИАТУРЫ
(сокращенные названия)
Учитель предлагает классу прочесть, полностью ряд принятых в государстве аббревиатур: СССР, ТАСС, ООН, КПСС; — и сокращения: райсовет, исполком, колхоз. После того, как все в классе освоили самые распространенные аббревиатуры и сокращения, начинается игра в аббревиатуры, сочиненные
всеми и каждым участником занятий. Дети выходят к доске и пишут (если умеют) или произносят свои аббревиатуры: КВР, ОУР, ДТП и т. д. Отгадывающие собираются вокруг автора каждой из аббревиатур (возникает малая группка) и пытаются расшифровать ее. Учителю полезно обратить внимание, кто из участников с интересом принимает роль загадывающего, кто с азартом отгадывает, а кто остерегается включаться в работу без заранее известного способа отгадывания, не зная ответа,
Расшифровка аббревиатур позволяет в игровой ситуации упражнять свое воображение, знание окружающей реальности и интеллектуальное развитие. Увидеть за буквами слова, да еще организованные между собой в название какого-то учреждения, вида деятельности и т. п. — задача для детей не столько трудная, сколько неожиданная. Дети легко начинают шутить и смеяться, придумывать смешные названия. При повторении этого упражнения, после того, как все ученики могут дать свою интерпретацию любой аббревиатуры, можно вводить усложнения-ограничения: это названия из страны смеха, слез, зверей, звезд, деревьев, и т. п. Одним из вариантов заедания может быть «Письмо из букв» (см. соответствующий комментарий).
БУКВЫ-ЗАГАДКИ
«Буква по воздуху» — дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к классу, пишет по воздуху крупную букву. Все отгадывают ее. При этом часто отгадывающие непроизвольно повторяют движения ведущего. Разумеется, отгадать загадку может тот, кто загаданную букву уже знает. По повторять движения, совершенные ведущим во время письма, может захотеться любому ребенку. Буквы можно писать по воздуху плечом, головой, иргой, коленкой. Как усложнение (см. последний абзац в комментарии к «Замри — запомни, повтори, оживи»), оживляющее интерес к заданию, может быть предложено написание букв в зеркальном отражении.
«Буква-хоровод» — Труппа вызванных к доске детей, взявшись за руки, своим хороводом-змейкой, вьющейся за ведущим, прописывает букву, которую он загадал. Участники хоровода и зрители отгадывают ее. Задание выполняется детьми с удовольствием, если хоровод послушен и сообразителен, если ведущий хорошо пишет, т. е. знает, как начинать писать
букву. Для трудногохоровода нужно 10—12 человек. Задание полезно и для тренировки согласованности в коллективной работе.
«Строим буквы» —.группа детей «строит» из себя какую-то букву, как застывшую живую пирамиду, а все остальные зарисовывают, записывают, отгадывают ее.
При желании детей «буквы-загадки» могут стать короткими «словами-загадками», например: кот, яд, ау, хор.
ВЕС
Разное ощущение человеком своего веса зависит от его самочувствия, настроения. Радость, ликование дают ощущение невесомости, полета, легкости. Это состояние легкости обозначается цифрой «1». При команде «один» все ученики класса превращаются в легких. При команде «два» — в солидных, но довольных; «три» — недовольных, скучных, усталых, обиженных, огорченных;,, «четыре» — все становятся тяжелыми до бессилия, даже головы не держатся, тело налито свинцом, встать, поднять руку невозможно, тяжело.
Приведем пример возможного варианта начала. Детям предлагается, сидя на стуле, «превратиться» в спящих. Затем им предлагается, оставив тело расслабленным, уже не «спать», а удерживать внимание на педагоге. Он в это время проверяет работу мышц рук и ног у сидящих учеников. Расслабление мышц создает субъективное чувство тяжести. После, этого детям предлагается, сохраняя расслабленность мышц и ощущение тяжести, выполнять простейшие передвижения: поменяться местами (см. комментарий к заданию «Разведчики»), поднять руки или встать (см. комментарий к упражнению «Руки-ноги»), подойти к окну, закрыть или открыть дверь, переложить тетрадь, ответить на вопрос и т. д. Поначалу детям бывает нелегко сохранить расслабленность, чувство тяжести в руках, ногах, спине, губах и языке, в веках, щеках, пальцах.. Если при этом у кого-то возникает не формальное передвижение, а целеустремленное и органическое действие, то педагог задает вопрос: «Что с тобой?». Дети как оправдывают расслабление и возникшее ощущение тяжести: болит голова (или живот); устал; двойку получил; мама заболела и т. п. С этого у ребенка может начинаться контроль за своей позой. Затем на основе освоения тяжелого веса (команда «четыре»), дети знакомятся и овладевают остальными: «легкий вес»
(«один»), «вес с достоинством» («два»), «вес с неохотой» («три»).
Освоение учениками «веса» позволяет использовать его не только в качестве эффективных разминок на занятии, но и в качестве усложнения других игровых заданий-упражнений. Например: «Разведчики», «Руки-ноги». «Заданные (окружающие) обстоятельства», «Превращения» и др. Когда учитель (воспитатель) для последних двух из перечисленных упражнений подготавливает к занятию билетики-задания с указанием места действия (в школе, на перемене, дома, на кухне, на озере и т. д.), он в них может добавить указание, в каком весе нужно будет выполнять этюд-сценку. Ребенок, вытягивая даже знакомый билетик (билетик, который ему уже попадался на одном из прошлых занятий), начнет выдумывать новую историю, учитывающую дополнительные предлагаемые обстоятельства. Именно такие ситуации в тренировке фантазии и воображения при социо-игровом подходе представляются наиболее продуктивными и целесообразными для развития способностей ребенка, так как содержание нафантазированного связывается с теми или иными, более тонкими особенностями поведения задуманного или получающегося у исполнителя персонажа.
ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке, передача палочки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например: передающий называет любое число, а принимающий — число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); или передающий называет существительное, принимающий — прилагательное (глагол) к нему; можно попросить передающего назвать сказку, а принимающего — персонаж из этой сказки. Если получающий не ответил, палочка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».
Упражнение фиксирует момент диалога: услышал — ответил. Причем никто не знает, что он услышит, хотя проверить правильность ответа может каждый. Быстрота, яркость, неожиданность словосочетаний достигается только в том случае, если слушающий сразу за словом передающего представляет
реальную картину из жизни идает свой ответ, исходя изеё особенностей.
Например:
1-ый:стол — 11-ой:стол с чернильным пятном;
11-ой:бежит — 111-ий:собака бежит;
111-ий:белое — 1У-ый:белый воротник и т. п.
Или варианты:
Ведущий:стол Ведущий:бежит
1: стол с чернильными пятнами 1: собака бежит
11: стол со скатертью II:ручей бежит
III:раскладной стол III:девочка бежит
1У: обеденный стол IV: дорога бежит
и т. д.
Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Активизировать этот опыт позволяет, в том числе и задание-упражнение «Волшебная палочка» (подробнее см. с. 15-16).
Задание «Волшебная палочка» может иметь много вариантов, каждый из которых в большей или меньшей степени меняет внутренний смысл упражнения.
Примеры вариантов:
— при передаче «волшебной палочки» можно договориться об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза; передающий взглядом как бы ждет, а отвечающий — успокаивает или удивляет;
— говорящему становится видна оценка всеми присутствующими его слов, когда вводится такое условие: если кто-то из присутствующих ответил бы точно так же, то они встают; например, передающий: два плюс три;— принимающий: пять(часть детей встает, они согласны); но с помощью этого условия можно выявлять стереотипы и банальности, Например, передающий: елка;— принимающий: зеленая(все, кто ответил бы так же, встают; тут же можно и выяснить, какие бывают на свете елки: новогодние, засохшие, пушистые, в снегу, высокие, с шишками, искусственныеи т. д.);или трубочист—черный, мяч — круглый, небо — голубое и т. п.
— передающий выбирается (или назначается) один на
всех, и тогда палочку каждый отвечающий возвращает ему в
руки (если этот вариант использовать для работы всех детей,
то он становится наименее социо-игровым, если же все присутствующие дети разделились на малые группки и в них сами выбирают передающего и сами перевыбирают его за ка-
кую-то оплошность, то тогда и этот вариант может стать жизненно ценным для занятия).
ВОРОБЬИ – ВОРОНЫ
Играющие делятся на две команды, которые становятся друг против друга (визави), одна команда называется ВОРОБЬИ, другая — ВОРОНЫ. Та команда, которую называет ведущий, ловит (салит), другая команда убегает. Ловят и убегают до определенной черты, на два, три шага сзади стоящей команды. Ведущий говорит медленно: «Во-о-о-Ро-о-о» — в этот момент готовы и убегать, и ловить обе команды. Именно этот момент противоречивой готовности и важен в упражнении. Затем, после паузы ведущий заканчивает: «...ны!». «Вороны» бросаются ловить убегающих за черту «Воробьев». Игру обязательно надо доводить до конца, подавая сигналы то для «воробьев», то для «ворон», и в конце игры подвести итог выигрышам каждой команды.
Подчеркиваем, что в игре очень ценен момент исходной мобилизации каждого из играющих; каждый готов одновременно и убегать и догонять.
На втором этапе в игру можно вводить усложнения «стоп-замри». В этом случае все разбиваются на пары и договариваются, кто в паре «воробей» и кто «ворона». Все пары размещаются на площадке в хаотическом порядке. По команде «Вороны!» тот, кто в паре «ворона», догоняет своего напарника «воробья», пока не прозвучит команда «стоп (или замри)!». Все замирают, кто где был. Опоздавшие застыть пары выводятся из игры (выводятся даже в том случае, если не замер только один из партнеров). Затем подается команда либо «Воробьи», либо «Вороны», и те, кого назвали, выходя из стопа, догоняют, а их напарники убегают. В условиях следует оговорить, что, если убегающий будет осален своим партнером раньше, чем прозвучит команда «Замри!», то осаленный должен остановиться и стоять по стойке «смирно» все время, пока не прозвучит команда «Во-ро-...».
В этом варианте тренируется исходная мобилизация. Помимо этого тренируется выдержка — нужно суметь быть неподвижным (вплоть до движения глаз) все время «стопа» (а это время педагог может иногда удлинять); внимание — замереть нужно сразу после команды без опозданий; ответственность перед партнером — если не выполнил условие один,
то выбывает пара, хотя другой эти условия выполнил. Все эти качества важны в любой коллективной работе и тем более в игровой.
Вариант усложнения см. в игровом задании «Замри — запомни, повтори, оживи».
ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ
Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись (или закрыв глаза), поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!». Он открывает глаза или поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев. Во время выполнения упражнения каждому из учеников нужно быстро сориентироваться и, если количество стоящих меньше заданного, встать самому, если больше и он сам стоит, то непременно сесть. Особо сильный накал возникает тогда, когда педагог задает единицу. За короткое время счета до трех два — три ученика то встают одновременно, то, не уловив решения партнеров, одновременно садятся, считая себя лишними. С развитием внимательности к поведению партнера ученики уже без особых затруднений справляются с самыми каверзными числами «1» и «10».
«Встать по пальцам» — упражнение, в котором каждый из учеников внутренне решает и внешне определяет меру своего участия в выполнении задания. Поэтому оно помогает активизировать ученическую позицию на занятии. Это упражнение хорошо, т. е. «на отлично» выполняется только при условии нацеленности, каждого на общий результат. Практически в момент выполнения задания никто'" не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же есть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на общий настрой участников занятий. Нередко в группе оказывается два — три ученика, которые встают каждый раз, и пять — шесть не работающих. Для изменения такой ситуации можно предложить следующее: слишком активных просить включаться в работу через 5—б секунд после первой попытки группы выполнить задание или отсадить их в отдельную команду «судей», которые будут наблюдать за точностью выполнения команды «Замри!»; создать отдельную подгруппу, из
неактивных, и для этой подгруппы дать новое задание; можно разбить класс на три группы и устроить соревнования на скорость реакции или даже счета: I группа — число; II группа — число; III группа— сумма.
Для социо-игрового подхода в этом, упражнении ценна своеобразная мобилизация всех работающих. Готовность к тому, чтобы действовать, и к тому, чтобы не шевелиться —все в зависимости от того, что будут делать те, кто вокруг.
Один из секретиков проведения данного задания — упражнения заключается в мобилизованности самого учителя. Азарт ведущего зажигает и других участников. А возникающая у детей увлеченность обеспечивает уверенность учеников в том, что все предлагаемое педагогом оказывается интересным. И если даже какое-то его задание сначала кажется ребенку не совсем понятным или неувлекательным, тем не менее, он не отказывается от него и, наученный опытом, ждет того момента, когда в ходе проб возникает и понимание, и азартность.
ВЫХОД РЯДА
По команде учителя в классе не должно оставаться учеников, сидящих в одном из рядов. Выходят на скорость так, чтобы первые не тормозили последних, чтобы не возникало «пробки». Со временем задание усложняется требованием тишины, вплоть до абсолютной (см. последний абзац комментария к игровому заданию «Замри — запомни, повтори, оживи»).
Сюжетные коллективные игры-этюды — задача будущего. Работать всем вместе можно, мешая и не мешая друг другу. Дисциплина в коллективной работе иногда вынуждена быть жесткой, четкой. «Выход ряда» — игровое задание как бы из спортивного или даже военного обихода: «Взвод' такой-то, на выход», — а через несколько мгновений в зале опять идет работа и закрыта дверь.
Последовательность требований:
I этап — не ломать дверь.
II этап — на скорость.
III этап — на тишину.
Предупреждаем, что задание это выполняется на первых порах очень шумно. Поэтому педагогу следует заранее позаботиться о том, чтобы рядом не было других занятий, которым бы дети его класса мешали, упражняясь в выполнении задания и нарабатывая виртуозность. Заранее следует проверить
и прочность дверных петель. Конечно, порой педагогу легче вместо хлопот просто не предлагать этого задания детям, но при этом жизнь вверенных ему детей становится хоть на немного, но менее подвижной и менее интересной.