Игры для социо-игрового приобщения

К ДЕЛУ

Эхо

Превращение предмета Стулья Эстафета

Отличись, дополни, повтори

Летает, не летает

Помощь в превращении .

Живой алфавит

По алфавиту

Письмо из букв

Спор предлогами

Рассказ-рисунок о том, что вижу

Речь на цифрах (история в цифрах; изложение, сочинение историй; вольный перевод)

Озвучивание иллюстрации, картины, диафильма





игры для социо-игрового приобщения - student2.ru Составь слово

Команды-загадки

Шумы

Пишущая машинка

Тарабарщина

Фраза с заданными словами

Знаки препинания

Слово из предложения

Составление разрезанной фразы из стихов

Шапка вопросов

Озвучивание паузы

Так и не так

III. ИГРЫ РАЗМИНКИ - РАЗРЯДКИ

Руки-ноги

Выход ряда

Заводные человечки

Равномерно занять класс

Замри

Вес

Буквы-загадки Аббревиатуры

Слушать за окном, за дверью Неиспорченный телефон Одновременность Превращение комнаты

На 5 органов чувств

Слова на одну букву

Японская машинка

Ловить зверюшку

Встать по пальцам

Расчет с двух концов

IV. ИГРЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

Вес

Животные

Костюм-превращение

Помощь в превращении Превращение комнаты

Детские стихи по ролям

Рассказ-рисунок о том, что вижу

Заданные слова Заданный жест

Тело в деле

Фраза (предложение) с заданными словами

Собрать диалог

Игра по рассказанным ситуациям

Сочинение историй-сценок с костюмами

Заданные обстоятельства

Пауза для трех

Сценка с междометиями

Составление набора «так и не так»

Театральный билет

Сценки-истории

V. ИГРЫ ВОЛЬНЫЕ (НА ВОЛЕ)

Делиться на команды

Считалки

Воробьи — вороны

Тумба, тумба, где ключи

Тише едешь — дальше будешь

Ходить след в след

Воробьи — вороны со стопом

День наступает — все оживает, ночь наступает замирает

Замри — запомни, повтори, «оживи»

Превратился сам

Где (или кем) мы были, мы не скажем, а что детали

покажем

ПФД

Прятки

Слова на одну букву

Сочинение историй, сценок с костюмами.



игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru КОММЕНТАРИИ

К ИГРОВЫМ ЗАДАНИЯМ-УПРАЖНЕНИЯМ

В комментарии к игровым заданиям-упражнениям иногда включены только инструкции, то есть те правила, по которым должны действовать дети, ведущий и/или организатор-взрос­лый, иногда и пояснения, типа «следует дождаться разных вариантов ответов...», иногда в комментариях указываются типичные трудности, которые преодолевают исполнители при работе над заданием-упражнением. Но первостепенное значе­ние для живого проведения игровых заданий имеет прежде всего сама позиция взрослого, его намерения по отношению к детям вообще и к проводимому занятию в частности.

Очень часто учитель и воспитатель, попробовавший на од­ном из наших семинаров принять участие в выполнении ка­ких-либо из предложенных в сборнике игровых заданий-уп­ражнений, с энтузиазмом начинает использовать их на своих занятиях. Реже встречается педагог, который и после участия в семинарских играх-упражнениях уверенно утверждает, что подобные задания не так уж и нужны, или что они даже бес­полезны в процессе обучения и воспитания. Такая редко вы­сказываемая позиция опирается на уверенность учителя в том, что в его работе и так, в целом, все обстоит благополуч­но: дети всегда и ко всему внимательны, занимаются с удо­вольствием, нет особо отстающих, а время занятий все до по­следней секунды идет на пользу обучения и воспитания. Но подобная учительская уверенность в том, что «у нас и так, в общем, все хорошо», как-то слабо согласуется с пережитым ими на себе эффектом воздействия заданий во время собст­венного участия в играх. Создается впечатление, что, даже ув­лекшись выполнением игровых заданий-упражнений, такой «благополучный» учитель все же резко отсекает всякую связь испытанного увлечения с тем, что может (или должен) чувст­вовать на уроке его ученик. И, опомнившись после групповой поисковой творческой работы, такой учитель явно или скрыт­но, но тут же отказывается использовать в своей работе пред­лагаемые нами игровые задания-упражнения.

Большинство же учителей и воспитателей заинтересовыва­ются заданиями-играми даже после краткого перечня до­стоинств, рекламируемых нами в реальной работе на семина­ре. Мы, например, говорим, что такое-то задание не будет по­лучаться, пока участники не услышат и не увидят друг друга,

То есть мы считаем одним из назначений данного упражнения: возможность поставить каждого участника в зависимость от других. И учитель, сам только что участвовавший в выполне­нии задания, соглашается с нашими желаниями, обещаниями и гарантиями. Но зачем лично ему нужны такие умения, та­кая взаимозависимость учеников? Зачем, если, пусть даже он верно проведет это упражнение сам и вытерпит зрелище пу­тающихся и ищущих выхода учеников, выполняющих это уп­ражнение у него на уроке? Ведь, вот упражнение окончено, и все на его уроке возвращается в традиционное русло со своим унылым характером общения и индивидуалистической вклю­ченностью каждого. И все свойства, для тренировки которых детьми было выполнено упражнение, вопреки абстрактным желаниям учителя, оказываются ненужными, а то и мешаю­щими ему. Случается, что именно так в жизни и проявляется та общая позиция и те общие намерения некоторых учителей и воспитателей, которые начинают использовать приведенные в «Малом сборнике» игровые задания-упражнения. Для одних они становятся ценным и желанным подспорьем в работе, для других — необязательной игрушкой, а для третьих — игруш­кой даже опасной.

Для того, чтобы успешно (то есть интересно для детей) провести какое-либо игровое упражнение На своем занятии, педагогу недостаточно просто прочитать соответствующий комментарий. Мы полагаем, что только проигрывание в вооб­ражении самого процесса работы со своими сегодняшними во­спитанниками над заданиями сборника поможет воспитателю и учителю успешно осуществить их на занятиях. Полезно пос­ле занятий вернуться к Сборнику и реальную картину прове­дения выбранного упражнения сравнить с текстом коммента­рия, чтобы перепроверить свое восприятие и понимание спле­тения наших основных указаний.

Если воспитатель или учитель при повторном обращении не найдет в тексте к данному упражнению сведений, помо­гающих ему преодолеть какие-то трудности и неопределенно­сти, возникшие на занятиях при попытке использовать (вы­полнить) понравившееся упражнение, мы_можем добавить лишь один совет — сочинить свои дополнительные правила и инструкции, чтобы группа детей могла приложить свои усилия и могла приблизиться к желаемой форме исполнения задания.

Но при этом, учитывая возможное несовершенство наших комментариев, все же крайне важно тщательно взвесить каждое

игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru слово в имеющейся у нас инструкции и поверить, что все игровые упражнения сборника реально и с удовольствием вы­полнялись детьми. Причем «выполнялись» в нашем понимании означает то, что ученики с интересом трудились над выполне­нием, а нередко оно у них получалось только после ряда попы­ток. Например, задание на одновременностьисключает наме­рение назначить «главнокомандующего» или позволить кому-то взять на себя подобную миссию, — все дело, весь смысл за­дания состоит именно в общем и одновременном исполнении какого-то жеста, действия, когда этот момент рождается из взаимопонимания и взаимопонимания, а не подменяется чьей-то командой. В командной «одновременности» мы практичес­ки видим очень мало педагогической ценности, — лишь самый примитивный результат индивидуального послушания, а эту задачу более интересно реализуют другие игры-упражнения, несущие свои трудности для исполнителей, ведущего и орга­низатора — взрослого.

Используя различные игровые задания-упражнения на за­нятиях, учитель или воспитатель может столкнуться с тем, что какое-то любимое упражнение дети со временем начина­ют выполнять пассивно, без желания и удовольствия. Проис­ходит это потому, что для них упражнение стало слишком легким и они уже не видят, не ощущают в нем сложностей, препятствий, преодоление которых вызывает интерес, увлечен­ность, азарт. Педагогу следует помнить, что не только непо­сильное, но и очень легкое быстро становится скучным. И за­дача преподавателя — открыть детям в знакомом упражне­нии новые препятствия (то есть элементы более высокой сте­пени сложности), которые вызовут новый прилив энтузиазма по их преодолению.

В комментариях ко многим игровым заданиям-упражнени­ям даны и соответствующие советы, и примеры подобных ус­ложнений.

Наконец, наше замечание о том, как приведенные в Сбор­нике игры-упражнения соотносятся с теми умениями, знания­ми и навыками, которыми мы, взрослые, обязаны оснастить детей, приходящих к нам на занятия (определения, правила, техника счета, письма и т. п.). Мы считаем, что именно в пси­хологической атмосфере, обеспечиваемой игровыми упражне­ниями Сборника, только и может, и должно; идти все обуче­ние. Обучение становится радостным процессом приобретения, если оно развивается от «не получается» к «получается», и это отлично видно и мне, и моим товарищам, и это не страшно,

и все мы вместе и каждый может помочь каждому, и никто не знает, как может быть лучше.

Если у учителей или воспитателей, взявших в руки нашу работу, есть такие педагогические желания и цели, которые не могут осуществиться без увлеченности, уверенности, гор­дости и творчества детей, — то мы считаем, что они не только смогут найти к комментариях помощь для осуществления сво­их заветных педагогических желаний, но и превратят каждое из приведенных здесь упражнений в серии или цепочки вари­антов и разновидностей. Так, «волшебная палочка», «эстафе­та», «превращения» по-разному выглядят на занятиях мате­матикой, родным языком, изобразительным искусством. Так же по-разному каждое из упражнений используется учителем на разных этапах освоения группой «учебной темы» — в про­цессе приобретения мастерства, в период озадачивания и в си­туации столкновения с новой неразрешимостью «учебной» за­дачи, для решения которой каждому потребуются новые зна­ния и новые умения.

Опытный педагог, надеемся, заметит, что для такого виде­ния учебно-воспитательного процесса ему будет не хватать традиционных форм подготовки к уроку, и даже предложен­ные игры-задания не спасут положение. Они, наоборот, сти­мулируют личный педагогический поиск. Педагогу - придется «по-человечески», детскими глазами посмотреть на каждую «тему» занятия, на каждое правило, на каждое умение, кото­рым в конечном счете должен овладеть ребенок. Тогда, ско­рее всего, цели занятия, тема урока,, последовательность за­даний и способ их возникновения окажутся у нашего читате­ля не очень похожими на те, которые мы видим почти во всех фильмах, где показываются учебно-воспитательные учрежде­ния.

В комментариях игровые задания-упражнения расположе­ны в алфавитном порядке.

АББРЕВИАТУРЫ

(сокращенные названия)

Учитель предлагает классу прочесть, полностью ряд приня­тых в государстве аббревиатур: СССР, ТАСС, ООН, КПСС; — и сокращения: райсовет, исполком, колхоз. После того, как все в классе освоили самые распространенные аббревиатуры и сокращения, начинается игра в аббревиатуры, сочиненные



игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru всеми и каждым участником занятий. Дети выходят к доске и пишут (если умеют) или произносят свои аббревиатуры: КВР, ОУР, ДТП и т. д. Отгадывающие собираются вокруг ав­тора каждой из аббревиатур (возникает малая группка) и пы­таются расшифровать ее. Учителю полезно обратить внима­ние, кто из участников с интересом принимает роль загады­вающего, кто с азартом отгадывает, а кто остерегается вклю­чаться в работу без заранее известного способа отгадывания, не зная ответа,

Расшифровка аббревиатур позволяет в игровой ситуации упражнять свое воображение, знание окружающей реальности и интеллектуальное развитие. Увидеть за буквами слова, да еще организованные между собой в название какого-то учреж­дения, вида деятельности и т. п. — задача для детей не столь­ко трудная, сколько неожиданная. Дети легко начинают шу­тить и смеяться, придумывать смешные названия. При повто­рении этого упражнения, после того, как все ученики могут дать свою интерпретацию любой аббревиатуры, можно вво­дить усложнения-ограничения: это названия из страны смеха, слез, зверей, звезд, деревьев, и т. п. Одним из вариантов зае­дания может быть «Письмо из букв» (см. соответствующий комментарий).

БУКВЫ-ЗАГАДКИ

«Буква по воздуху» — дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к классу, пишет по воздуху крупную букву. Все отга­дывают ее. При этом часто отгадывающие непроизвольно по­вторяют движения ведущего. Разумеется, отгадать загадку может тот, кто загаданную букву уже знает. По повторять движения, совершенные ведущим во время письма, может за­хотеться любому ребенку. Буквы можно писать по воздуху плечом, головой, иргой, коленкой. Как усложнение (см. послед­ний абзац в комментарии к «Замри — запомни, повтори, ожи­ви»), оживляющее интерес к заданию, может быть предложе­но написание букв в зеркальном отражении.

«Буква-хоровод» — Труппа вызванных к доске детей, взяв­шись за руки, своим хороводом-змейкой, вьющейся за веду­щим, прописывает букву, которую он загадал. Участники хо­ровода и зрители отгадывают ее. Задание выполняется деть­ми с удовольствием, если хоровод послушен и сообразителен, если ведущий хорошо пишет, т. е. знает, как начинать писать

букву. Для трудногохоровода нужно 10—12 человек. Задание полезно и для тренировки согласованности в коллективной ра­боте.

«Строим буквы» —.группа детей «строит» из себя какую-то букву, как застывшую живую пирамиду, а все остальные зари­совывают, записывают, отгадывают ее.

При желании детей «буквы-загадки» могут стать коротки­ми «словами-загадками», например: кот, яд, ау, хор.

ВЕС

Разное ощущение человеком своего веса зависит от его самочувствия, настроения. Радость, ликование дают ощущение невесомости, полета, легкости. Это состояние легкости обозна­чается цифрой «1». При команде «один» все ученики класса превращаются в легких. При команде «два» — в солидных, но довольных; «три» — недовольных, скучных, усталых, обижен­ных, огорченных;,, «четыре» — все становятся тяжелыми до бессилия, даже головы не держатся, тело налито свинцом, встать, поднять руку невозможно, тяжело.

Приведем пример возможного варианта начала. Детям предлагается, сидя на стуле, «превратиться» в спящих. Затем им предлагается, оставив тело расслабленным, уже не «спать», а удерживать внимание на педагоге. Он в это время проверяет работу мышц рук и ног у сидящих учеников. Расслабление мышц создает субъективное чувство тяжести. После, этого де­тям предлагается, сохраняя расслабленность мышц и ощуще­ние тяжести, выполнять простейшие передвижения: поменять­ся местами (см. комментарий к заданию «Разведчики»), под­нять руки или встать (см. комментарий к упражнению «Руки-ноги»), подойти к окну, закрыть или открыть дверь, перело­жить тетрадь, ответить на вопрос и т. д. Поначалу детям бы­вает нелегко сохранить расслабленность, чувство тяжести в руках, ногах, спине, губах и языке, в веках, щеках, пальцах.. Если при этом у кого-то возникает не формальное передвиже­ние, а целеустремленное и органическое действие, то педагог задает вопрос: «Что с тобой?». Дети как оправдывают рас­слабление и возникшее ощущение тяжести: болит голова (или живот); устал; двойку получил; мама заболела и т. п. С это­го у ребенка может начинаться контроль за своей позой. За­тем на основе освоения тяжелого веса (команда «четыре»), де­ти знакомятся и овладевают остальными: «легкий вес»





игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru («один»), «вес с достоинством» («два»), «вес с неохотой» («три»).

Освоение учениками «веса» позволяет использовать его не только в качестве эффективных разминок на занятии, но и в качестве усложнения других игровых заданий-упражнений. Например: «Разведчики», «Руки-ноги». «Заданные (окружаю­щие) обстоятельства», «Превращения» и др. Когда учитель (воспитатель) для последних двух из перечисленных упраж­нений подготавливает к занятию билетики-задания с указани­ем места действия (в школе, на перемене, дома, на кухне, на озере и т. д.), он в них может добавить указание, в каком ве­се нужно будет выполнять этюд-сценку. Ребенок, вытягивая даже знакомый билетик (билетик, который ему уже попадался на одном из прошлых занятий), начнет выдумывать новую историю, учитывающую дополнительные предлагаемые обстоя­тельства. Именно такие ситуации в тренировке фантазии и воображения при социо-игровом подходе представляются наи­более продуктивными и целесообразными для развития спо­собностей ребенка, так как содержание нафантазированного связывается с теми или иными, более тонкими особенностями поведения задуманного или получающегося у исполнителя персонажа.

ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш, линейка и т. д.) передается в классе в произвольном порядке, передача палоч­ки из рук в руки сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например: передающий называет любое число, а принимающий — число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); или передающий называет существитель­ное, принимающий — прилагательное (глагол) к нему; можно попросить передающего назвать сказку, а принимающего — персонаж из этой сказки. Если получающий не ответил, палоч­ка возвращается в исходное положение и повторно «идет» к тому же собеседнику или меняет «адрес».

Упражнение фиксирует момент диалога: услышал — от­ветил. Причем никто не знает, что он услышит, хотя проверить правильность ответа может каждый. Быстрота, яркость, не­ожиданность словосочетаний достигается только в том случае, если слушающий сразу за словом передающего представляет

реальную картину из жизни идает свой ответ, исходя изеё особенностей.

Например:

1-ый:стол — 11-ой:стол с чернильным пятном;

11-ой:бежит — 111-ий:собака бежит;

111-ий:белое — 1У-ый:белый воротник и т. п.

Или варианты:

Ведущий:стол Ведущий:бежит

1: стол с чернильными пятнами 1: собака бежит

11: стол со скатертью II:ручей бежит

III:раскладной стол III:девочка бежит

1У: обеденный стол IV: дорога бежит

и т. д.

Ребенку очень полезно на занятии использовать личный опыт. Активизировать этот опыт позволяет, в том числе и зада­ние-упражнение «Волшебная палочка» (подробнее см. с. 15-16).

Задание «Волшебная палочка» может иметь много вариан­тов, каждый из которых в большей или меньшей степени меня­ет внутренний смысл упражнения.

Примеры вариантов:

— при передаче «волшебной палочки» можно договорить­ся об обязательном условии: глядеть друг другу в глаза; пе­редающий взглядом как бы ждет, а отвечающий — успокаи­вает или удивляет;

— говорящему становится видна оценка всеми присутст­вующими его слов, когда вводится такое условие: если кто-то из присутствующих ответил бы точно так же, то они встают; например, передающий: два плюс три;— принимающий: пять(часть детей встает, они согласны); но с помощью этого ус­ловия можно выявлять стереотипы и банальности, Например, передающий: елка;— принимающий: зеленая(все, кто отве­тил бы так же, встают; тут же можно и выяснить, какие бы­вают на свете елки: новогодние, засохшие, пушистые, в снегу, высокие, с шишками, искусственныеи т. д.);или трубочист—черный, мяч — круглый, небо — голубое и т. п.

— передающий выбирается (или назначается) один на
всех, и тогда палочку каждый отвечающий возвращает ему в
руки (если этот вариант использовать для работы всех детей,
то он становится наименее социо-игровым, если же все присутствующие дети разделились на малые группки и в них сами выбирают передающего и сами перевыбирают его за ка-

игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru кую-то оплошность, то тогда и этот вариант может стать жиз­ненно ценным для занятия).

ВОРОБЬИ – ВОРОНЫ

Играющие делятся на две команды, которые становятся друг против друга (визави), одна команда называется ВО­РОБЬИ, другая — ВОРОНЫ. Та команда, которую называет ведущий, ловит (салит), другая команда убегает. Ловят и убегают до определенной черты, на два, три шага сзади стоящей команды. Ведущий говорит медленно: «Во-о-о-Ро-о-о» — в этот момент готовы и убегать, и ловить обе команды. Именно этот момент противоречивой готовности и важен в упражнении. Затем, после паузы ведущий заканчи­вает: «...ны!». «Вороны» бросаются ловить убегающих за чер­ту «Воробьев». Игру обязательно надо доводить до конца, по­давая сигналы то для «воробьев», то для «ворон», и в конце игры подвести итог выигрышам каждой команды.

Подчеркиваем, что в игре очень ценен момент исходной мо­билизации каждого из играющих; каждый готов одновремен­но и убегать и догонять.

На втором этапе в игру можно вводить усложнения «стоп-замри». В этом случае все разбиваются на пары и договари­ваются, кто в паре «воробей» и кто «ворона». Все пары раз­мещаются на площадке в хаотическом порядке. По команде «Вороны!» тот, кто в паре «ворона», догоняет своего напарни­ка «воробья», пока не прозвучит команда «стоп (или замри)!». Все замирают, кто где был. Опоздавшие застыть пары выво­дятся из игры (выводятся даже в том случае, если не замер только один из партнеров). Затем подается команда либо «Воробьи», либо «Вороны», и те, кого назвали, выходя из сто­па, догоняют, а их напарники убегают. В условиях следует оговорить, что, если убегающий будет осален своим партне­ром раньше, чем прозвучит команда «Замри!», то осаленный должен остановиться и стоять по стойке «смирно» все время, пока не прозвучит команда «Во-ро-...».

В этом варианте тренируется исходная мобилизация. По­мимо этого тренируется выдержка — нужно суметь быть не­подвижным (вплоть до движения глаз) все время «стопа» (а это время педагог может иногда удлинять); внимание — за­мереть нужно сразу после команды без опозданий; ответст­венность перед партнером — если не выполнил условие один,

то выбывает пара, хотя другой эти условия выполнил. Все эти качества важны в любой коллективной работе и тем более в игровой.

Вариант усложнения см. в игровом задании «Замри — за­помни, повтори, оживи».

ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ

Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись (или закрыв глаза), поднимает над головой несколько паль­цев на одной или обеих руках и вслух считает до трех, после чего произносит: «Замри!». Он открывает глаза или поворачи­вается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев. Во время выполне­ния упражнения каждому из учеников нужно быстро сориен­тироваться и, если количество стоящих меньше заданного, встать самому, если больше и он сам стоит, то непременно сесть. Особо сильный накал возникает тогда, когда педагог задает единицу. За короткое время счета до трех два — три ученика то встают одновременно, то, не уловив решения парт­неров, одновременно садятся, считая себя лишними. С разви­тием внимательности к поведению партнера ученики уже без особых затруднений справляются с самыми каверзными чис­лами «1» и «10».

«Встать по пальцам» — упражнение, в котором каждый из учеников внутренне решает и внешне определяет меру свое­го участия в выполнении задания. Поэтому оно помогает ак­тивизировать ученическую позицию на занятии. Это упражне­ние хорошо, т. е. «на отлично» выполняется только при усло­вии нацеленности, каждого на общий результат. Практически в момент выполнения задания никто'" не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если вставших не хватает) или сразу же есть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на общий настрой участников занятий. Нередко в группе ока­зывается два — три ученика, которые встают каждый раз, и пять — шесть не работающих. Для изменения такой ситуации можно предложить следующее: слишком активных просить включаться в работу через 5—б секунд после первой попытки группы выполнить задание или отсадить их в отдельную команду «судей», которые будут наблюдать за точностью вы­полнения команды «Замри!»; создать отдельную подгруппу, из

игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru игры для социо-игрового приобщения - student2.ru неактивных, и для этой подгруппы дать новое задание; можно разбить класс на три группы и устроить соревнования на ско­рость реакции или даже счета: I группа — число; II группа — число; III группа— сумма.

Для социо-игрового подхода в этом, упражнении ценна своеобразная мобилизация всех работающих. Готовность к тому, чтобы действовать, и к тому, чтобы не шевелиться —все в зависимости от того, что будут делать те, кто вокруг.

Один из секретиков проведения данного задания — упраж­нения заключается в мобилизованности самого учителя. Азарт ведущего зажигает и других участников. А возникающая у детей увлеченность обеспечивает уверенность учеников в том, что все предлагаемое педагогом оказывается интересным. И если даже какое-то его задание сначала кажется ребенку не совсем понятным или неувлекательным, тем не менее, он не отказывается от него и, наученный опытом, ждет того момен­та, когда в ходе проб возникает и понимание, и азартность.

ВЫХОД РЯДА

По команде учителя в классе не должно оставаться учени­ков, сидящих в одном из рядов. Выходят на скорость так, что­бы первые не тормозили последних, чтобы не возникало «проб­ки». Со временем задание усложняется требованием тишины, вплоть до абсолютной (см. последний абзац комментария к игровому заданию «Замри — запомни, повтори, оживи»).

Сюжетные коллективные игры-этюды — задача будущего. Работать всем вместе можно, мешая и не мешая друг другу. Дисциплина в коллективной работе иногда вынуждена быть жесткой, четкой. «Выход ряда» — игровое задание как бы из спортивного или даже военного обихода: «Взвод' такой-то, на выход», — а через несколько мгновений в зале опять идет ра­бота и закрыта дверь.

Последовательность требований:

I этап — не ломать дверь.

II этап — на скорость.

III этап — на тишину.

Предупреждаем, что задание это выполняется на первых порах очень шумно. Поэтому педагогу следует заранее поза­ботиться о том, чтобы рядом не было других занятий, кото­рым бы дети его класса мешали, упражняясь в выполнении задания и нарабатывая виртуозность. Заранее следует проверить

и прочность дверных петель. Конечно, порой педагогу легче вместо хлопот просто не предлагать этого задания де­тям, но при этом жизнь вверенных ему детей становится хоть на немного, но менее подвижной и менее интересной.

Наши рекомендации