День наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает

Традиционная детская игра. После того, как ведущий (учи­тель, воспитатель или ребенок) произносит первую половину зачина, все участники движутся по площадке в хаотическом порядке (бегают, прыгают, танцуют, играют в догонялки и т. п.). Когда ведущий произносит вторую половину, все засты­вают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдель­ные участники отмирают и придуманным делом оправдывают позу. Замер в прыжке, танце, беге, а для оправдания выдумал новое дело (см. «Замри — запомни, повтори, оживи»).

Усложнения (см. там же) могут быть следующего типа:

1 класс (или этап) — после слов «день наступает — всё оживает» участники могут использовать любые движения;

2 класс (или этап) — когда наступает «день», каждый участник может продолжать только целенаправленные движе­ния из истории, общей для всех. Например, сбор урожая, ра­бота машин на заводе, муравейник, тренировка в бассейне, железная дорога. Участники по желанию могут объединяться попарно или в небольшие группки. Оправдывать свои позы во время «замри» они должны другими, новыми занятиями. Оп­равдания поз могут быть как парными, так и индивидуальны­ми — это зависит от виртуозности в умении подхватить задумку партнера (см. «Помощь в превращении»);

3 класс (или этап) — условие «дня» задается или выбира­ется для всей группы (железнодорожный вокзал, зоопарк, цирк, стадион). Но если на 2-м этапе группой был весь класс, то на 3-ем — его треть, две же другие группы становятся зри­телями-судьями. Одни судьи оценивают качество замирания и качество оправдания. Другие — выполнение условия «дня». После кона «дня и ночи» группы-команды меняются местами и ролями. Кто был на площадке, садятся на места судей-зрите­лей, оценивающих «стопы» и оправдания, а та команда, кото­рая сидела на этих местах и выполняла эту функцию, переса­живается на места, где оценивают «жизнь» в течение «дня». Те же, кто только что уступил им места и передал свою судейскую функцию, занимают освободившуюся площадку.

ДЕТСКИЕ СТИХИ ПО РОЛЯМ

По-ученому это игровое задание можно было бы назвать диалогом в разных интерпретациях. Заключается оно в репе­тиции сценок (на основе, например, небольших отрывков с диалогом из стихов), которые потом репетировавшими группками показываются в нескольких отличных друг от друга вариантах. Эти варианты возникают за счет использования разных замыслов, задумок и разных приемов исполнения (го­лос: низкий, высокий; интонация; костюмы; «декорации»). В это время дети могут открывать для себя разные, взаимозави­симости между конечным результатом, текстом/ задумкой, приемами исполнения. Если играть так, то замысел получает­ся одним, а если по-другому — то в результате и общий замысел меняется; выбрав же какой-то третий замысел, испол­нители вынуждены искать новые приемы, так как прежние не выражают облюбованный группкой замысел.

Для работы удобны диалоги из стихов Чуковского, Мар­шака, Барто, Заходера, Михалкова, Хармса.

день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru Например, текст:

— Заказное для Житкова.

— Извините, нет такого.

— Где же этот гражданин?

— Улетел вчера в Берлин.

Участники одной из группок произносят слова и разными голосами, и в разных костюмах (допустим: крокодил хотел напасть на Житкова и прикинулся почтальоном; или в дверь стучится Белоснежка и спрашивает у соседей; или отвечаю­щий почтальону сосед — это Карабас Барабас и т.д. — см. комментарий к первому заданию — упражнению «Костюм-превращение»), и в разных декорациях (в квартире, на лест­ничной клетке, в лесу, на почте, на чердаке и т. д.). В результате получаются разные сценки-истории, в которых детям или ученикам интересно как участвовать, так и разбираться, гля­дя на игровую площадку-сцену в качестве зрителя.

ЖИВОЙ АЛФАВИТ

Ведущий распределяет буквы алфавита между всеми уча­щимися и задает слово, например, ГРИБОК. После этого по сигналу к доске должны выйти те ребята, буква которых вхо­дит в слово, и выстроиться в последовательности букв в заданном слове. Впоследствии можно заменить выход к доске тем, что ученики будут по очереди отхлопывать в ладоши свою букву — первым хлопает в ладоши тот, у кого буква «Г», за ним «Р» и т. д.

Игра сочетает в себе задачи чисто учебные (русский язык) с театральными или, точнее, тренирующими. Все участники занятий получают роль-букву, одну, две, три. Алфавит разда­ется полностью. Сначала буквы раздает учитель, на втором этапе это может делать назначенный ученик (как только ал­фавит выучивается).

В первые месяцы учебы, когда дети еще не знают алфа­вит, это упражнение, которое чаще всего называют «пишущей машинкой», можно делать в упрощенном варианте: для отхлопывания раздаются только буквы-роли, составляющие простые, знакомые школьникам слова. Во время упражнения не разрешается торопить, подталкивать друг друга. Если кто-то забыл, что сейчас его очередь, все терпеливо ждут. Педа­гог вызывает «буквы», если пауза затянулась.

Варианты: встать друг за другом в той последовательности, в которой буквы расположены в слове; к доске (или в центр

комнаты в которой идут занятия) вызываются буквы: а, б, в, к, у — и они решают, может ли из этого набора букв или час­ти набора сложиться какое-нибудь слово (см. комментарий к игровому заданию-упражнению «По алфавиту).

«Пишущая машинка» — самый трудный вариант алфавит­ных заданий-упражнений (см. комментарий к заданию «Пи­шущая машинка»).

ЖИВОТНЫЕ

Группа детей выбирает в каких животных (домашних или диких) она «превратится». После зачина подготовившихся: «Где (или кем) мы были, мы не скажем, а что делали — по­кажем», .— они начинают совершать определенные действия, по которым зрители отгадывают, что было ими задумано. За­чин может быть и другим.

Играть животных — одна из самых традиционных форм овладения элементами актерского искусства. Вера, смелость, игра как таковая, наблюдательность — вот слагаемые пре­вращений в животных. Для детей интересно не только сыграть животное, но и отличить особенности поведения, повадки до­машних животных от диких и от поведения зверей в зоопарке. Одних животных они видели и хорошо знают, о других имеют представление понаслышке и изображают их по воображению. Готовиться к «превращению» в животных можно по одному, по два, по три человека, а потом и большой группой, которая до­говаривается о месте действия (например; лес, поляка, река; зоопарк, живой уголок, птицеферма и т. д.) — см. коммента­рий к заданию «Превращение комнаты». Но и в этом случае должны быть зрители-отгадчики, их присутствие ставит ребен­ка перед необходимостью быть понятым, поэтому он совершает игровые действия точнее и ответственнее.

Усложнение требований к работе может быть поэтапным: на 1-ом — смелость и выдумка, на 2-ом — искренность и цеп­кость наблюдений и воспоминаний, на 3-ем — умение держать общие условия и находить себе место среди других.

ЗАВОДНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ

Учитель на глазах детей рисует следующее:
1) 2) 3) 4) 5)



день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru Он объясняет, что это заводные человечки, которые делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер. Дети, глядя на рисунок, несколько раз повторяют позы под диктовку учителя (ведущего) номеров, их обозначающих. Потом учитель начи­нает называть числа в обратном порядке или в разбивку. Де­ти, которые оказались «невнимательными» и поймали себя на ошибке, как правило, смеются громче всех.

Когда последовательность поз запомнилась детям, можно ввести другое усложнение — словесный счет заменить хлопками ведущего. Хлопок — это сигнал для смены позы, а на ка­кую именно — вспоминает каждый из участвующих сам. Ритм хлопков воспитатель или учитель может то убыстрять, то за­медлять. Очень быстрый ритм упражнения является явно трудным для большинства детей, а очень медленный — скучным.

Наиболее трудным, но увлекательным усовершенствовани­ем является выполнение упражнения «каноном».

Дети Делятся на группы по шеренгам, рядам или, если стулья стоят полукругом, на четные и нечетные. Каждая груп­па с каждым хлопком ведущего выполняет очередной элемент заданной цепочки поз. Но первая группа первый элемент вы­полняет по первому хлопку, вторая же группа начинает его выполнять только по второму, а третья вступает с третьим хлопком. Таким образом, на очередной хлопок дети каждой из групп делают свое движение, отличное от движения других групп. Канон удается выполнить при сосредоточении каждой, группы и каждого ребенка на своей линии поведения.

Разные варианты «заводных человечков» очень любимы детьми всех возрастов (включая подростков) и могут исполь­зоваться на любых занятиях в качестве разминки.

ЗАДАННАЯ ПОЗА

Игровое упражнение заключается в нахождении психоло­гического оправдания заданному положению частей тела, на­пример: растопыренные пальцы рук; поджатые губы; опущен­ная голова; поднятый взгляд и т. п. Описание поз мы можем, найти в литературных произведениях — это те моменты повествования где автор подробно излагает, что конкретно сде­лал персонаж. Ученикам, предлагается либо начать, либо кончить свой этюд-сценку заданной позой, т. е, «взяв» ее, выйти в

следующее за ней действие или, выбрав какое-то действие, завершить его заданной позой.

Подчеркиваем, что участникам задается не действие, а лишь поза, т.е. перечисляется, описывается расположение частей тела: голова согнута, руки в стороны, или: голова вниз, глаза вверх и т.п.. Ученики вспоминают жизненные ситуации, в которых такая поза встречается, и играют эти ситуации до тех пор, пока не «попадут» в заданную позу или пока не на­играются. Начинать можно с простых поз: человек сидит на корточках, согнулся вбок и вытянул руку вперед. Принимают­ся все «оправдания» — рвет ягоду, ласкает кошку, завязыва­ет туфлю, делает зарядку. В позу может вводиться и взгляд. На корточках, взгляд вверх»: спрятался под мост, или рабо­тает на грядке, и капнул дождь.

Развитие работы над заданием может состоять:

1) в усложнении поз (дети и сами могут задавать их);

2) в усложнении требований к исполнителям (максимальная прав­дивость воссоздания ситуации);

3) во введении речи;

4) вклю­чении собеседника.

При успешности работы можно задавать мизансцены — взаимное расположение двух и нескольких персонажей.

(См. комментарий к игровому комплексу заданий-упражне­ний «Отличись, запомни, повтори»).

ЗАДАННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

Задается то, что дети должны «обыграть», отреагировать всем своим поведением: или «дождь», или «холодно», или «ус­тали». Это упражнение является прямым дополнением к уп­ражнению «Одно и то же по-разному». Но в последнем огова­ривается необходимость отличий разных исполнений, а в дан­ном это различие должно возникнуть само в ходе подготовки и показа работы. Если в группе или в классе все будут выпол­нять задание одинаково, значит, представления учеников о жизни возникают на занятиях упрощенными и стандартными.

Следует поддержать все попытки детей сыграть совсем не­ожиданные ситуации, даже не про них, даже взятые из прочитанных книг. Например, «устали» бурлаки, «устал» плакать ребенок, устала рука. Когда же ученик самостоятельно оза­дачивает себя припоминанием того, как это с ним было или как он видел это в наиболее интересной для него ситуации, то его исполнение становится и интересным и разнообразным,





день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru ЗАДАННЫЕ СЛОВА

Малой группе участников задается текст, которому нужно найти оправдание, т. е. сконструировать ситуацию в которой он мог бы быть произнесен, выдумать людей, участвующих в этой ситуации, выбрать поведение самого говорящего и пове­дение всех слушающих или не слушающих его, понять харак­тер произнесения слов. Начинать можно с бытовых распрост­раненных фраз. Например: «Не делай этого, пожалуйста!». И переходить к литературным, например, первым репликам из произведений драматургии. (Для маленьких — из пьес-сказок, например, Маршака, Михалкова и др.; для более старших — из пьес русских и советских классиков).

Возможным вариантом может быть «заданное слово» (или
слова), которое исполнитель должен произнести, найдя. подходящую цель и мотив, выбрав, выдумав, кому и зачем оно может быть сказано. Например, «ОГОНЬ», «НЕТ», «ДЕНЬ ПРОШЕЛ», «ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА» и т. д. Ученики легко и разнообразно оправдывают произнесение заданных слов. Первая
трудность возникает, когда предлагается одному и тому же
исполнителю произнести заданное несколькими способами.
Требование быстро переключиться из одной ситуации в
другую, чтобы по-другому произнести слово, особый этап в
развитии задания, который как полезен, так и интересен детям.

ЗАДАННЫЙ ЖЕСТ

Упражнение на психологическое оправдание задаваемого жеста: «взмах руки», «сжимать и разжимать губы», «втянуть (или вытянуть) шею» и т. п. Заданный жест должен быть включен в целостный микроэтюд. Зрители должны понять, про кого выдумал ученик историю; то, что он показывает, проис­ходит с ним или с каким-то персонажем (или животным)? Они должны понять и рассказать, где это происходит и т. д. Полезно подключать к выполнению этого упражнения — задания «ПОВТОРИ», «ДОПОЛНИ», обращенные к, другим ученикам класса.

«Заданный жест» напоминает упражнение «Заданная по­за», но отличается сосредоточением на совершаемом жесте — поднял руку, разжал кулак, сжал кулаки, схватился за голо­ву и т. п. Психологическое оправдание требует конкретизации

особенностей ситуации, того, что называется в театраль­ном искусстве «предлагаемые обстоятельства». Дети осваива­ют сложную, не единственную и не прямую связь обстоя­тельств с поведением человека, оказавшегося в них. Одно и то же движение совершают люди, находящиеся в разных обсто­ятельствах, а отсюда и понимание возможности разного пове­дения в одних и тех же обстоятельствах. Развитие упражнения «жест» совершенно идентично динамике работы над упражне­нием «поза».

ЗАМРИ

Задание-команду «ЗАМРИ» можно давать в разные моменты урока и в самых разных упражнениях, но наиболее
эффективно оно при перемещениях по комнате. Очень полезно подавать эту команду в упражнениях на СКОРОСТЬ. На­зывается имя и фамилия ученика, который должен как мож­но скорее занять место какого-то другого ученика. Выполняя
задание, первый должен выбрать самый короткий и рациональный путь, а все остальные ученики класса, которые в это
время стоят в проходах, должны ему в этом помочь, освобождая путь и пропуская его вперед. Во время этого упражнения
педагог дает в любой момент команду «замри». Все замира­ют — многообразие, разнообразие поз открывают особен­ности внутренней жизни каждого. Очень важно добиться от
всех школьников смелости и умения «замирать» молниеносно, сразу по команде. Умение остановить себя — залог орга­низованности и дисциплины. Динамика игры — упражнения
«замри» может быть представлена так:

I. Овладение техникой «замри» в разных ситуациях: при
движении, письме, речи, общении.

II. Использование «замри» для переключения видов работы, для наведения порядка, для того, чтобы во время остановки участников разобрать и оговорить с ними ход дальнейшей
работы.

III. Обсуждение смысла и содержания дел, которыми был
занят каждый из застывших.

Задание «замри» интересно включать в выполнение упражнения на память физических действий и др. (См.: с. 7'-— 9 и комментарии, например, к «ПФД», «Воробьи-вороны», «День наступает — все оживает...», «Выход ряда»)

день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru день наступает - все оживает, ночь наступает - все замирает - student2.ru Упражнение «Замри» имеет еще одно направление рабо­ты: ученики превращаются в статую. Застывшая поза, неза­метное дыхание, неподвижный взгляд почти без моргания — вот задача исполнителя. Статуи стоят от 1 -— 2 минут до ре­кордного времени, которое иногда превышает девять 'минут. Детям помогает в работе музыка (которую включает педагог во время стопа) и другие ученики. Очи после 3—4 минут вы­ходят к статуям и «стирают пыль», «протирают» самые на­пряженные и уставшие мышцы (что действительно помогает «статуям» дольше сохранять неподвижность). Терпение, му­жество, тщательное внимание и помощь — главные для участ­ников упражнения области игровой тренировки и освоения.

Наши рекомендации