Функции учителя и его назначение в обществе. Профессионально – педагогические и личностные качества учителя.
Целостный подход к изучению личности учителя — это типологический подход, который позволяет увидеть в каждом отдельно взятом типе что-то оригинальное и неповторимое.
Учитель — интеллигентная личность. Он тактичен и доброжелателен. Он носитель прогрессивных взгляда .У него высоко развита критичность мышления, но он сдержан и уважив I чужое мнение. Он систематически работает над собой, занимается самообразованием. Он способен к глубокому самоанализу и рефлексии.
Учитель — духовно богатая личность. Его духовное богатство прежде всего проявляется в щедрой любви к детям. Он считается с мнением как своих учеников, так и коллег-учителей.
Учитель — творческая личность. Он не приемлет рутины и однообразия, а поэтому всегда ищет и находит нечто новое, оригинальное.
Учитель — свободная личность. Его свобода предопределена тем, что он способен к самоопределению как в жизни, в профессиональной деятельности, так и в мире культуры. Он имеет собственную жизненную позицию, свою линию поведения в жизни.
Учитель —гуманная личность. Его гуманность проявляется в доброте, милосердии и любви ко всему живому и прежде всего — к детям.
Учитель — граждански активная личность. Он не остается равнодушным ко всему, что происходит в его селе, городе, стране, а всякий раз, где это необходимо, проявляет свое отношение, свою активную гражданскую позицию.
Учитель—конкурентоспособная личность. В условиях насыщения рынка педагогическими услугами учитель должен постоянно совершенствовать свое мастерство с тем, чтобы соответствовать высоким профессиональным требованиям, а для этого он должен знать свои достоинства и недостатки; опираться на свои сильные качества и постоянно работать над устранением слабых; изучать передовой педагогический опыт, творчески применять его и развивать; постоянно следить за новинками педагогической, методической, психологической и другой профессионально значимой литературы; периодически проходить курсы повышения квалификации.
Учитель — человек культуры. Он живет и действует, учитывая социокультурную ситуацию и определенное культурное пространство, учитывая и впитывая в себя новые и новейшие достижения науки, искусства, практической жизнедеятельности людей и их культуру.
В выше представленных характеристиках отражены далеко не все лучшие типы современного и будущего учителя.
Профессионально-важные качества — это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.
К важным профессиональным качествам педагога А. К. Марком относит эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуицию, импровизацию, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексию.
Т. А. Юзефавичус предложила разделить профессионально значимые качества личности на 4 ступени
по данному критерию: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества.
Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогического общения. Доминантные качества:
♦ Социальная активность.
♦ Целеустремленность
♦ Уравновешенность
♦ Желание работать со школьниками
♦ Способность не теряться в экстремальных ситуациях
♦ Обаяние
♦ Честность
♦ Справедливость
♦ Гуманность
♦ Эрудиция
♦ Педагогический такт
♦ Педагогический оптимизм
Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие ее успешности. Это доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.
Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда:
♦ Пристрастность
♦ Неуравновешенность
♦ Мстительность
♦ Высокомерие
♦ Рассеянность
Профессионально недопустимые качества ведут к профессиональном непригодности учителя. К ним относятся наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.), рукоприкладство, грубость, беспринципность.
Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является «личностная направленность». В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.
Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работнику, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.