Функции учителя и его назначение в обществе. Профессионально – педагогические и личностные качества учителя.

Целостный подход к изучению личности учителя — это типологический подход, который позволяет увидеть в каждом отдельно взятом типе что-то оригинальное и неповторимое.

Учитель — интеллигентная личность. Он тактичен и доброжелателен. Он носитель прогрессивных взгляда .У него высоко развита критичность мышления, но он сдержан и уважив I чужое мнение. Он систематически работает над собой, занимается самообразованием. Он способен к глубокому самоанализу и рефлексии.

Учитель — духовно богатая личность. Его духовное богатство прежде всего проявляется в щедрой любви к детям. Он считается с мнением как своих учеников, так и коллег-учителей.

Учитель — творческая личность. Он не приемлет рутины и однообразия, а поэтому всегда ищет и находит нечто новое, оригинальное.

Учитель — свободная личность. Его свобода предопределена тем, что он способен к самоопределению как в жизни, в профессиональной деятельности, так и в мире культуры. Он имеет собственную жизненную позицию, свою линию поведения в жизни.

Учитель —гуманная личность. Его гуманность проявляется в доброте, милосердии и любви ко всему живому и прежде всего — к детям.

Учитель — граждански активная личность. Он не остается равнодуш­ным ко всему, что происходит в его селе, городе, стране, а всякий раз, где это необходимо, проявляет свое отношение, свою активную гражданскую пози­цию.

Учитель—конкурентоспособная личность. В условиях насыщения рын­ка педагогическими услугами учитель должен постоянно совершенствовать свое мастерство с тем, чтобы соответствовать высоким профессиональным требованиям, а для этого он должен знать свои достоинства и недостатки; опираться на свои сильные качества и постоянно работать над устранением слабых; изучать передовой педагогический опыт, творчески применять его и развивать; постоянно следить за новинками педагогической, методической, психологической и другой профессионально значимой литературы; перио­дически проходить курсы повышения квалификации.

Учитель — человек культуры. Он живет и действует, учитывая социо­культурную ситуацию и определенное культурное пространство, учиты­вая и впитывая в себя новые и новейшие достижения науки, искусства, практической жизнедеятельности людей и их культуру.

В выше представленных характеристиках отражены далеко не все луч­шие типы современного и будущего учителя.

Профессионально-важные качества — это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.

К важным профессиональным качествам педагога А. К. Марком относит эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуицию, импровизацию, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексию.

Т. А. Юзефавичус предложила разделить профессионально значимые качества личности на 4 ступени

по данному критерию: доминантные, периферийные, негативные и профес­сионально недопустимые качества.

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогического общения. Доминантные качества:

♦ Социальная активность.

♦ Целеустремленность

♦ Уравновешенность

♦ Желание работать со школьниками

♦ Способность не теряться в экстремальных ситуациях

♦ Обаяние

♦ Честность

♦ Справедливость

♦ Гуманность

♦ Эрудиция

♦ Педагогический такт

♦ Педагогический оптимизм

Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают ре­шающего влияния на эффективность деятельности, однако способству­ющие ее успешности. Это доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.

Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда:

♦ Пристрастность

♦ Неуравновешенность

♦ Мстительность

♦ Высокомерие

♦ Рассеянность

Профессионально недопустимые качества ведут к профессиональном непригодности учителя. К ним относятся наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.), рукоприкладство, грубость, беспринципность.

Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является «личностная направленность». В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека.

Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работнику, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.

Наши рекомендации