Предмет, задачи, проблемы педагогической психологии.

Предметом является изучение поведения детей в процессе учебной деятельности, оценка их переживаний и поведенческих актов.

Задачи:

· Определение тех качеств личности ребенка, от наличия которых зависят успехи в обучении и разработка средств и методов их воспитания через опережающее личностное развитие.

· Выработка научно обоснованных рекомендаций по учету возрастных особенностей детей при определении целей, содержания и методов обучения и воспитания с расчетом на то, чтобы максимально обеспечить продвижение детей в психическом развитии.

Психология исследует личность ученика, взаимодействие ученика и учителя, также адекватность учебного материала возрасту.

Проблемы:

· максимальное использование сензитивных периодов развития,

· проблема соответствия психологического развития ребенка воздействию на него, индивидуализация обучения,

· проблема соотношения обучения и воспитания,

· проблема психологической готовности детей,

· проблема социальной адаптации и реабилитации.

Педагогическая деятельность – воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его личностное развитие и выступающее основой для формирования у него мотивации саморазвития.

Для понимания особенностей педагогической деятельности важно проанализировать её социальную роль и назначение(функции), а также строение(структуру).

Многие авторы все педагогические функции разделяют на две группы – целеполагающие и организационно-структурные.

Целеполагающие функции указывают на основное целевое назначение педагогической деятельности. К ним относятся:

· ориентационная (одна из основных задач педагога – сориентировать учащегося в системе знаний);

· развивающая (предполагает создание педагогом особой образовательной ситуации взаимодействия, которая позволит ребёнку раскрывать свой потенциал);

· мобилизующая (означает необходимость стимулирования педагогом учащихся для концентрации усилий на наиболее важных учебных задачах);

· информационная (педагог выступает организатором процесса формирования у учащегося системы знаний).

К организационно-структурным функциям относятся:

· конструктивная (обеспечивает отбор и организацию содержания учебной информации, проектирование деятельности учащихся для усвоения информации, проектирование педагогом собственной деятельности);

· организаторская (предполагает организацию процесса передачи информации учащимся, организацию различных видов деятельности учащихся, организацию собственной деятельности);

· коммуникативная (указывает на установление правильных взаимоотношений с учащимися, другими учителями, администрацией школы);

· гностическая (исследовательская) (предусматривает познание особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей, познания себя и особенностей своей деятельности).

Педагогическая деятельность, с одной стороны, определяется психологическим содержанием таких компонентов, как мотивация, цели, предмет, средства, способы и результат, а с другой – может быть рассмотрена, как состоящая из совокупности действий педагога.

Мотивация является важнейшим компонентом педагогической деятельности. Она определяет уровень и направленность профессиональной активности личности. Важно, чтобы в основе деятельности педагога лежали внутренние мотивы – процессуальные (сам процесс работы доставляет удовольствие) и результативные (ориентация на достижение высоких результатов). На основе мотивов педагог ставит определенные цели, в которых выражается образ желаемого результата. Предметом педагогической деятельности выступает организация учебной деятельности учащихся по усвоению социокультурного опыта, а также содействие их личностному развитию. Средствами педагогической деятельности являются научные знания, текстовые и электронные носители информации, технические, графические и другие вспомогательные средства. Способы педагогической деятельности – совокупность используемых приёмов (объяснение, показ, лаб. работы, опыты и т.д.), обеспечивающие усвоение социокультурного опыта. Результатом педагогической деятельности является познавательное и личностное развитие учащегося. На основе соотношения целей и результатов делается вывод об эффективности педагогической деятельности и, при необходимости, в неё вносятся коррективы.

Педагогическая деятельность включает в себя совокупность самых различных действий, которые обусловлены конкретной педагогической ситуацией, мастерством педагога, его индивидуальными особенностями, возрастными характеристиками учащихся и другими факторами. Так, педагогическая деятельность может включать в себя перцептивные действия (направлены на восприятие информации, других людей), мнемические (запоминание и хранение информации), коммуникативные (организация общения), предметно-преобразующая, исследовательские (более глубокое познание предметов, людей), контрольные (направлены на оценку хода образовательного процесса) и др. Все эти действия подчинены педагогическим целям, а их уникальное сочетание определяет индивидуальный стиль деятельности конкретного педагога и свидетельствует об уровне его педагогических способностей.


Наши рекомендации