Назови правильно листья (шишки)
Логопед показывает детям листья (шишки) разных деревьев и просит их правильно назвать. Речевой материал:
Лист дуба — дубовый „ Лист клена — кленовый
Лист березы — березовый Шишка сосны — сосновая
Лист липы — липовый Шишка ели — еловая
Лист рябины — рябиновый Шишка кедра — кедровая
Лист осины — осиновый Шишка ольхи — ольховая
Пары слов повторяются с целью закрепления их звукослоговой структуры. Дети определяют, как изменилось количество слогов в слове (осуществляется слоговой анализ слов): дуб — дубовый, береза — березовый, липа — липовый, рябина — рябиновый, осина — осиновый, клен — кленовый, сосна — сосновый, ель — еловый и т. д.
Готовим обед
(Закрепление звукослоговой структуры слов в процессе образования прилагательных от глаголов)
Логопед предлагает детям вспомнить разные способы приготовления блюд и сказать, какое блюдо получится.
Речевой патериал:
Картофель:жарить — жареный, варить — вареный, парить — пареный, морозить — мороженый, сушить — сушеный, тушить — тушеный, печь — печеный, солить — соленый.
Огурец:мариновать — маринованный, консервировать — консервированный, солить — соленый, мочить — моченый.
Рыба:жарить — жареная, солить — соленая, варить — вареная, печь — печеная, коптить — копченая, тушить — тушеная, вялить — вяленая.
Ответь на вопрос «Как?»
(Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования наречий)
Логопед предлагает детям продолжить начатые им предложения, отвечая на вопрос «Как?».
Преодоление нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников
Утром светло, а днем (как?) еще светлее. Вечером темно, а ночью (как?) еще... Осенью холодно, а зимой (как?) еще... В пальто тепло, а в шубе (как?) еще... Весной солнце светит ярко, а летом (как?) еще... Весной птицы поют звонко, а летом (как?) еще... Поезд идет быстро, а самолет летит (как?) еще... Черепаха ползет медленно, а улитка (как?) еще...
Затем детям еще раз предлагается воспроизвести каждую пару слов и проанализировать ее: светло — светлее, темно — темнее, холодно — холоднее, тепло — теплее, быстро — быстрее, медленно — медленнее, ярко — ярче, звонко — звонче.
Что сделал?
(Закрепление звукослоговои структуры слова в процессе образования глаголов с помощью приставок)
Логопед предлагает детям образец образования глагола с помощью приставки по- (на-, за-) или иной приставки (с опорой на предметные картинки), а затем, опираясь на предметные картинки, просит образовать глаголы с этой приставкой.
1. Образец: бежал — побежал.
Речевой материал: белил, бывал, брился, мыл, стирал, играл, шел, сидел, читал и т. д.
2. Образец: рисовал — нарисовал.
Речевой материал: писал, чертил, играл, печатал и т. д.
3. Образец: колдовал — заколдовал.
Речевой материал: бросал, кидал, морозил и т. д.
Подбери слова-«родственники
(Закрепление звукослоговои структуры однокоренных слов)
Проводится беседа по тексту стихотворения Е. Измайлова «Как растут слова»:
Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовый — Был он только словом. Это слово, слово-корень,
Формирование навыка правильного звукослогового оформления
Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло — Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот еще посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном.
Дети находят слова-«родственники» и еще раз воспроизводят весь ряд слов с целью закрепления их звукослоговои структуры. Затем дети отвечают на вопросы логопеда:
1.Как назвать зиму ласково? — Зимушка.
2. Как называется день зимой? — Зимний.
3. Как называются птицы, которые остаются на зиму? —
Зимующие.
4 Как сказать по-другому «остаются на зиму»? — Зимуют. Аналогичная работа может проводиться и с другими родственными словами. Речевой материал:
Снег— снежок, снежинка, снежная, снеговик, подснежник... Лес — лесок, лесной, лесник, лесничий... 1]риб— грибок, грибник, грибной... Вода— водный, водяной, водолаз, наводнение... Сахар— сахарный, сахарница... Гора— горка, горный, гористый, пригорок... Лист— листик, листочек, листва, лиственница, лиственный... Еж — ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый... Весна— весенний, веснянка, веснушка...
Как назвать того, кто...?
(Закрепление звукослоговои структуры слов в процессе образования существительных от существительных с иным значением)
Логопед просит детей назвать:
а) того, кто играет
в шахматы — шахматист',