Назови правильно листья (шишки)

Логопед показывает детям листья (шишки) разных деревьев и просит их правильно назвать. Речевой материал:

Лист дуба — дубовый „ Лист клена — кленовый

Лист березы — березовый Шишка сосны — сосновая

Лист липы — липовый Шишка ели — еловая

Лист рябины — рябиновый Шишка кедра — кедровая

Лист осины — осиновый Шишка ольхи — ольховая

Пары слов повторяются с целью закрепления их звукосло­говой структуры. Дети определяют, как изменилось количество слогов в слове (осуществляется слоговой анализ слов): дуб — дубовый, береза — березовый, липа — липовый, рябина — ряби­новый, осина — осиновый, клен — кленовый, сосна — сосновый, ель — еловый и т. д.

Готовим обед

(Закрепление звукослоговой структуры слов в процессе образования прилагательных от глаголов)

Логопед предлагает детям вспомнить разные способы при­готовления блюд и сказать, какое блюдо получится.

Речевой патериал:

Картофель:жарить — жареный, варить — вареный, парить — пареный, морозить — мороженый, сушить — сушеный, тушить — тушеный, печь — печеный, солить — соленый.

Огурец:мариновать — маринованный, консервировать — кон­сервированный, солить — соленый, мочить — моченый.

Рыба:жарить — жареная, солить — соленая, варить — ва­реная, печь — печеная, коптить — копченая, тушить — тушеная, вялить — вяленая.

Ответь на вопрос «Как?»

(Закрепление звукослоговой структуры слова в процессе образования наречий)

Логопед предлагает детям продолжить начатые им предло­жения, отвечая на вопрос «Как?».

Преодоление нарушений звукослоговои структуры слова у дошкольников

Утром светло, а днем (как?) еще светлее. Вечером темно, а ночью (как?) еще... Осенью холодно, а зимой (как?) еще... В пальто тепло, а в шубе (как?) еще... Весной солнце светит ярко, а летом (как?) еще... Весной птицы поют звонко, а летом (как?) еще... Поезд идет быстро, а самолет летит (как?) еще... Черепаха ползет медленно, а улитка (как?) еще...

Затем детям еще раз предлагается воспроизвести каждую пару слов и проанализировать ее: светло — светлее, темно — темнее, холодно — холоднее, тепло — теплее, быстро — бы­стрее, медленно — медленнее, ярко — ярче, звонко — звонче.

Что сделал?

(Закрепление звукослоговои структуры слова в процессе образования глаголов с помощью приставок)

Логопед предлагает детям образец образования глагола с по­мощью приставки по- (на-, за-) или иной приставки (с опо­рой на предметные картинки), а затем, опираясь на предмет­ные картинки, просит образовать глаголы с этой приставкой.

1. Образец: бежал — побежал.

Речевой материал: белил, бывал, брился, мыл, стирал, играл, шел, сидел, читал и т. д.

2. Образец: рисовал — нарисовал.

Речевой материал: писал, чертил, играл, печатал и т. д.

3. Образец: колдовал — заколдовал.

Речевой материал: бросал, кидал, морозил и т. д.

Подбери слова-«родственники

(Закрепление звукослоговои структуры однокоренных слов)

Проводится беседа по тексту стихотворения Е. Измайлова «Как растут слова»:

Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовый — Был он только словом. Это слово, слово-корень,

Формирование навыка правильного звукослогового оформления

Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло — Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот еще посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном.

Дети находят слова-«родственники» и еще раз воспроизводят весь ряд слов с целью закрепления их звукослоговои структуры. Затем дети отвечают на вопросы логопеда:

1.Как назвать зиму ласково? — Зимушка.

2. Как называется день зимой? — Зимний.

3. Как называются птицы, которые остаются на зиму? —
Зимующие.

4 Как сказать по-другому «остаются на зиму»? — Зимуют. Аналогичная работа может проводиться и с другими род­ственными словами. Речевой материал:

Снег— снежок, снежинка, снежная, снеговик, подснежник... Лес — лесок, лесной, лесник, лесничий... 1]риб— грибок, грибник, грибной... Вода— водный, водяной, водолаз, наводнение... Сахар— сахарный, сахарница... Гора— горка, горный, гористый, пригорок... Лист— листик, листочек, листва, лиственница, лиственный... Еж — ежиха, ежонок, ежик, ежата, ежовый... Весна— весенний, веснянка, веснушка...

Как назвать того, кто...?

(Закрепление звукослоговои структуры слов в процессе образования существительных от существительных с иным значением)

Логопед просит детей назвать:

а) того, кто играет

в шахматы — шахматист',


Наши рекомендации