Урок 23. Ф. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

Цели: познакомить учащихся со стихотворением Ф. Тютчева «Листья»; обучать правильному чтению стихов, написанию сочи­нения-миниатюры; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать сти­хотворения, передавая с помощью интонации настроение поэ­та; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением удар­ных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмую­щиеся слова.

Оборудование: картины на тему осени; карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов Ф. Тютчева, его портрет.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(Выразительное чтение отрывка из стихотворения Е. Благини­ной (показ настроения, чувств с помощью мимики и жестов). Все учащиеся читают текст на карточке или на доске и показывают его в движении.)

Улетают, улетели...

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

— Найдите красивые слова в стихотворении. (Лист качается узорный в синей луже.)

— Какие приметы осени описываются в стихотворном тексте? (Листопад, птицы улетают.)

— С каким чувством улетают птицы? (Нетерпеливым.)

III. Работа по теме урока

Чтение стихотворения «Листья»

— Сегодня мы ознакомимся еще с одним стихотворением, которое называется «Листья».

(После чтения стихотворения на с. 63 учитель выдерживает паузу.)

Работа над текстом

— Понравилось вам стихотворение?

— Какие чувства вы испытывали при чтении?

— От чьего имени написано стихотворение? (От имени листьев.)

— Как поэт рассказывает о листьях? (Он говорит о них как о живых существах.)

— Приведите примеры, доказывающие это. (Мы ж, легкое племя, / Цветеми блестим/ Икраткое время / На сучьях гостим./ Все красное лето / Мы были в красе, / Игралис лу­чами, /Купалисьв росе!.. Потом они решают улететь и про­сят буйные ветры скорей сорвать их с ветвей.)

— С каким настроением надо читать строки, в которых листья вспоминают о том, что было летом? (Они гордятся, любуют­ся собой. Вспоминают о лете с радостью и сожалеют о том, что все прошло.)

— Найдите значение слова «зефиры». За кем или за чем хотят улететь листья?

(Дети находят значение слова «зефиры» — это теплые летние ветры.)

В Древней Греции придумали названия для холодного и теплого ветров. Грозный, холодный северный ветер представлялся в сознании греков как бог Борей, а теплый и мягкий западный ветер - как бог Зефир. В разговоре можно было произнести только одно слово — «борей» или «зефир», как всем слушающим было ясно, что речь идет либо о холодном северном, либо о теплом западном ветре.

— Перечитайте еще раз третью строфу. Какое настроение она создает? (Нетерпеливое, листья поскорее хотят сорваться и улететь.)

— Кого они просят о помощи? (Ветры.)

— Как надо читать эти строчки? (Их надо читать громко, умо­ляя сделать это.)

— Подумайте, только ли о листьях говорится в стихотворе­нии. (Нет, в начале стихотворения еще говорится о соснах, о елях, об их иголках, которые, хоть и всегда зеленые, но уже несвежие.)

— Каким тоном надо читать эти строки? Как листья говорят о них? (Они говорят заносчиво, гордясь собой.)

Самостоятельное чтение стихотворения

— Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения

— Чье чтение вам больше всего понравилось? (Высказывания детей.)

IV. Физкультминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

V. Продолжение работы по теме урока

— Назовите автора этого стихотворения. (Федор Иванович Тютчев.)

— Вам захотелось узнать об этом поэте? (Конечно.) (Учитель или хорошо подготовленные ученики рассказывают о Ф.И. Тютчеве. Фоном звучит классическая музыка.)

VI. Проверка домашнего задания

— А сейчас послушаем, как вы выучили стихотворение и на­учились его читать. (Дети читают наизусть.)

— Послушайте стихотворение.

Осенний листок

За окошком лист осенний пожелтел,

Оторвался, закружился, полетел.

Желтый листик подружился с ветерком,

Все кружатся и играют под окном.

А когда веселый ветер улетал,

Желтый листик на асфальте заскучал.

Я пошла во двор и листик подняла,

Принесла домой и маме отдала.

Оставлять его на улице нельзя,

Пусть живет всю зиму у меня.

О. Чусовитина

— Что удивительного заметила автор? Дома вы попробуете придумать свой маленький рассказ об осенних листьях. За­пишите его в рабочую тетрадь.

VII. Рефлексия

Наши рекомендации