Развитие звукослогового анализа и синтеза
в) одна группа детей называет только первый слог, другая —
второй;
г) для перестановки слогов сначала вторая группа детей на
зывает свой слог, затем первая — свой;
д) дети хором произносят новое слово и составляют с ним
предложения;
е) слова повторяются парами (исходное и новое слова):
Речевой материал: рады, кабан, качай, наши, нора, жилы,
насос, какой, камыш и др.
В процессе формирования и развития звукослогового анализа и синтеза детей широко используются загадки-трафаретки и метаграммы. На наборном полотне логопед демонстрирует детям слово-загадку, состоящее из букв и точек, за которыми «спрятались» другие буквы, и предлагает угадать слово. В качестве помощи при отгадывании слова можно предложить детям предметные картинки, иллюстрирующие отгадки. При использовании метаграмм дети должны вместо точки вставить заданную букву и назвать слово-отгадку.
Загадки-трафаретки
Шесть раков:
Р . . А . К . (Этот рак из сатина сшит — рубашка.}
РАК . . . (Этот рак на луну летит — ракета.}
. РА .... К (Этот рак — веселый день — праздник.}
.. Р .. А. К. (Этот может вспорхнуть на пень — куропатка.}
..РА ... К (Этот рак сторожит дворец — охранник.}
. . РА . . . . К . (Этот — кислый леденец — карамелька.}
Шесть ос:
ОС . . А (На этой осе в октябре позолота — осина.} ОС . . А (А эта растет на лугу у болота — осока.} . ОС . . . А . . (Эта оса на луну улетает — космонавт.} . ОС .... А (Эта на солнце худеет и тает — сосулька.) . ОС . А (С этою спит в колыбели малыш — соска.) . О . С .... А (Эта по классу крадется как мышь — подсказка.).
65
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
Развитие звукослогового анализа и синтеза
Метаграммы
УК
С Ж — по воздуху летаю, С Л — лить слезы заставляю. (Жук, лук)
•ОЛЬ
С М — одежду пожираю, С Б — мучительной бываю, С Р — актеру я нужна, С С — для повара важна. (Моль, боль, роль, соль)
• ОЛЬ
Со звуком С я не вкусна, Но в пище каждому нужна. СМ — берегись меня, не то Я съем и платье, и пальто. (Соль, моль)
•АК
С М расту я на гряде, С Р я ползаю в воде. (Мак, рак).
•АРТА
С К — я в школе на стене, Горы, реки есть на мне. С П — от вас не утаю — Тоже в школе я стою. (Карта, парта)
•АШКА
Когда я с Ч,
То из меня ты пьешь.
Когда я с Ш,
Врагов ты мною бьешь.
(Чашка, шашка).
• АЙКА
С Ч — над морем я летаю, С Г — в машинах я бываю. (Чайка, гайка).
•олос
С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос, голос)
•ЕСТЬ
С глухим согласным — я число, Со звонким — вид железа. (Шесть, жесть).
•ОЛ
С М я в море, С В я в поле, С П я в доме, С Г - в футболе. (Мол, вол, пол, гол)
•ОБ
Чтоб отгадать, имей терпенье: С Л — часть лица, А с Б — растение. (Лоб, боб).
•АЙКА
С Ч — летаю над волною,
С Л — не дам волкам покою,
С М — рубашка-безрукавка,
С 3 — скачу в лесу по травке,
С Г — меня крепи к детали
Из железа или стали.
(Чайка, лайка, майка, зайка, гайка)
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
«ОЧКА
С П — на дереве весною, С Т — писать кончаешь мною, С Б — я тара в магазине, С К — в болотистой низине. (Почка, точка, бочка, кочка}
Упражнения на слоговой синтез с опорой на ритмику слова
Перед игровыми упражнениями проводится беседа по тексту стихотворения Е. Благининой «Эхо»:
Эхо! Эхо! Вот потеха! Обезьянка это эхо! Это эхо каждый раз Передразнивает нас...
Логопед предлагает детям поиграть в «дразнилки»: логопед произносит двустишия, а дети повторяют его последний слог. Затем из этих слогов все вместе составляют новое слово5:
Черный ворон на дубу
С белой крапинкой на лбу.
БУ
От дождя блестит кора,
Вдалеке видна гора.
РА
Нелегко туда пройти,
Мост разрушен на пути.
ТИ
В замке светится окно,
А в горах уже темно.
НО
5 Наряду с авторскими, используются материалы из: Кеменова А. В., Архангельская Н. В., Карлсен Е. Г. Обучение грамоте: Пособие для учителя.-3-е изд.— М.: Просвещение, 1972.
Развитие звукослогового анализа и синтеза
Превосходная картина. Кто художник? БУРАТИНО.
* * *
Эй, держи, хватай! В лесу
Ловят рыжую лису.
СУ
Шум и гам. Народу тьма.
Громче всех кричит Кузьма.
МА
Он без куртки, без пальто,
Вместо шапки решето.
ТО
Из оврага, где ольха,
Слышны крики петуха.
Ха
Изловить лису б неплохо,
Да мешает СУМАТОХА.
* * *
Марина и Тома
Сидят возле дома.
МА
Смотрят они,
Как бегут малыши.
ШИ
Что-то проезжает мимо,
И меняется картина:
НА.
Рады Тома и Марина:
Это папина МАШИНА
Угадать и просто, и легко:
Она дает нам молоко.
КО
Бабушка каждое утро
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников
Доит его в ведро.
РО
Знает вся детвора:
Любимая ее еда — трава.
ВА
Кто это? КОРОВА.
РАЗВИТИЕ