Сущность контроля и оценки результатов обучения в начальной школе
Контроль и оценка являются важнейшими компонентами учебной деятельности. Учебная деятельность – основная и ведущая в младшем школьном возрасте. Д. Б. Эльконин под структурой учебной деятельности понимал:
1) учебные задачи;
2) учебные действия;
3) действие контроля;
4) действие оценки.
В процессе формирования учебной деятельности дети постепенно овладевают усилиями самостоятельно выполнять отдельные ее компоненты (особенно важны среди них контроль за своими действиями и оценка их результатов). Под контролем следует понимать, прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий. Функция оценки в учебной деятельности заключается в том, чтобы определить, освоил ли ученик заданный способ действий и продвинулся ли на ступеньку выше [25, С.43].
Формирование учебной деятельности – весьма сложный и длительный процесс. Она формируется в совместной работе с учителем. Но Амонашвили Ш.А. отметил: « …в традиционных условиях обучения происходит так, что из целостной структуры учебно-познавательной деятельности выпадают контроль и оценка, ученик от них «освобождается». Контролирует, проверяет, находит ошибки, указывает на недостатки, оценивает, высказывает свое суждение в результате деятельности школьников педагог. В результате у детей формируется «неполноценная учебная деятельность».
В процессе обучения непременно должен осуществляться внешний контроль (со стороны учителя). Т.к. управление любым процессом предполагает наличие контроля, как определенной системы проверки его функционирования. Контроль и оценка наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса должны соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы [2, С. 58].
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитания и развития. Система контроля не может ограничиваться утилитарной целью – проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков, но конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их управления. Контроль и оценка в начальной школе имеют несколько функций:
Социальная функция - проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и осведомленности школьника, сформированности его познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых учащимся знаний – умений – навыков установленным государством эталонам (стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо) [2, С. 59]. Таким образом, в конечном счете, система контроля и оценки для учителя становится инструментом оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном этапе развития. Это дает основание для прогнозирования направлений развития образования в ближайшей и отдаленных перспективах, внесения необходимых корректировок в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи, как ученику, так и учителю.
Образовательная функция – определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения учащимся учебного материала [2, С. 59]. Например: полнота осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости, сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие необходимо сформировать. Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентирует на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Информационная функция - является основной диагноза планирования и прогнозирования. Главная ее особенность – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со стороны ведомого[2, С. 59].
Эмоциональная функция – проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт сo взрослыми и сверстниками [2, С. 60]. Реализация этой важнейшей функции по проверке результатов обучения заключается в том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как изучен учебный материал. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая проблемы, ошибки и недочеты учащихся, проверка указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений [2, С. 60].
Функция управления очень важна для развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности («что я делаю не так…», «что нужно сделать чтобы…») и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Таким образом, устанавливается обратная связь между педагогами и обучающимся.
Выделенные функции контроля и оценки подчеркивают их роль и значение в процессе обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и в различных сочетаниях. Это зависит в основном от целевого назначения и вида контроля, причем цели контроля обусловливаются планируемыми на данном этапе обучения дидактическими, развивающими и воспитывающими целями и в конкретном виде контроля воплощаются определенные их сочетания. Реализация выделенных функций на практике делает контроль и оценку более эффективными, а вместе с ними эффективней становится и сам учебный процесс. Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным.