Буквы на дереве, или «Принеси то, не знаю что»
Буквы пекут из соленого теста, раскрашивают пестрыми узорами или просто тонируют и развешивают на «буквенном дереве».
Затем среди играющих выбирается царь. Он усаживается на «трон» и обращается к одному из детей (или взрослых): «Поди туда - не знаю, куда; принеси то - не знаю, что». После этих слов царь крепко зажмуривает глаза. А игрок, к которому обратились, подходит к дереву и «срывает» с него букву. Затем «путешественник» возвращается к царю:
«Ходил я за горы высокие, ходил за моря глубокие. И набрел я на чудо-дерево, и принес тебе, царь, подарочек. Глаз своих не открывай, что за буква - отгадай!»
Царь берет букву в руки, ощупывает ее и называет.
Игроки могут загадать короткое слово. Тогда царь, ощупав буквы, пытается отгадать, какое слово они составляют.
Очередность быть царем может определяться по жребию или считалкой.
Буквенные барельефы
Буквы можно лепить из пластилиновых колбасок и делать из них лепные барельефы. Такие барельефы станут достойным украшением фамильных гербов, рыцарских щитов, сказочных замков. Можно затеять игру: предложить детям отгадать, как зовут персонажа (рыцаря, волшебника, принцессу), на дверях замка которого(ой) красуется такой герб.
Дорисуй букву
Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадается, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.
Буквенный след на спине
Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцем «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.
В эту же игру можно играть группой. Выбираются двое водящих. Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он поручает нарисовать на спине первого водящего букву.
Буквы на песке
Берется небольшой поднос с бортиками. В него насыпается мелкий песочек или манка. Дети по очереди рисуют буквы пальцами на сыпучем материале.
Буквы вверх ногами
Водящий кладет перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква.
Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько. И самый сложный уровень - когда надо прочитать выложенное вверх ногами слово.
Заколдованные буквы
Детям раздаются карточки с зеркально написанными буквами. Узнать их можно, только глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на карточках зеркальными буквами будут написаны слова.
Расти, буковка!
Выбираются две команды по два-три человека. На полу раскатываются две длинные дорожки из обоев. На одной в левом нижнем углу нарисована очень маленькая буква, на другой - с левой стороны изображена очень большая такая же буква. По условному сигналу члены команды по очереди начинают рисовать такие же буквы. Одни должны «вырастить» свою букву к концу дорожки, другие - уменьшить. Выигрывает та команды, которая закончит работу за более короткое время и при этом нарисует «красивые» буквенные знаки.
О букве Я
Представляя букву я детям, можно обыгрывать ее по-разному. Но нельзя не обсуждать ее значение. Это личное местоимение первого лица, золотое сечение психологии, с которым связывают «я-субъектность», «я-концепцию», осознаваемое ядро личности. Вы только присмотритесь к этой букве: у нее даже головка есть, чтобы нарисовать в ней рожицу-портрет! В английском языке эта буква хотя и не открывает собой алфавит, но в качестве личного местоимения пишется с большой буквы. А в русском - вот беда! - ее не только не удостоили этой чести, но еще и задвинули в конец алфавита. Не просто задвинули, а с приговоркой: «я - последняя буква в алфавите».
Что-то здесь не так! В некоторые времена все было наоборот. В те времена, когда великий муж Константин Философ (в монашестве Кирилл) только создал свою азбуку, названную по двум первым буквам - аз и буки.
Легенда повествует, что Бог открыл Философу письмена в момент молитвы. А исторические источники уточняют: божественному откровению предшествовало долгое изучение Константином языков, почитавшихся священными, - древнееврейского, греческого и латыни. Это языки Писания. На последних двух велись богослужения. В священных текстах все имело смысл: содержание, форма записи, даже расположение букв. И Константин, владевший мудростью своего времени (недаром его прозвали Философом!), создал славянскую азбуку по «образу и подобию» священных алфавитов. Азбука создавалась им с вполне определенными целями. Он был миссионером и проповедовал среди славян христианство. А христианские идеи, чтобы встретили они любовь и понимание, полагал Философ, должно излагать на родном языке. Но за подобный образ мыслей нетрудно было и еретиком прослыть. Потому Константин, стараясь отвести от себя возможные обвинения, следовал канонам священного письма и «обустроил» славянскую азбуку как модель мира и как историю праведника и неправедного человека.
Аз и буки1 - две первые буквы кириллицы, из которых сложилось привычное нам слово «азбука», обозначали двух персонажей, двух действующих лиц. Аз - хороший, рожденный «быть первым», «светлым князем». Буки - плохой, пустой человек, бессмысленное существо. Соответственно буквы в кириллице располагались не в строчку и не произвольным столбиком, как мы привыкли записывать алфавит, а в два столбика с определенным числом букв. В правом столбике (слово «правый» происходит от слова «правда») - «хорошие» буквы, связанные с Аз-первым, в левом - «плохие» буквы, «букины».
1 Изложено по книге: Зиновьев А. Тайнопись кириллицы. - Владимир, I 1991.
Названия букв кириллицы были, как известно, словами: «веди», «глаголь», «добро», «есть», «живете» и т. д. Из этих слов складывались две истории. Одна повествовала о житии Аз-праведного, стремящегося к истине и достигающего высшей славы и вечной жизни, другая - о жизни Буки-пустого, погрязшего в суете, ставшего вором и мошенником, отщепенцем и еретиком, которого поймали, пытали, бросили в темницу и в конце концов предали лютой смерти.
Эти истории представляли собой примеры подобающей и неподобающей жизни, с которыми знакомился школяр, приступая к изучению грамоты. Они звучали, как напутствие человеку, выбирающему жизненный путь, призывали учиться, мыслить и любить Слово.
Даже в начертании букв правого и левого столбика сказывалась их причастность к судьбе Аз-праведника и Буки-пустого. Буквы правой стороны писались и запоминались легче. У букв левой стороны была сложная, вычурная форма, освоить их было гораздо труднее. Так что все в этой азбуке работало на моральное воспитание: и языком, и глазами, и руками должен был усвоить ученик предложенный ему жизненный урок.
Со временем буквы утратили свое исконное название: Аз превратился с букву а, Буки - в букву б (бэ), веди - в в (вэ) и т. д.
Начертание букв упростилось, а многие буквы левого столбика и вовсе исчезли из употребления. Азбука перестала быть для нас священными знаками и напутствием в жизнь. Но, может быть, имеет смысл рассказывать детям о том, чем были буквы раньше? Ведь тогда становятся ясными непонятные прежде выражения: почему, например, пугали непослушных детей Букой? Или почему буква, обозначающая одну из важнейших реалий действительности, - личное местоимение «я» оказалась в нашей азбуке на последнем месте? Да нет же! Первой она была, первой. Только произносилась по-другому: «Аз». «Аз семь человек!» Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему.
История Аз-первого
«Родоначально Первый: ведай учение, говори-поступай добронравно, по естеству живи; усердно работай, люби свою землю, постигай мироздания сущность; как люди мыслящий, наш брат мудро-любивый, изречешь слово твердо, укрепишь закон, обретешь славу, жизнь вечную».
История Буки-пустого
«Безначальным будешь - мерзко закончишь, утробная тварь; шваль суетная, вор, пьянюга, враг-еретик, выпадет доля горькая, изувера изловят, измают, в узилище заточат, казнят; издохнешь псиной смердящий прах».
Учить писать дошкольника? Категорически нет!
Интервью с директором Института возрастной физиологии РАС доктором биологических наук Марьяной Михайловной Безруких.
Марина Аромштам: Марьяна Михайловна! Как Вы счита ете, нужно ли готовить ребенка к школе, обучая его элементам безотрывного письма?
Марьяна Безруких: В результате исследований, проведен ных нашим Институтом, установлено, что методика обучения дете$ безотрывному письму не соответствует возрастным и функциональные возможностям учащихся. Ее использование приводит к нарушению пси хофизиологической структуры письма, требует от ребенка выполненш биомеханически нецелесообразных движений. Это, в свою очередь ведет к задержкам дыхания и искусственно вызывает у ребенке гипоксию. Вообще на начальных этапах письмо не может быть безот< рывным. Связным - да, но не безотрывным. Даже при сформированном навыке один пишущий будет связывать в единое целое два элемента, другой - три. Это зависит от механизмов темповой орган» зации деятельности каждого человека. Один говорит быстро, у другого в речи после каждого слова - пауза.
Но в отношении ребенка дошкольного возраста эту проблему можно даже не обсуждать. В дошкольном возрасте категорически нельзя учить ребенка каким бы то ни было курсивным элементам письма. Это физиологически, психологически неадекватный, нецелесообразный, нарушающий формирование навыка компонент деятельности. Марина А р о м ш т а м: Почему?
Марьяна Безруких: Потому что формирование навыка письма - сложнейший и длительный биологический процесс.
Функционально ребенок дошкольного возраста к этому сложнейшему виду деятельности не готов. Не готовы механизмы произвольной регуляции деятельности, которые лежат в основе письма. Еще не сформированы мелкие мышцы кисти, не произошло окостенение запястья. Не готовы механизмы нервно-мышечной регуляции. Более того, ребенок не готов к письму не только в шесть, но и в семь, а порой и в восемь лет. Даже этот возраст является периодом функциональной незрелости для освоения навыка письма. Но это не значит, что письму нельзя учить. Учить нужно, учитывая функциональные и психологические особенности ребенка. А что это значит? Во-первых, нужно усвоить важное правило: нельзя торопиться с обучением и нельзя ставить перед собой задачу быстро сформировать навык. Обучение письму - процесс длительный. Во-вторых, для того чтобы начинать собственно обучение курсивному письму, или письму с использованием так называемых письменных букв, нужен достаточно длительный предактивный период, т. е. период
одготовки. И этот период подготовки к школе должен включать
как минимум 30 занятий. ^
Марина Аромштам: Почему подготовительный период должен быть таким долгим?
Марьяна Безруких: Потому что, прежде чем перейти к курсивному письму, ребенок должен научиться писать линии (ровную, прямую, наклонную), овалы. Он должен научиться работать в строке (Причем, чем меньше строка, тем больше времени на это понадобится.) Должен научиться зрительно дифференцировать элементы
печатных букв.
В педагогической литературе мы часто встречаем советы: тренируйте у детей мышечное чувство и у них не будет сложностей при обучении письму. Но ведь это игнорирование законов физиологии! До девяти лет мышечное чувство, как физиологи называют его -кинестетический контроль, еще не сформирован. Функцию контроля выполняет только зрение. Поэтому вы можете тренировать руку хоть до семи потов - это не даст желаемых результатов.
Марина Аромштам: Но существует мнение, что чем больше ребенок выполняет технических, упражнений, например много штрихует, тем легче ему потом научиться писать.
Марьяна Безруких: Это совершенно ложное утверждение. У нас есть опыт работы с одной дошкольной гимназией, в которой первые два года к нашим советам не прислушивались. Детей обучали курсивным элементам букв. И они очень много штриховали -целые тетради. В конце года мы протестировали этих детей. И что же? Выяснилось, что к концу года занятий они не только не улучшили зрительно-моторные координации, а затормозили развитие этих функций. Сделать это в возрасте пяти-шести лет очень просто.
Марина Аромштам:В чем же тогда заключается подготовка дошкольников к письму?
Марьяна Безруких: Гораздо в большей степени, чем про-писывание графических элементов, к письму готовит развитие таких навыков, как зрительно-пространственный анализ, зрительно-моторные координации. С точки зрения формирования навыка письма умение скопировать иероглиф для ребенка пяти-шести лет гораздо важнее, чем умение писать курсивные элементы.
Потому что кинестетический контроль, как я уже сказала, включится в работу только к девяти годам. А до этого ребенок при письме опирается только на зрительный контроль...
Автор выражает благодарность Анатолию Пинскому, Марине Гиверц и английским коллегам вальдорфской школы в Кт§з1ап§1у за возможность познакомиться с их идеями и методами обучения. Без этого книга была бы невозможна.
Гл а в а 1
УРОКИ ФОНЕТИКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Урок 1. Фонетика
Чтобы люди могли разговаривать, слова должны звучать, причем звучать по-разному. Звук по-древнегречески назывался рНопе От греческого слова и произошло название науки, которая изучав! звуки речи, закономерности их произношения и изменения, соответствие письменным нормам языка. Это наука фонетика.
Для обозначения звука в фонетике используется специальны значок [ ]. С помощью фонетической записи передается действитель| ное звучание речи.
Урок 2. Гласные и согласные
При образовании звуков в гортани человека образуется тон. Тон -это музыкальный звук. Чтобы упростить объяснение образования звуков детям, тон называют «голосом».
Звуки языка могут состоять только из тона, голоса (или, по-старославянски, из «гласа»), тогда они называются гласными. А могут состоять из шума или из шума с тоном (голосом) и называются согласными.
Гласные - «ртораскрыватели»: чем громче их произносим, тем шире раскрываем рот. Согласные, наоборот, - «ртосмыкатели»: чем громче надо их произнести, тем плотнее надо сжать рот.
Ошибки взрослых. Случается, что во время занятий на произношение звуков взрослый предлагает малышу придумать слова на какую-нибудь букву, например, на букву б (бэ). Для ребенка, еще не умеющего читать, задание сформулировано некорректно. Ведь буква-это письменный знак. Чтобы придумать слово на какую-нибудь букву, надо знать, как оно пишется. Задача же педагога в занятиях с дошкольниками - развивать умение малыша различать звуки в словах, поэтому лучше просить детей придумывать слова, которые начинаются на какой-нибудь звук. Но тогда в задании должен фигурировать именно звук, а не алфавитное название буквы. Если вы хотите услышать от ребенка слова на звук [б], то и произнести его надо четко и коротко, без гласной «добавки» [э].