Называет предметы без зрительной опоры.
Сядьте на стул напротив ребенка. Добейтесь внимания и скажите: «Назови какое-нибудь … (категория – например, животное)». Помогите ребенку назвать предмет из категории. (Например: «Кошка»). Закрепите ответ. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. В конце закрепляйте только правильные ответы.
Инструкция (1) «Что такое …?» (2-3) «Название…(категория)» | Ответ (1) Называет категорию (2-3) Правильно называет предметы из категории | дата введения | дата усвоения | |
1. Еда | ||||
2. Одежда | ||||
3. Животные | ||||
4. Игрушки | ||||
5. Фрукты | ||||
6. Инструменты | ||||
7. Овощи | ||||
8. Транспорт | ||||
9. Приборы | ||||
10. Мебель | ||||
11. Фигуры | ||||
12. Буквы | ||||
13. Числа |
Программа 53. Использует простые предложения
1. Это …
Сядьте на стул напротив ребенка. Покажите на предмет, который он видит, и спросите: «Что это?». Помогите ребенку ответить: «Это … (название предмета)». Закрепите ответ. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. В конце закрепляйте только правильные ответы.
2. Я вижу …
Сядьте на стул напротив ребенка. Покажите на картинку и спросите: «Что ты видишь?» Помогите ребенку ответить: «Я вижу … (название предмета на картинке)». Закрепите ответ. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. В конце закрепляйте только правильные ответы.
Со временем учите ребенка называть сразу несколько предметов на картинке: «Я вижу дом, дерево, машину, мяч и цветок».
3. У меня есть …
Сядьте на стул напротив ребенка. Дайте ребенку предмет и спросите: «Что у тебя есть?» Помогите ответить: «У меня есть… (название предмета)». Закрепите ответ. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. В конце закрепляйте только правильные ответы.
Вопросы | Ответ | дата введения | дата усвоения |
1. «Что это?» | «Это …» | ||
2. «Что ты видишь?» | «Я вижу …» | ||
3. «Что у тебя есть?» | «У меня есть …» |
Программа 54. Сообщает информацию (У меня есть … Я вижу…)
С предметами.
Сидя напротив ребенка, протяните ему предмет и возьмите в свои руки другой. Приподнимите свой предмет и скажите: «У меня есть … (название предмета)». Подтолкните ребенка приподнять его предмет и сказать: «У меня есть… (название предмета)». После нескольких упражнений меняйте предметы. Закрепите ответ. В конце закрепляйте только правильные ответы.
Со временем пусть ребенок сам выбирает себе предмет из коробки. Как только ребенок научится этой фразе, вводите следующую (смотрите примеры в таблице ниже).
С картинками/книгами.
Положите перед ребенком на столе две картинки. Покажите на одну и скажите: «Я вижу… (название предмета на картинке)». Помогите ребенку показать на другую картинку и сказать: «Я вижу … (название предметов на картинке)». Закрепите ответ. В конце закрепляйте только правильные ответы.
Произносите смоделированную для ребенка фразу со значительной паузой после своей. Со временем паузу сокращайте до двух секунд, а потом подсказки отмените совсем.
Примерные утверждения | Примерные ответы | дата введения | дата усвоения |
С предметами: 1.У меня есть утка. 2.Моя утка желтая. 3.Моя утка крякает. 4. Моя утка живет в пруду | 1.У меня есть корова. 2.Моя корова белая. 3.Моя корова мычит. 4. Моя корова живет на ферме. | ||
С картинками: 1.Я вижу мяч. 2.Я вижу машину и дерево. 3.Я вижу красную шляпу. 4.Я вижу как человек идет. 5. Я вижу девочку в машине | 1.Я вижу цветок. 2.Я вижу человека и торт. 3.Я вижу синий мяч. 4. Я вижу, как девочка плывет. 5. Я вижу мальчика на горке. |
Программа 55. Сообщает социальную информацию
Сядьте лицом Меня зовут…(ваше имя)». Помогите ребенку сообщить информацию о нем самом: «Меня зовут…(имя ребенка)». Закрепите ответ. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. В конце закрепляйте только правильные ответы.
Примерные социальные утверждения | Ответ: Сообщает уместную информацию | дата введения | дата усвоения |
1. Меня зовут … | |||
2. Мне … лет. | |||
3. Я живу в…. | |||
4. Я люблю играть с … | |||
5. Мою сестру/брата зовут … | |||
6. Я люблю есть … | |||
7. Моего друга зовут … | |||
8. Мою бабушку/дедушку зовут… | |||
9. Я люблю пить … | |||
10. Моя любимая телепередача … |
Начинайте с тех предложений, которые ребенок освоил в Программе № 22 Социальные вопросы. Затем переходите к сложным утверждениям: «Когда я хожу в парк, я люблю…» или «На обед я ел …».
Программа 56. Я не знаю (Неизвестные предметы и вопросы)
Неизвестные предметы.
Сядьте напротив ребенка и добейтесь его внимания. Покажите ребенку предмет, который он узнает, спросите: «Что это?» Ребенок должен назвать предмет. Проделайте это трижды с разными знакомыми предметами, а затем предъявите предмет, который ребенок не умеет называть и спросите: «Что это?» Без замедления произнесите фразу: «Я не знаю». Научите ребенка произносить ее. Закрепляйте ответы. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. Постепенно варьируйте знакомые и незнакомые предметы.
2. Неизвестные вопросы.
Сядьте напротив ребенка и добейтесь его внимания. Задайте вопрос, на который ваш ребенок умеет отвечать. После 3-х знакомых вопросов задайте новый. Например: «Кто открыл Америку?» И тут же произнесите подсказку: «Я не знаю». Закрепляйте ответы. Чередуйте знакомые вопросы с незнакомыми. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. В конце закрепляйте только правильные ответы.
Вопрос (1)«Что это?» (2) Новые вопросы | Ответ (1-2) «Я не знаю» | дата введения | дата усвоения |
1. | |||
2. |
После нескольких успешных упражнений, назовите для ребенка предмет (это солонка) или дайте правильный ответ на свой новый вопрос.