Программа 37. Выполняет двойные команды
Комбинируйте одиночные инструкции уже усвоенные ребенком (см. программу 6) в двойные команды. Например: «Хлопни в ладоши и коснись носа», после выполнения – другое задание с руками: «Хлопни в ладоши и скажи «до свидания». Не забывайте варьировать.
Давайте двойные задания, уместные для вашего ребенка. Например: «Возьми мяч и брось в корзину»
Двойная инструкция | Реакция | дата введения | дата усвоения |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. |
Программа 38. Подает два предмета.
На столе несколько предметов. Следует инструкция: «Дай мне машинку и мяч». Добивайтесь, чтобы ребенок брал каждой рукой по одному предмету и подавал вам оба. При затруднении сократите команду: «Машинка и мяч». Объединяйте предметы в естественные пары (н-р: носки и туфли).
Инструкция: «Дай мне … и …» | Реакция: Правильно подает предметы | дата введения | дата усвоения |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. |
Программа 39. Определения (характеристика предмета)
Различает предметы по характеристике
Два одинаковых предмета (н-р: машинки), но разные по размеру (большая и маленькая). Инструкция: «Покажи на большую машинку».
Называет предметы с их характеристикой
Те же машинки. Инструкция: «Что это?». При необходимости подскажите ответ: «Большая машинка».
Инструкция (1) «Покажи, … … » (2) «Что это?» | Реакция (1) Правильно показывает на предмет (2) Называет характеристику и предмет | дата введения | дата усвоения |
1. Большой/маленький | |||
2. Мокрый/сухой | |||
3. Горячий/холодный | |||
4. Чистый/грязный | |||
5. Высокий/низкий | |||
6. Тяжелый/легкий | |||
7. Твердый/мягкий | |||
8. Пустой/полный | |||
9. Молодой/старый | |||
10.Старый/новый | |||
11.Длинный/короткий | |||
12.Толстый/тонкий | |||
13.Гладкий/неровный | |||
14.Открытый/закрытый |
Программа 40. Профессии людей
Узнает
Разложив перед ребенком картинки с профессиями людей, дайте инструкцию: «Покажи на …».
Называет
Разложив перед ребенком картинки с профессиями людей, дайте инструкцию: «Кто это на картинке?»
Показывайте ребенку людей этих профессий, когда выходите с ним из дома.
Инструкция (1) «Покажи, на … » (2) «Кто это?» | Реакция (1) Правильно показывает на картинке (2) Называет профессию | дата введения | дата усвоения |
1. Пожарник | |||
2. Полицейский | |||
3. Почтальон | |||
4. Учитель | |||
5. Фермер | |||
6. Мусорщик | |||
7. Парикмахер | |||
8. Официант | |||
9. Водитель автобуса | |||
10. Летчик | |||
11. Врач | |||
12. Медсестра | |||
13. Зубной врач | |||
14. Повар |
Программа 41. Изображает, что он… (притворяется)
Дайте инструкцию об изображении каких-либо действий или предметов. Например: «Покажи, будто ты …(пьешь)».
Руководите движениями ребенка или сами показывайте ему, что надо делать на первом этапе. Эту программу хорошо выполнять с ровесниками или сестрой/братом.
Инструкция: «Покажи, будто ты …» | Реакция: Правильно копирует действия или предметы | дата введения | дата усвоения |
1. Пить | |||
2. Причесываться | |||
3. Умывать лицо | |||
4. Чистить зубы | |||
5. Лизать мороженое | |||
6. Вести машину | |||
7. Подметать | |||
8. Одевать шляпу | |||
9. Змея | |||
10.Лев | |||
11.Собака | |||
12.Обезьяна | |||
13.Кролик | |||
14.Кот | |||
15.Лягушка | |||
16.Птичка | |||
17.Пожарник | |||
18.Полицейский | |||
19.Парикмахер | |||
20.Врач |
Программа 42. Категории
1. Сопоставляет.
Разложите перед ребенком картинки предметов из разных категорий. Покажите карточку с изображением предмета из какой-нибудь группы и скажите: «Откуда это?»
2. Узнает.
Сгруппируйте картинки и скажите: «Покажи …(продукты)».
3. Называет.
Указав на один из наборов картинок, спросите: «Что это?».
Сначала рукой ребенка подвигайте карточку к правильной группе. Произносите вслух название категории. При затруднении вместо карточек используйте объемные предметы.
Инструкция (1) «Откуда это?» (2) «Покажи, … » (3) «Что это?» | Реакция (1) Правильно называет категорию (2) Правильно указывает категорию (3) Называет категорию | дата введения | дата усвоения |
1. Еда | |||
2. Одежда | |||
3. Животные | |||
4. Игрушки | |||
5. Фрукты | |||
6. Инструменты | |||
7. Овощи | |||
8. Транспорт | |||
9. Приборы | |||
10. Мебель | |||
11. Фигуры | |||
12. Буквы | |||
13. Числа |
Программа 43. Местоимения («мой» и «твой»)
1. Понимание.
Дайте ребенку инструкцию: «Дотронься до твоего/моего …(части тела или одежда)». Сначала научите слову «твой», потом «мой», а потом вразброс.
2. Называет.
Дайте ребенку инструкцию: «Чей/чья это…?» Подсказывайте ответ: «Моя рубашка».
Научив ребенка различать (понимать) «мой» и «твой», сделайте перерыв, чтобы при назывании местоимений не было путаницы.
Инструкция (1) «Дотронься до твоего/моего …» (2) «Чей это … ?» | Реакция (1) Правильно выполняет (2) Правильно называет | дата введения | дата усвоения |
1. Мой | |||
2. Твой | |||
3. Вразброс «мой» и «твой» |
Программа 44. Предлоги
Понимает.
Сидя напротив ребенка, добейтесь внимания. Протяните предмет (карандаш) ребенку и скажите: «Положи его на стол».
2. Называет.
Положив предмет так, чтобы ребенок видел, спросите: «Где он находится?». Учите отвечать: «Карандаш на столе».
Если ваш ребенок говорит, выполняя п.1, сразу учите ребенка отвечать на вопрос, где предмет. Когда в обычной ситуации ребенок просит у вас желаемый предмет, спрашивайте, где он находится. Учите ребенка самого менять местоположение и говорить, где он. («Залезь под стол». «Где ты?»).
Инструкция (1) «Положи это … …» (2) «Где это … ?» | Реакция (1) Правильно выполняет действия (2) Правильно называет месторасположение предмета | дата введения | дата усвоения |
1. На | |||
2. В | |||
3. Под | |||
4. Перед | |||
5. Сзади | |||
6. Рядом с | |||
7. Между | |||
8. Наверху … | |||
9. Внизу … | |||
10. У (около) |