Материалы для семинарскИХ занятиЙ

Материалы для семинарскИХ занятиЙ - student2.ru

Тема 1. Предмет, цели, задачи, принципы и методы специальной педагогики и специальной психологии (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Какие факторы отклоняющегося развития вы знаете?

2. Назовите общие закономерности отклоняющегося развития.

3. В чем сущность учения Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефектах развития? Как проявляется двойственность и противоречивость влияния дефекта на общее развитие организма?

4. Каковы механизмы возникновения вторичных дефектов? Что вы знаете о типах личностного реагирования на дефект развития? Каково их значение в работе педагога с детьми, нуждающимися в особых образовательных условиях?

5. Классификация детей с отклонениями в развитии по В.В. Лебединскому. Каковы основные параметры дизонтогенеза?

6. Каковы основные факторы, влияющие на продвижение в развитии детей с отклонениями?

7. Какие правила отбора в специальные учебные заведения для детей с отклонениями в развитии вы знаете?

8. Охарактеризуйте типы школ системы специального образования.

9. Каковы принципы специального образования?

10. В чем заключаются особенности специального образования?

11. Перечислите основные методы обучения и воспитания, применяющиеся в специальных образовательных учреждениях.

Литература

1. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро В.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. - М., 1995.

2. Венгер А.А., Выготская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.

3. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1995.

4. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. - М., 1971.

5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. - М., 1985.

6. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьяченко. - М., 1965.

7. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2002.

8. Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. - М., 1999.

9. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. - М., 1974.

Тема 2. Основные категории специальной педагогики и психологии

(2 часа)

Вопросы для обсуждения

Особенность формирования понятийного аппарата специальной педагогики психологии.

2. Комплексный, многоплановый системный характер диагностики отклонений в развитии.

3. Содержание и основные направления деятельности ПМПК.

4. Принципы обследования и отбора детей в специальные образовательные учреждения.

5. Методы диагностики психологического обследования на ПМПК.

Тема 3. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта и проблемы их образования (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятий «умственная отсталость», «олигофрения», «деменция».

2. Причины возникновения умственной отсталости.

3. Особенности психического развития умственно отсталых дошкольников, пути и средства их воспитания и обучения.

4. Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида для детей с нарушениями интеллекта.

5. Образование как средство реабилитации и достижения независимой жизни лицами с интеллектуальной недостаточностью.

Литература

1. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. - Киев, 1978.

2. Власов Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.

3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. В. Воронковой. - М., 1994.

4. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.- М., 1993.

5. Замский X.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. - М., 1995.

6. Коррекционная педагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.

7. Матасов Ю.Т. Психические процессы и свойства личности умственно отсталых детей. - Л., 1981.

8. Матасов Ю.Т. Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка. - М., 1981.

9. Олигофренопедагогика / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 2000.

10. Петрова В.Г., Белякова И.Е. Психология умственно отсталого ребенка (олигофренопсихология). - М., 1996.

11. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. X.Д. Виноградова. - М., 1985.

Тема 4. Психология детей с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-развивающего обучения (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Назовите группы неуспевающих детей, выделенные А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией, А.А. Смирновым.

2. Перечислите группы неуспевающих по Н.И. Мурачковскому.

3. Являются ли синонимами понятия «неуспевающие дети» и «дети с пониженной обучаемостью»?

4. Каковы причины возникновения неуспеваемости?

5. Какие причины могут вызвать задержку развития?

6. Как вы относитесь к обучению без оценок в начальной школе?

7. Какие вы можете назвать способы коррекции неуспевающих?

Литература

1. Актуальные проблемы диагностики ЗПР / Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1989.

2. Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения / Сб. научных трудов под редакцией Т.А. Власовой и др. - М., 1981.

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М., 1973.

4. Дети с временной задержкой развития / Сб. статей под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. - М., 1971.

5. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М., 1984.

6. Егорова Т.Е. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М., 1973.

7. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М., 1980.

8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М, 1985.

9. Марковская И.Ф. Задержка психического развития: Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М, 1993.

10. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т.А. Власовой и др. - М., 1981.

11. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей / Под ред. В.И. Лубовского. - Смоленск, 1994.

12. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. - М., 1987.

13. Основы коррекционной педагогики / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1999.

14. Программы специальных коррекционных учреждений и классов коррекционно-развивающего обучения. - М., 1996.

15. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород, 1994.

16. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с ЗПР: Пособие для учителя. - М., 1990.

Наши рекомендации