Учебно-методические материалы семинарских занятий

Все семинарские занятия по курсу «Управление общественными отношениями» проводятся в форме деловых, ролевых игр или обсуждения вопросов. При ролевых играх или деловых играх группа разбивается на 4 группы – 2 конкурирующие группы представителей органов власти (политических организаций) и 2 конкурирующие группы общественности (предприятий). Группы меняются сферами деятельности каждый семинар.

Тема 1. Общественные отношения: природа, предназначение и проблема управления.

Деловая игра. Организация разнообразных функциональных групп интересов. Определение целей, задач, функций, структуры. Выявление проблем сегментации общественности,проблем управления общественными отношениями.

Литература

1. Андреев СЛ., Мельниченко Л.Н. Основы некоммерческого маркетинга. М., 2000.

2. Управление общественными отношениями: Учебное пособие / Э. А. Капитонов, Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"»; Ростов н/Д: Академцентр, 2009.

3. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. М., 2005.

4. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические тенденции. М., 2007. Гл. 4.

5. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

Тема 2. Социальный обмен как тип взаимодействия в общественных отношениях.

Обсуждение вопросов.

1. Социальное взаимодействие людей, групп, организаций в общественных отношениях на примере социального обмена, универсального процесса выбора из моделей и образцов социального поведения?

2. Социальный обмен между субъектами деятельности, «переливание» выгод от одних к другим: которые вступают в обменные отношения, регулирующиеся неосознанными и рациональными расчетами, ориентирующими на пользу от своих поведенческих действий?

3. Главная функция позитивного некоммерческого социального обмена?

4. Принципы обменных сделок?

5. Ложные обмены и основы обмана, на котором образуется негативный тип социального обмена, из которого обманывающая сторона получает возможность извлекать несправедливую выгоду?

Литература

1. Андреев СЛ., Мельниченко Л.Н. Основы некоммерческого маркетинга. М., 2000.

2. Управление общественными отношениями: Учебное пособие / Э. А. Капитонов, Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"»; Ростов н/Д: Академцентр, 2009.

3. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. М., 2005.

4. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические тенденции. М., 2007. Гл. 4.

5. Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002.

Тема 3. Социальное партнерство в общественных отношениях.

Обсуждение вопросов.

1. Социальное партнерство в общественных отношениях как реализация идеи добровольного сообщества многообразных функциональных групп интересов: отношений их взаимного спроса, взаимовыгодного его удовлетворения и сотрудничества основных социальных сил - государства, капитала и труда?

2. Природа социального партнерства как специального вида общественных отношений обусловленного потребностью взаимного согласования и защиты интересов различных социальных групп - наемных работников, бизнеса и их объединений, а также органов государственной власти и местного самоуправления на основе договорных, равноответственных отношений?

3. Социальное государство, играющее регулирующую роль в социальном партнерстве, реализуя принцип социальной справедливости между мерой участия людей в производственно-хозяйственной деятельности и мерой распределения ее результатов, в правах и обязанностях участников социально-экономических, трудовых отношений в соответствии с законодательством?

4. Важнейшие цели социального партнерства, которые являются главными в создании солидарного общества, атмосферы взаимопонимания его основных социальных сил, обеспечивающих эффективное решение актуальных социально-экономических и трудовых проблем, формирование ромбовидной конфигурации социальной стратификации с доминированием среднего слоя?

5. Реализация социального партнерства на основе института трипартизма, обеспечивающего полноценное представительство функциональных групп интересов, их согласование на базе процедурно - упорядоченного социального диалога равноответственных за принятые договорных обязательств и соглашения государственных органов власти, свободных предпринимателей и наемных работников на федеральном, региональном и местном уровнях?

Литература

1. Борисов В.А. Социальное партнерство в России: специфика или подмена понятий? // Социс. 2001. № 5.

2. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарное знание. 2000. № 2.

3. Зинченеко Г.П. Социология управления. Ростов-н/Д, 2004. Гл. 4.

4. Управление общественными отношениями: Учебное пособие / Э. А. Капитонов, Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"»; Ростов н/Д: Академцентр, 2009.

4. Капитонов Э.Л.,Зинченеко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. М., 2005.

5. Михаев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика. М., 2001.

6. Михеев В.А., Михеев А.В. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития // Социально-гуманитарное знание. 2002. № 5.

7. Модель И.М., Модель B.C. Социальное партнерство в России // Социс. 2000. № 9.

8. Риск в социальном партнерстве. М., 2001.

Тема 4. Корпоративная культура в системе общественных отношений.

Обсуждение вопросов.

1. Корпоративные отношения и их необходимость в современном демократическом обществе?

2. Основа корпоративных отношений, которая составляет позитивный корпоративизм и неокорпоративизм — как форму целенаправленного коллективного поведения, в ходе которого представители агрегированных функциональных групп интересов, вступающие в партнерские взаимодействия между собой и с органами государства в целях выработки и принятия консенсусных властно-управленческих решений и последующей их реализации, в рамках массового либерально-демократического общества?

3. Природа корпоративной культуры, которая определяет корпоративное ядро с эталоном социального партнерства, задающие надклассовый характер корпоративным отношениям и обусловливая функциональные особенности новой — посторганизаионной - культурной формы (субкультуры), определяющей общую ориентацию участников корпоративных отношений?

4. Корпоративная культура - как качественная реализация разновидностей позитивного корпоративизма на основе системы ценностей социального партнерства, разделяемых сообществами корпораций и рыночного общества, которые определяют их поведение, характер деятельности, максимизацию корпоративного духа и социально-этического менеджмента?

5. Корпоративная культура социального государства, коррелируемая с осуществлением его социальной политики, обеспечивающей эффективное единение социального и экономического факторов в жизнедеятельности общества на рыночных принципах?

6. Корпоративная культура в системе корпоративных отношений, которая способствует реализации наряду с прямой демократией идеи партисипативной демократии, участия как на уровне корпораций-сообществ, так и социального государства, для решения социально-экономических, трудовых и повседневных проблем «снизу вверх»?

Литература

1. Галкин АЛ. Корпоративизм как форма отношений между государством и обществом // Полис. 2000. № 6.

2. Гражданское или корпоративное общество // Свободная мысль. 1998. № 9-12.

3. Достанко П. Корпоративизм, рыночная активность и культура управления // Проблемы теории: и практики управления. 2001. № 4.

4. Зинченко Г.П., Сологуб A.M. Управление человеческими ресурсами. Ростов-н/Д, 2005.

5. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

6.Управление общественными отношениями: Учебное пособие / Э. А. Капитонов, Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"»; Ростов н/Д: Академцентр, 2009.

7. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. М., 2005.

8. Коуман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3.

9. Нейсбит Д. Мегатренды. М., 2003.

10. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб., 2001.

Тема 5. Коммуникационно-информационные основы общественных отношений. Коммуникационные основы управления общественными отношениями.

Обсуждение вопросов.

1. Массовая коммуникация как социального института, функционирующего исходя из интересов властно-управленческих структур в регулировании, поддержании и трансформации существующей в обществе системы общественных отношений?

2. Массовая коммуникация осуществляющая «вторжение» в повседневную жизнедеятельность людей, социальных общностей и групп с целью воздействия на их сознание и поведение в нужном для коммуникатора направлении?

3. Коммуникационный менеджмент, осуществляющий профессиональное стратегическое и тактическое регулирование и контроль процесса массовой коммуникации, направленный на реализацию корпоративной миссии?

4. Эффективность процесса массовой коммуникации, отражаемый достижение результатов, запланированных как цель коммуникации, в установленные сроки и без привлечения дополнительных ресурсов?

Литература

1. Зинченко Г.П. Социология управления. Ростов-н/Д, 2004.

2.Управление общественными отношениями: Учебное пособие / Э. А. Капитонов, Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"»; Ростов н/Д: Академцентр, 2009.

3. Капитонов Э.А., Зинченко Г.П., Капитонов А.Э. Корпоративная культура: теория и практика. М., 2005.

4. Ситников А., Гундарин М. Победа без победителей: Очерки теории прагматических коммуникаций. М., 2003.

5. Федотова JI.JI. Социология массовой коммуникации. СПб., 2003.

Тема 6. Идеологический фактор управления общественными отношениями. Идеология как ценностно-смысловая конструкция общественного жизнеустройства.

Обсуждение вопросов.

1. Люди, идущие за словами и идеями, что подтверждает кредо управления общественными отношениями: ход идей, определяющий ход вещей, как духовные факторы определяющий, обусловливающий институциализацию - процесс формирования и функционирования социальных институтов, движений инновационных форм и типов социально-экономических организационных структур и связанных с ними норм и регуляторов отношений, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие общества?

2. Субъекты социальных действий, инициирующие духовно-идеологический фактор для стимуляции энергии своих адептов в достижении целей выражения и защиты организованных групп интересов.3. Институт пропаганды, в качестве инструмента которого является распространения идеологии в сознании носителей общественных отношений и побуждения к адекватным поведенческим реакциям который остается легитимным инструментом идейно-психологического воздействия в деятельности политических партий, общественных движений, предвыборных кампаний?

4. Функциональная роль идеологии и пропаганды в качестве духовно-практического регулятора действий и поведения субъектов-участников общественных отношений в условиях конкуренции функциональных групп интересов?

Литература

1.Борисов Б.Д. Технологии рекламы и ПР. М., 2001.

2.Волков Ю.Г, Социология. Ростов-н/Д., 2004.

3.Управление общественными отношениями: Учебное пособие / Э. А. Капитонов, Г. П. Зинченко, А. Э. Капитонов. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К"»; Ростов н/Д: Академцентр, 2009.

4.Ситников А.П., Гундарин М.Б. Победа без победителей. Очерки теории прагматических коммуникаций. М., 2003.

Тема 7. Паблик рилейшнз - новая философия управления общественными отношениями.

Обсуждение вопросов.

1. История появления PR в мире, первый опыт применения.
2. Российские PR – исторический аспект.
3. Понятие, предмет, субъект, объект связей с общественностью.
4. Принципы и сущность PR.
5. Функции управления общественными отношениями
6. Цели PR.

Литература

1.Зельманов А.В.Связи с общественностью в социальной сфере. изд-во Издательство Михайлова В.А., 2008.

2.Катлип С. Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика, изд. Вильямс, М. 2008.

3.Лебедева Т. Паблик рилейшнз. Системные модели, технологии., изд. МГУ, М., 2007

4.Михайлов Ю.М. Связи с общественностью по русски., изд-во Бератор-Паблишинг, М. 2007.

5.Роуман К., Маас Джейн Искусство рекламы, изд. АСт, М., 2007

6.Синяева И.М. Маслова В,М, Синяев В.В. Сфера PR в маркетинге, изд. Юнити-Дана, М., 2007

7.Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. Учебное пособие, изд. Вузовский учебник, М., 2006.

8.Трунов А.А., Черникова Е. И. Технологии «паблик рилейшнз» в трансформирующейся цивилизации модерна. изд. Алетейя, М., 2007

9.Тиккер Э.Паблик рилейшнз. Учебник. изд-во Проспект, М., 2006

Тема 8. Основные организационные формы и мероприятия паблик рилейшнз

Деловая игра. Практическое применение PR-методов в качестве средств влияния на аудиторию.

Решение проблемных задач:

- позиционирование PR-объекта,

- возвышение имиджа,

- антиреклама,

- отстройка от конкурентов,

- контрреклама.

Литература

1.Зельманов А.В.Связи с общественностью в социальной сфере. изд-во Издательство Михайлова В.А., 2008.

2.Катлип С. Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика, изд. Вильямс, М. 2008.

3.Лебедева Т. Паблик рилейшнз. Системные модели, технологии., изд. МГУ, М., 2007

4.Михайлов Ю.М. Связи с общественностью по русски., изд-во Бератор-Паблишинг, М. 2007.

5.Роуман К., Маас Джейн Искусство рекламы, изд. АСт, М., 2007

6.Синяева И.М. Маслова В,М, Синяев В.В. Сфера PR в маркетинге, изд. Юнити-Дана, М., 2007

7.Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. Учебное пособие, изд. Вузовский учебник, М., 2006.

8.Трунов А.А., Черникова Е. И. Технологии «паблик рилейшнз» в трансформирующейся цивилизации модерна. изд. Алетейя, М., 2007

9.Тиккер Э.Паблик рилейшнз. Учебник. изд-во Проспект, М., 2006

Тема 9. Паблик рилейшнз и средства массовой информации.

Деловая игра. Разработка и презентация оригинал-макета печатного издания. Применение законов слова и рекламы.

Деловая игра с использованием фото- и видеотехники. Фотография в PR. Радиовыступление. Телевыступление. Прямой эфир. Радио- и теледебаты.

Ролевая игра. Роль пресс-конференции и СМИ в связях с общественностью.
Задачи:
- Составление пресс-релиза

- Проведение пресс-конференции (роль представителей СМИ – все студенты группы, кроме участников пресс-конференции).
Группа делится на 2-3 команды, задачей каждой из которых является провести пресс-конференцию с презентацией на ней проекта по выбору команды (проект может быть политическим, экономическим социальным и т.п.). Остальные студенты выполняют роль представителей СМИ и задают вопросы ведущим пресс-конференции.

Литература

1.Зельманов А.В.Связи с общественностью в социальной сфере. изд-во Издательство Михайлова В.А., 2008.

2.Катлип С. Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика, изд. Вильямс, М. 2008.

3.Лебедева Т. Паблик рилейшнз. Системные модели, технологии., изд. МГУ, М., 2007

4.Михайлов Ю.М. Связи с общественностью по русски., изд-во Бератор-Паблишинг, М. 2007.

5.Роуман К., Маас Джейн Искусство рекламы, изд. АСт, М., 2007

6.Синяева И.М. Маслова В,М, Синяев В.В. Сфера PR в маркетинге, изд. Юнити-Дана, М., 2007

7.Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. Учебное пособие, изд. Вузовский учебник, М., 2006.

8.Трунов А.А., Черникова Е. И. Технологии «паблик рилейшнз» в трансформирующейся цивилизации модерна. изд. Алетейя, М., 2007

9.Тиккер Э.Паблик рилейшнз. Учебник. изд-во Проспект, М., 2006

Тема 10. Паблик рилейшнз и органы государственного управления.

Деловая игра. Организация информационных служб органов государственной власти и местного самоуправления. Определение целей, задач, функций, структуры. Разработка заданных проблемных ситуаций.

Ролевая игра. Комплексная поддержка PR-проекта. Связи с местным населением. Устное влияние на настрой общества. Типы и виды работы с населением.

Ролевая игра: «Выборы депутатов Нижегородской областной Думы».
Задачи деловой игры: закрепление практических навыков в организации и проведении PR-кампании, предвыборной агитации за кандидата. Моделирование поведения кандидата в депутаты областной Думы в разных ситуациях. Сценарий: студенческая группа делится на три примерно равные части, две группы представляют определённые политические партии по выбору группы, третья группа является избирателями, которых, во время предвыборных мероприятий необходимо склонить на свою сторону. Каждая «партия» выдвигает своего кандидата и формирует избирательный штаб. Задачей команд является смоделировать максимально близкий к реальности цикл проведения избирательной кампании с акцентом на PR-мероприятия. Группа, которая представляет избирателей, выполняет роль и СМИ. В процессе двух занятий – группа должна написать и распространить по два материала о ходе предвыборной кампании и провести один социологический опрос обязательно распространив по всем участникам данную информацию в печатном виде. Основные мероприятия деловой игры:

1) Формирование политических партий, политических программ и платформ;
2) Формирование избирательных штабов с распределением конкретных функций;

3) Разработка и трансляция агитационного материала;

4) Участие в дебатах кандидатов от разных партий.

5) Применение разных PR-технологий в зависимости от ситуации;

6) Выборы депутатов.

Игра проводится в течение двух семинарских занятий. На первом занятии команды делают презентацию своих кандидатов, представляют политические предвыборные программы и проводят предвыборные дебаты по разным острым вопросам политического, экономического, социального толка. На втором занятии команды вступают в информационное противоборство – распространяют разработанную наглядную агитацию, видеоролики, программные материалы и.т.п. и моделируют негативные информационные технологии, а также политическую дискуссию и полемику между кандидатами и штабами. Особую непредсказуемость составляют материалы СМИ, которых представляет команда избирателей и результаты социологического опроса, который должна провести данная команда. На этом же занятии проходят окончательные выборы депутатов в Нижегородскую областную думу, подводятся итоги и анализируются проведённые мероприятия. Невозможно в сценарий включить все штатные и нештатные ситуации, возникающие в практической жизни. Поэтому можно добавлять в процесс деловой игры различные примеры способов и методов, используемых организаторами выборного процесса, которым приходилось сталкиваться с огромным количеством ситуаций.

Литература

1.Зельманов А.В.Связи с общественностью в социальной сфере. Изд-во Издательство Михайлова В.А., 2008.

2.Катлип С. Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика, изд. Вильямс, М. 2008.

3.Лебедева Т. Паблик рилейшнз. Системные модели, технологии., изд. МГУ, М., 2007

4.Михайлов Ю.М. Связи с общественностью по русски., изд-во Бератор-Паблишинг, М. 2007.

5.Роуман К., Маас Джейн Искусство рекламы, изд. АСт, М., 2007

6.Синяева И.М. Маслова В,М, Синяев В.В. Сфера PR в маркетинге, изд. Юнити-Дана, М., 2007

7.Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. Учебное пособие, изд. Вузовский учебник, М., 2006.

8.Трунов А.А., Черникова Е. И. Технологии «паблик рилейшнз» в трансформирующейся цивилизации модерна. изд. Алетейя, М., 2007

9.Тиккер Э.Паблик рилейшнз. Учебник. изд-во Проспект, М., 2006

Тема 11. Управление общественными отношениями в политике.

Деловая игра. Избирательная компания кандидатов из группы. Состав штаба. Цели и задачи кампании. Лозунг и девиз компании. Использование политического PR. Технологии голосования.

Литература

1.Зельманов А.В.Связи с общественностью в социальной сфере. изд-во Издательство Михайлова В.А., 2008.

2.Катлип С. Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика, изд. Вильямс, М. 2008.

3.Лебедева Т. Паблик рилейшнз. Системные модели, технологии., изд. МГУ, М., 2007

4.Михайлов Ю.М. Связи с общественностью по русски., изд-во Бератор-Паблишинг, М. 2007.

5.Роуман К., Маас Джейн Искусство рекламы, изд. АСт, М., 2007

6.Синяева И.М. Маслова В,М, Синяев В.В. Сфера PR в маркетинге, изд. Юнити-Дана, М., 2007

7.Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. Учебное пособие, изд. Вузовский учебник, М., 2006.

8.Трунов А.А., Черникова Е. И. Технологии «паблик рилейшнз» в трансформирующейся цивилизации модерна. изд. Алетейя, М., 2007

9.Тиккер Э.Паблик рилейшнз. Учебник. изд-во Проспект, М., 2006

Тема 12. Паблик рилейшнз в бизнесе.

Деловая игра. Реализация общественных отношений в строительной фирме Уральского региона
Основные мероприятия деловой игры:
1. Разработка имиджа компании и её персонала.
2. PR-кампания и налаживание коммуникаций с государственными органами с це­лью сформировать желаемое для организации мнение о своей деятельности и повлиять на законодателя.

3. Реклама /привлечение клиентов к своей продукции (сырью).
4. Особенности PR - деятельности в строительных компаниях.

Литература

1.Зельманов А.В.Связи с общественностью в социальной сфере. изд-во Издательство Михайлова В.А., 2008.

2.Катлип С. Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика, изд. Вильямс, М. 2008.

3.Лебедева Т. Паблик рилейшнз. Системные модели, технологии., изд. МГУ, М., 2007

4.Михайлов Ю.М. Связи с общественностью по русски., изд-во Бератор-Паблишинг, М. 2007.

5.Роуман К., Маас Джейн Искусство рекламы, изд. АСт, М., 2007

6.Синяева И.М. Маслова В,М, Синяев В.В. Сфера PR в маркетинге, изд. Юнити-Дана, М., 2007

7.Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. Учебное пособие, изд. Вузовский учебник, М., 2006.

8.Трунов А.А., Черникова Е. И. Технологии «паблик рилейшнз» в трансформирующейся цивилизации модерна. изд. Алетейя, М., 2007

9.Тиккер Э.Паблик рилейшнз. Учебник. изд-во Проспект, М., 2006

Тема 13. Информационная политика РФ и паблик рилейшнз: тенденции и проблемы.

Обсуждение вопросов.

1. Параметры информационной политики.
2. Роль информационной политики государственных органов власти на экономико-политическое развитие региона.
3. Работа PR-служб в информационной политики.

Литература

1.Зельманов А.В.Связи с общественностью в социальной сфере. изд-во Издательство Михайлова В.А., 2008.

2.Катлип С. Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика, изд. Вильямс, М. 2008.

3.Лебедева Т. Паблик рилейшнз. Системные модели, технологии., изд. МГУ, М., 2007

4.Михайлов Ю.М. Связи с общественностью по русски., изд-во Бератор-Паблишинг, М. 2007.

5.Роуман К., Маас Джейн Искусство рекламы, изд. АСт, М., 2007

6.Синяева И.М. Маслова В,М, Синяев В.В. Сфера PR в маркетинге, изд. Юнити-Дана, М., 2007

7.Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. Учебное пособие, изд. Вузовский учебник, М., 2006.

8.Трунов А.А., Черникова Е. И. Технологии «паблик рилейшнз» в трансформирующейся цивилизации модерна. изд. Алетейя, М., 2007

9.Тиккер Э.Паблик рилейшнз. Учебник. изд-во Проспект, М., 2006

Наши рекомендации