Материалы семинарских занятий

Общая психология

Материалы семинарских занятий

Учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование

Брянск -2017

УДК

ВВК

П-

Общая психология (семинарские и лабораторные занятия): учебно-методическое пособие для студентов - бакалавров по направлению подготовки психолого-педагогическое образование / сост. Фещенко Е.М., Брянск: РИО БГУ, 2017. - 85с.

Данное учебно-методическое пособие ориентировано как на усвоение основных теоретических положений общей психологии, так и на решение задач практической подготовки студентов.

Пособие составлено с учетом современных требований, опирается на классические и новейшие психологические исследования. В нем сохранены наиболее устоявшиеся и общепринятые темы и разделы курса, значение которых на протяжении ряда лет было подтверждено практикой преподавания психологии на психологических факультетах.

Учебно-методическое пособие построено с учетом органической связи проблем общей, экспериментальной, возрастной и педагогической психологии и ориентировано на создание у студентов целостного представления о предмете психологии, ее основных категориях - личности, деятельности, познании и особенностях их развития.

Рецензенты:

Павлова Т.А., к. психол. н., проф., зав. кафедрой общей и профессиональной психологии ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского»

Матюшкова Е.А., к. психол. Н., доцент кафедры психологии и педагогики ГАУ ДПО (П) КС «Брянский институт повышения квалификации работников образования»

Учебно-методическое пособие утверждено и рекомендовано к печати кафедрой общей и профессиональной психологии БГУ

© Фещенко Е.М.

Оглавление

Введение
Раздел 1. Введение в общую и экспериментальную психологию
Семинар 1. Краткий исторический очерк развития взглядов на предмет психологии.
Семинар 2. Структура, предмет, задачи и методы современной психологии.
Семинар 3. Методологические основания научного психологического исследования
Раздел 2. Понятие о психике, сознании, неосознаваемых психических процессах
Семинар 4. Понятие о психике и ее развитии в филогенезе
Семинар 5. Происхождение и развитие сознания человека. Психологическая теория деятельности.
Семинар 6. Общая характеристика неосознаваемых психических процессов
Раздел 3. Психические процессы
Семинар 7. Ощущения и восприятие. Представления и память
Семинар 8. Мышление и речь. Воображение и внимание
Семинар 9. Эмоционально-волевая сфера личности
Раздел 4. Психические свойства личности
Семинар 10. Психология личности в трудах отечественных психологов
Семинар 11. Психология личности в трудах зарубежных психологов
Семинар 12. Когнитивное, социально-когнитивное и гуманистическое направление в зарубежных теориях личности.
Семинар 13. Индивидуально-психологические особенности личности.
Раздел 5. Тесты контроля знаний
1. Рубежный тест контроля по разделу «Познавательные психические процессы»
2. Рубежный тест контроля по разделу «Психология личности»
3. Тест итогового контроля
Список литературы

Введение

Целью освоения дисциплины «Общая и экспериментальная психология» является формирование у студентов представлений об основных категориях общей и экспериментальной психологии, закономерностях психического отражения, ознакомления студентов с наиболее известными психологическими теориями;

Дисциплина «Общая и экспериментальная психология» предполагает овладение основами теоретико-эмпирических методов психологических исследований, теорией и практикой проведения экспериментальных исследований, приобретение специальных знаний по планированию психологических экспериментов.

Программа курса предполагает усвоение основных психологических понятий и закономерностей, знакомство с важнейшими теоретическими и экспериментальными психологическими концепциями. Курс «Общая и экспериментальная психология» имеет методологическое значение для усвоения других учебных дисциплин психологического цикла, так как без знания общего невозможно разобраться в частном; совместно с курсами психодиагностики и общего психологического практикума служит основой организации общих практикумов, в рамках которых студенты получают навыки исследовательской работы.

Аудиторная и самостоятельная работа студентов – психологов заключается в чтении конспектов лекций, в конспектирование учебной и научной литературы, в написании контрольных, курсовых и дипломных работ. Кроме этого, для студентов важным является работа на семинарских и лабораторных занятиях. На семинарах студенты приобретают практические навыки использования теоретических знаний в ходе организации учебной деятельности по формированию научного мировоззрения и созданию единой картины окружающего органического мира.

Особое внимание при изучении данного курса уделяется лабораторным занятиям. В помощь студентам преподавателем предоставляется диагностические методики, лабораторное оборудование. При выполнении практических заданий преподаватель акцентирует внимание студентов на важности исследуемых проблем, способствующих пониманию общих закономерностей процессов становления, развития и функционирования психических явлений, для выявления основных механизмов протекания психических процессов и сложных форм поведения человека.

Чтение учебников также является важной составной частью самостоятельной работы студента, так как расширяет, углубляет и уточняет информацию, которая содержится в лекциях преподавателей. Однако, по-настоящему самостоятельная работа студентов начинается тогда, когда они приступают к чтению рекомендуемой научной литературы. Без этой составной части в системе самостоятельной деятельности студента невозможно его становление как профессионала.

Подготовка к зачетам и экзаменам по общей психологии также является неотъемлемой частью аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. Чтобы эта подготовка была органически связана с чтением конспектов, учебников и научной литературы, студенту полезно знать экзаменационные вопросы задолго до экзамена.

Данное учебно-методическое пособие предоставляет материалы, необходимые студентам на семинарских занятиях, а также располагает практическими заданиями для самостоятельной работы студентов.

Первые четыре раздела предоставляют материалы семинарских занятий, на которых студенты более глубоко знакомятся с предметом, задачами, отраслями и методами общей и экспериментальной психологии, а также с проблемами возникновения и развития психики, сознания человека. Материалы пятого раздела посвящены тестовым заданиям, которые студенты могут самостоятельно пройти, оценив свой уровень знаний по разделам дисциплины.

Семинар 1.

План проведения занятия

1. Психологический диктант

2. Обсуждение вопросов для подготовки и решения психологических задач по теме занятия.

3. Выполнение тестовых заданий по теме занятия.

4. Выборочное представление или сдача рефератов по проверку

5. Подведение итогов занятия.

Список литературы

1. Абдурахманов Р.А. История психологии. – 2-е изд., стер. - М.: МПСИ, 2008. - 326 с.

2. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко,- СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.- 633с.

3. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия.- СПб: Питер, 2007. – 320с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.

5. Общая психология: Учебное пособие. / Краснов А.Н. и др. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 384с.

6. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. – М., 1996.- 416с.

Темы рефератов

1. З.Фрейд и его роль в психологии.

2. Психологические защиты и их проявления в жизни.

3. Возникновение и развитие бихевиоризма в психологии.

4. Сущность гуманистического подхода и варианты его воплощения в некоторых теориях (по выбору: А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла и др.).

5. Методологические основы и положения деятельностного подхода.

6. Сравнительный анализ некоторых теорий (по выбору студента).

При подготовке реферата студентам предлагается самостоятельно найти источники по теме в библиотеке и в Интернете. Важно, чтобы доклад основывался на научных данных и в тоже время был доступным для восприятия слушателей. Для активизации внимания и мышления студентов предлагается, чтобы вопросы задавались как докладчику, так и докладчиком аудитории.

Психологический диктант

См. основные понятия по теме

План проведения занятия

1. Психологический диктант (Смотри основные понятия по теме).

2. Обсуждение вопросов для подготовки и решения психологических задач по теме занятия.

3. Выполнение тестовых заданий по теме занятия.

4. Подведение итогов занятия.

Список литературы

1. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко,- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.- 633с.

2. Гамезо Г.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

3. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия.- СПб: Питер, 2007. – 320с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.

5. Общая психология: Учебное пособие. / Краснов А.Н. и др. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 384с.

Тестовые вопросы по теме семинара

Предмет психологии

I. Верно ли предложенное утверждение:

1. Психология - это наука, изучающая факты, законо­мерности и механизмы психики.

2. Предметом психологии, как науки, отличающей ее от других наук, является поведение.

3. Психика - это регулятор ответной на раздражитель деятельности.

II. Выберите правильный ответ:

Основная особенность психического отражения: а) субъективность; б) чувствительность; в) активность; г) спонтанность; д) раздражительность; е) константность.

III. Сгруппируйте по соответствию буквы и цифры:

1. А - психические процессы; Б – психические состояния; В - психические свойства: 1) сомнение; 2) характер; 3) мотивы; 4) способности; 5) уверенность; 6) познавательные процессы; 7) темперамент; 8) чувства; 9) настроение.

IV. Вставьте пропущенные слова или дополните предложение:

1. Особое свойство высокоорганизованной материи, про­дукт деятельности, функция мозга - отражение объективно­ го мира есть....

2. Свойство, которое обозначает способность отражать отраженное - размышлять над собственными отражения­ми, переживаниями, мыслями - это....

3. Основными категориями психологии являются: а)...; б)...; в)....

4.Основные функции психики: а)...; б)....

Психика

I. Верно ли предложенное утверждение:

Психика-это единство высших психических функций.

II. Выберите один или несколько правильных ответов:

1. К основным функциям психики относятся … а) отражение окружающей действительности; б) приспособление к условиям окружающей среды; в) регуляция поведения и деятельности; г) формирование психологических свойств индивида.

2. Психическое отражение характеризуется следующими особенностями …

а) носит опережающий характер; б) избирательно; в) преломляется через индивидуальность человека; г) носит постоянный характер.

3. Для психики человека характерно прохождение следующих этапов психического отражения … а) отражение межпредметных связей; б) стадия предметного восприятия; в) стадия элементарной чувствительности; г) стадия инстинктов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

4. В рамках системно-деятельностного подхода выделя­ют следующие принципы … а) детерминизма; б) активности; в) системности; г) опосредованное; д) объективности; е) субъективности.

5. Для животных характерен следующий вид раздражи­мости …

а) «тропизм»; б) чувствительность.

6. Критичность – это … а) способность выделять себя из среды; б) способность осознавать различия между противопо­ложностями; в) способность осознавать и формировать свое поведение.

7. Цепное поведение характерно для …а) человека; б) животного; в) насекомого; г) рыбы.

8. У животных на стадии навыков и предметного восприятия развивается следующий вид памяти:

а) двигательная; б) образная; в) смысловая.

III. Вставьте пропущенные слова:

1. Развитие психики реализуется в форме:

а)...; б)...; в)....

2.Способ и уровень адаптации животных к условиям существования определяется...

3.Сочетание внутренних и внешних условий среды предваряет возникновение такой формы реагирования как...

Ответьте на следующие вопросы:

1. Что нового вы узнали и чему научились на занятии?

2. Как эти знания и умения вы будите применять в профессиональной деятельности?

3. Что вам было непонятно и показалось сложным?

Семинар 3.

План проведения занятия

1. Обсуждение вопросов для подготовки и решения психологических задач по теме занятия.

2. Работа в микрогруппах.

3. Выполнение тестовых заданий по теме занятия.

4. Подведение итогов занятия.

Практические задания

Подготовить материал по основным методам исследования. Студенты разбиваются по микрогруппам (количество групп зависит от числа рассматриваемых методов исследования в психологии). Каждая микрогруппа определяет достоинства, недостатки и границы применения заданного метода исследования.

Список литературы

1. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко,- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.- 633с.

2. Гамезо Г.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

3. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия.- СПб: Питер, 2007. – 320с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.

5. Общая психология: Учебное пособие. / Краснов А.Н. и др. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 384с.

6. Матяш Н.В. Общая психология: готовимся к экзаменам : учебно-метод.пособие / Н. В. Матяш ; Т.А.Павлова. - М., 2010. - 206 с.

VI. Используя приведенный текст, укажите, родоначальником каких методов в психологии можно считать Ф. Гальтона? Согласны ли вы, что результаты тестов сенсорного различения могут помочь в оценке интеллекта?

В 1884 г. на Всемирной выставке в Лондоне Френсис Гальтон организовал антропометрическую лабо­раторию, где за плату в 3 пенса посетителям предлагалось проверить остроту зрения, слуха, мышечную силу и измерить некоторые физические характеристики. Ф. Гальтон сам разработал стандартные процеду­ры, многими из которых психологи пользуются и сейчас, – линейка Гальтона для зрительного различения длины, свисток для определения предела восприятия высоты звука, разновесы для измерения кинестетического различения. Ф. Гальтон считал, что тесты сенсорного различения могут служить средством оценки интеллекта (в частности, он обнаружил, что при идиотии нарушается способность различать тепло, холод, боль). Ему же принадлежит разработка первых методов математической статистики для анализа дан­ных по индивидуальным различиям.

VII. Расклассифицируйте методики следующего списка по трем основаниям: а) по цели применения; б) по процедуре проведения; в) по содержанию.

Тесты профессионального отбора, действенные тесты, тесты-достижения, социометрические методики, групповые тесты, тесты профпригодности, вербальные тесты, графические тесты, тесты межличностных отношений, тесты интересов, тесты установок, тесты способностей, личностные тесты, тесты эмоциональной регу­ляции, аппаратурные методики, проективные тесты, диагностика готовности к школе, клинические тесты, индивидуальные тесты, тесты конформности, тесты психологической совместимости, опросники, тесты «ка­рандаш - бумага», интеллектуальные тесты, экспертные оценки, диагностика темперамента.

План занятия

1. Психологический диктант

2. Обсуждение вопросов для подготовки и решения психологических задач по теме занятия.

3. Выполнение тестовых заданий по теме занятия.

4. Подведение итогов занятия.

Список литературы

1. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко,- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.- 633с.

2. Гамезо Г.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

3. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия.- СПб: Питер, 2007. – 320с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.

5. Общая психология: Учебное пособие. / Краснов А.Н. и др. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 384с.

Темы рефератов

1. Проблема деятельности как процесса.

2. Взаимовлияние деятельности и сознания.

3. Деятельность как философская категория и как понятие в психологии.

4. Проблемы формирования профессиональной деятельности.

5.Развитие деятельности человека в онтогенезе.

6.Особенности формирования двигательных навыков.

7.Психологический анализ привычек людей.

8.Психология невербального общения.

9.Оптимизация процесса общения.

10.Преодоление коммуникативных барьеров в общении

При подготовке реферата студентам предлагается самостоятельно найти источники по теме в библиотеке и в Интернете. Важно, чтобы доклад основывался на научных данных и в тоже время был доступным для восприятия слушателей. Для активизации внимания и мышления студентов предлагается, чтобы вопросы задавались как докладчику, так и докладчиком аудитории.

Научение

I. Верно ли предложенное утверждение:

1. Викарное научение - это усвоение какой-либо фор­мы поведения в зависимости от последствий, которые она имеет для обучающегося индивида.

2. Латентное научение осуществляется без участия подкрепления.

3. Учение - это научение человека в результате целена­правленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественного опыта.

4. Научением называется процесс целенаправленной пе­редачи опыта, формирования знаний, умений, навыков.

Подведение итогов занятия

1. Что нового вы узнали и чему научились на занятии?

2. Как эти знания и умения вы будите применять в профессиональной деятельности?

3. Что вам было непонятно и показалось сложным?

4. Над чем вы будите работать в дальнейшем?

Семинар 6.

План проведения занятия

1. Психологический диктант

2. Обсуждение вопросов для подготовки и решения психологических задач по теме занятия.

3. Выполнение тестовых заданий по теме занятия.

4. Подведение итогов занятия.

Практические задания

1. Изучите статьи из хрестоматии: Познавательные психические процессы. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. А.Г.Маклакова. - СПб.: Питер. 2007. Ответьте на поставленные вопросы. Подготовьтесь к обсуждению на занятии.

2. Грегори Л.М. «Иллюзии». С. 82-109. Что, по мнению автора, является ведущим фактором возникновения иллюзий восприятия? Какие теории он отвергает, а какую считает наиболее перспективной для разработки?

3. Креч Д., Крачфилд Р., Лифсон Н. С. 109-123. «Восприятие движения и времени». Какие виды движения описаны в работе? Что влияет на восприятие времени?

4. Подготовьтесь к обсуждению материалов на занятии. Веккер Л.М. Вторичные образы (представления). С.346-355; Зейгарник Б. В. Воспроизведение незавершенных и завершенных действий. С.331-328; Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. С.329-345.

5. Подготовьте сообщение по одному из вопросов: Феноменальная память. Упражнения по развитию памяти. Нарушения памяти. Условия прочного запоминания.

Литература:

1. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко,- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.- 633с.

2. Гамезо Г.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

3. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия.- СПб: Питер, 2007. – 320с.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.

5. Общая психология: Учебное пособие. / Краснов А.Н. и др. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 384с.

Темы рефератов

1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.

2. Особенности строения и функционирования зрительных ощущений.

3. Психологические изменения у человека в условиях сенсорной депривации.

4. Взаимовлияние ощущений различной модальности.

5. Компенсаторные возможности ощущений.

6. Влияние мышления на развитие восприятия.

7. Законы и загадки зрительного восприятия.

8. Нарушения восприятия.

При подготовке реферата студентам предлагается самостоятельно найти источники по теме в библиотеке и в Интернете. Важно, чтобы доклад основывался на научных данных и в тоже время был доступным для восприятия слушателей. Для активизации внимания и мышления студентов предлагается, чтобы вопросы задавались как докладчику, так и докладчиком аудитории.

Тестовые задания по теме семинара

Задание 1. Заполнить пробелы.

1. Восприятие как и его основа … есть непосредственное познание и … человеком внешнего мира.

2. В случае потери слуха обостряется … и деятельность других … .

3. Восприятие длится ровно столько, сколько … материальный … на соответствующий рецептор.

4. Восприятие нельзя сводить к … ощущений.

5. Представление – это вторичный … предмета или явления, сохранённый в памяти.

6. Представление – это … памяти создавать образы, когда сам раздражитель непосредственно не действует на наши анализаторы.

7. Представление – это такое …явление, в котором сознание отрывается от своего … источника и существует как самостоятельное явление.

8. Память – форма … … действительности, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем … человеком данных своего опыта.

9. Если восприятие относится только к настоящему, то … одновременно относится и к настоящему, и к прошлому.

10. Нельзя приниматься за работу, не опираясь на … опыт и имеющиеся …

Задание 2. Верно или неверно?

1. Роза пахнет, даже если её никто не нюхает.

2. Восприятие зависит от сенсорной организации индивида, воспитания, общественного уклада.

3. Восприятие цвета есть образ, копия электромагнитной волны, вызывающей это восприятие.

4. В процессе деятельности воспринимаются и закрепляются в представлениях те качества объектов (предметов, вещей), которые для неё не имеют значение и важны для решения практической задачи.

5. Мир человеческих представлений – это реальность, полностью определяемая состоянием нашего сознания.

6. В представлениях всегда отражаются сущностные признаки явлений и предметов.

7. Физиологическая основа памяти – образование, сохранение и актуализация нервных связей в коре головного мозга.

8. Память – это та часть психической энергии, которая выталкивается на поверхность сознания, результат игры подсознательного.

9. Изолированный индивид не обладает памятью, так как в ней не нуждается.

10. Мир человеческих представлений – это реальность, полностью определяемая состоянием сознания индивида.

11. Мозг есть лишь орудие проявления памяти, само по себе не способное породить образов воспоминаний, ни изменить их природу.

Задание 3. Выбрать правильный ответ

1.Ощущение представляет собой… а) отражение в психике отдельных свойств предметов; б) возникает при воздействии сигналов на рецепторы; в) является сенсорным процессом; г) все ответы верны.

2.Порог ощущений – это… а) интервал от минимальной величины раздражителя начинающего вызывать ощущение, до максимальной величины, до которой раздражение еще ощущается; б) минимально допустимый уровень активности организма, при котором может возникать ощущение; в) свойство ощущений, регулируемое человеком в своих целях; г) все ответы не верны.

3.К повышению чувствительности органов чувств может привести… а) необходимость компенсации сенсорных дефектов; б) постоянная тренировка и упражнения; в) специфические требования некоторых профессий; г) все ответы верны.

4.Сенсорный опыт является основой для… а) дальнейших этапов процесса познания; б) для развития других, более сложных познавательных процессов; в) нормального психического развития человека; г) все ответы верны.

5.Ощущение как психофизиологический процесс начинается с… а) физического процесса; б) физиологического процесса; в) психического процесса; г) все ответы верны.

6.К экстероцептивным ощущениям относят… а) зрительные ощущения; б) ощущения вибрации; в) органические ощущения; г) ощущения боли.

7.Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение называется… а) верхним абсолютным порогом чувствительности; б) разностным порогом; в) нижним порогом; г) интенсивностью ощущения.

8.К изменению чувствительности проводит…а) адаптация; б) синестезия; в) сенсибилизация; г) избирательность.

9.Двигательной памятью называется память, при которой… а) информация запоминается в виде представлений; б) происходит запоминание переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов или событий; в) происходит запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений; г) все ответы верны; д) все ответы не верны.

10.Кратковременная память… а) длится до двух минут; б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов; в) позволяет долго помнить телефонный номер; г) все ответы верны; д) все ответы не верны.

11.Долговременная память… а) обладает ограниченной емкостью; б) обладает практически неограниченной длительностью; в) более развита у пожилых лиц; г) все ответы верны; д) все ответы не верны.

12.Процесс, указывающий на невозможность или неверность воспроизведения нужной информации, называется… а) забывание; б) воспроизведение; в) запоминание; г) все ответы верны; д) все ответы не верны.

13.При извлечении информации из памяти всегда легче… а) вспомнить какой то отдельно взятый элемент; б) распознать элемент информации среди предъявленных других; в) ответить на прямые вопросы; г) не учитывать контекста.

14.Процесс в результате которого происходит актуализация закрепленной ранне в психике информации, называется… а) забывание; б) воспроизведение; в) запоминание; г) все ответы верны; д) все ответы не верны.

15.Приемы, повышающие результативность запоминания, следующие… а) группировка; б) структурирование; в) схематизация; г) все ответы верны; д) все ответы не верны.

16.Вид памяти, при котором информация запоминается в виде представлений, называется… а) двигательной; б) эмоциональной; в) образной; г) все ответы верны; д) все ответы не верны.

17.Вид памяти, характеризующийся запоминаем переживаний в связи с восприятием каких-либо значимых объектов, или событий, называется … а) двигательной; б) эмоциональной; в) образной; г) все ответы верны; д) все ответы не верны.

18.Оперативная память характеризуется… а) запоминанием и воспроизведением, в котором отсутствует специальная цель; б) запоминанием и сохранением информации, необходимой для текущей деятельности; в) запоминанием информации, необходимой для текущей деятельности; г) все ответы верны; д) все ответы не верны.

19.Реминисценция – это… а) процесс, в результате которого происходит актуализация закрепленной ранее в психике информации; б) процесс, указывающий на невозможность или неверность воспроизведения нужной информации; в) полное и точное воспроизведение материала по сравнению с первоначально запечатленным; г) все ответы не верны.

20.Понятие «мнемотехника» означает… а) отсроченное воспроизведение ранее воспринятой информации; б) систему приемов, позволяющих лучше запомнить информацию; в) частичную или полную потерю памяти; г) все ответы верны; д) все ответы не верны.

Подведение итогов занятия

1. Что нового вы узнали и чему научились на занятии?

2. Как эти знания и умения вы будите применять в профессиональной деятельности?

3. Что вам было непонятно и показалось сложным?

4. Над чем вы будите работать в дальнейшем?

Семинар 8.

«Мышление и речь. Воображение и внимание»

Цель:Закрепить понятие о сущности мышления и речи, их формах и видах, роли в жизни человека. Расширить теоретические знания о сущности и роли воображения и внимания в жизни человека.

Вопросы для теоретической подготовки

1. Понятие интеллекта в психологии. Структурные и факторные подходы к пониманию интеллекта.

2. Мышление как базовый компонент интеллекта. Мыслительные операции. Виды, формы, теории и развитие мышления.

3.

4. Общая характеристика и физиологические основы речи. Основные виды речи. Возникновение и развитие речи.

5. Понятие воображение, его виды, механизмы создания воображаемых образов. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.

6. Основные характеристики свойств внимания. Теории внимания. Развитие внимания.

I. Из приведенных ниже понятий выберите нужные и постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Почему оставшиеся понятия не входят в ряды?

Слово, мозг, средство общения, знаковая система, социальное явление, мысль, психика, сигнал, язык, воображение, речь, значение, русский язык, шрифт, часть слова.

Язык, речь, отражение, психическое явление, информация, функция речи, обозначение, цель, кодирование, процесс общения, деятельность, рефлекс, представление, мозг.

I. Заполнить пробелы.

1. Измерив время … и время у большого числа людей и изучив распределение испытуемых по этим признакам, Кэттелл получил … образную кривую.

2. Большинство современных психологов определяют интеллект как … личности к окружающей среде.

3. По мнению Спирмена. Каждого человека можно охарактеризовать определенным уровнем … интеллекта, которому соответствует фактор G, и по способностям, которым соответствует факторы S.

4. По мнению Терстоуна, существует семь … умственных способностей: … способность, … гибкость, …, восприятие, …, ориентация, …, способность к …, и быстрота ….

5. Гилфорд предложил модель в которой … факторов могут быть определены исходя из трех размерностей интеллекта: …, их … и … .

6. Первый интеллектуальный тест был разработан … в … году с целью … школьников по различным ступеням обучения в зависимости от их … … .

7. Гилфорд различает … мышление, позволяющее найти единственно точное решение задачи, и … мышление, направленное на поиск … решений.

II. Верно или неверно?

1. У современных психологов существует общепризнанное определение интеллекта.

2. Большинство психологов не признают существования «общего» интеллекта, выраженного в разной степени у разных людей.

3. У ребенка, хронологический возраст которого на год больше, чем умственный, IQ ниже, чем в среднем у детей его возраста.

4. Конвергентное мышление используется при поиске единственно правильного решения проблемы.

III. Выбрать правильные ответы

1. В первых теориях интеллекта считалось, что он… а) наследуется; б) связан с быстротой восприятия и реакции; в) неравномерно распределен среди населения; г) все ответы верны.

2. В современных определениях интеллекта основной упор делается на то, что он… а) наследуется; б) представляет собой способность адаптироваться к окружающей среде; в) в основном приобретается; г) неравномерно распределен у представителей разных рас.

3. По мнению Спирмена интеллект можно в основном представить как … а) уровень «общего» интеллекта; б) семь первичных умственных способностей; в) 120 факторов; г) два уровня.

4. Вычеркните ту способность, которую Терстоун не считает первичной умственной способностью… а) память; б) способность к рассуждению; в) пространственная ориентация; г) все ответы не верны.

5. Какая из перечисленных черт не является специфичной для творческого мышления … а) пластичность; б) надежность; в)гибкость; г) оригинальность.

6. Дети направляющие всю энегрию на достижение успеха и избегающие риска или высказывания собственного мнения, как правило, характеризуются … а) высоким уровнем интеллекта и низким уровнем творческих способностей; б) низким уровнем интеллекта и высоким уровнем творческих способностей; в) высоким уровнем интеллекта и низким уровнем творческих способностей; г) низким уровнем интеллекта и творческих способностей; д) высоким уровнем интеллекта и творческих способностей;

7. Как правило, творческие люди характеризуются … а) конформизмом; б) хорошим включением в социальную группу; в) четко установленными представлениями о жизни и обществе; г) все ответы не верны.

Тестовые задания по теме «Внимание»

I. Верно ли предложенное утверждение.

1. Произвольное внимание направляется и поддержива­ется сознательно поставленной целью.

2. Под концентрацией внимания понимают способность определенное время сосредотачиваться на одном объекте.

Список литературы

1. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко,- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.- 633с.

2. Гамезо Г.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б., Фаликман М.В. (ред.) Психология мотивации и эмоций. М.: ACT: Астрель, 2009. - 702 с.

4. Изард К. Психология эмоций. / Перев. с англ. – СПб: Издательство «Питер», 2005. – 464 с.:

5. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия.- СПб: Питер, 2007. – 320с.

6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.

7. Общая психология: Учебное пособие. / Краснов А.Н. и др. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 384с.

Воля

I. Верно ли предложенное утверждение:

1. Волевым называется действие, совершаемое под влиянием сильных эмоций.

2. Волевое действие предполагает переход от самостимуляции к принятию решения и его реализации.

3. Волевые действия имеют материальную основу в виде нервных процессов.

4. Воля – это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека.

5. Произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий.

6. К внешним препятствиям можно отнести побуждения человека, направленные на выполнение противоположных действий.

Мотивация

I. Верно ли предложенное утверждение:

1. Мотивация представляет собой систему педагогических мер по достижению необходимого поведения учащихся;

2. Мотивы могут быть осознаваемые и неосознаваемые.

VII. Прокомментируйте приведенные ситуации. Передается ли темперамент по наследству? Какое значение для коррекции детско-родительских отношений имеет согласование темно-ритмических характеристик поведения?

1. Энергичных, общительных родителей часто раздражает их вялый, пассивный ребенок.

2. Спокойную, уравновешенную маму утомляет чрезмерная подвижность и непоседливость ее малыша.

3. Школьник любит, чтобы в уроках ему по

Наши рекомендации