Обучение и воспитание детей со сложными и множественными нарушениями
О классификации сложных и множественных нарушений развития у детей
Существует не менее 20 видов сложного дефекта. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых и эмоциональных нарушений, например, сочетания нарушений зрения и слуха (слепоглухота), зрения и системного нарушения речи, зрения и умственной отсталости, зрения и движений.
По выраженности сочетанных нарушений зрения и слуха детей можно разделить:
1) на тотально или практических слепоглухих;
2) на слепых слабослышащих;
3) на слабовидящих глухих;
4) на слабовидящих слабослышащих.
Среди детей с таким сложным дефектом как нарушение зрения и речи, можно выделить: 1) слепых алаликов; 2) слабовидящих алаликов; 3) слепых детей с ОНР и т.д.
Детей с нарушением зрения и движений можно разделить на:
1) не передвигающихся самостоятельно слепых детей;
2) слепых с остаточными явлениями ДЦП.
Глухих умственно отсталых детей можно разделить на:
1) глухих с выраженной умственной отсталостью;
2) глухих с легким отставанием в умственном развитии и т.д.
По времени наступления нарушений можно выделить детей с одновременно и разновременно наступившими сложными нарушениями. По возрасту детей, в котором проявилось сложное нарушение, их можно разделить на три группы: дети с врожденным или рано приобретенным дефектом; дети, у которых проявилось нарушение в младшем возрасте; дети с нарушением, приобретенным в старшем дошкольном возрасте.
Можно выделить основные категории детей: дети с сохранными потенциальными возможностями развития и умственно отсталые дети. Дети, способные к самостоятельной активной осмысленной деятельности, и дети, нуждающиеся в постоянной заботе и полном обслуживании со стороны окружающих.
Задачи специального дошкольного воспитания ребенка со сложными и
Множественными нарушениями
Раннее выявление нарушения зрения и слуха у детей и оказанная психологическая помощь семье ребенка позволяют своевременно начать его воспитание и существенно улучшить перспективы его развития. Задачей специального дошкольного воспитания ребенка со сложными нарушениями должна стать психолого-педагогическая поддержка семьи ребенка и выстраивание плана индивидуальных консультативных занятий с ребенком для родителей и педагогов любого ближайшего, подходящего по профилю специального дошкольного учебно-воспитательного учреждения.
Чуткость к состоянию ребенка, полисенсорная стимуляция при постоянном контроле ее интенсивности, стимуляция малейших проявлений самостоятельной активности ребенка являются принципами индивидуальных коррекционных занятий с ним.
Специалист должен не только непосредственно заниматься с ребенком, но и регулярно беседовать со всеми членами его семьи, помогать подбирать им подходящие для ребенка игрушки, консультировать по поводу обращения к другим специалистам и врачам, организовывать встречи с другими родителями и т. д.
Литература
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - М.,1973.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой. - М.,1994.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики // Он же Собр. соч.: В 6т. Т. 5. - М., 1990.
Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей / Сост. Н.Д. Шматко. - М., 1997
Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя/ Под. ред. Л.П. Носковой. - М., 1993
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. - М., 1988.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М., 2000.
Лебединская В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985г.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. - М., 1996
Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М, 1997.
Муратов Р.С. Технические средства обучения слепых и слабовидящих школьников М., 1968.
Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. - М., 1999.
Профессиональная ориентация инвалидов: Учебно-методическое пособие. - М., 1997.
Реабилитационные службы помощи детям. - СПб.,1993.