Классификации методов обучения.

Метод обучения – это способ педагогического воздействия, который имеет свои цели, свои задачи и представляет собой целостную структуру.

Методический прием – это конкретное, часто элементарное действие учителя, которое вызывает ответное действие ученика.

Методика обучения представляет собой совокупность определенного содержания и методов обучения.

Педагогическая технология представляет определенный алгоритм деятельности учителя в процессе обучения.

Не следует путать понятия методика и методология. Методология – это философская категория, которая отражает определенное мировоззрение и включает в себя основополагающие принципы, лежащие в основе той или иной науки.

Методы обучения можно рассматривать с разных позиций. Существует несколько классификаций методов обучения:

1. Традиционная классификация, с учетом источников знаний и способа передачи информации выделяют:

- наглядные методы;

- словесные методы;

- практические методы.

2. Классификация, учитывающая этапы формирования знаний. Выделяют следующие методы обучения:

- методы подготовки к усвоению знаний;

- методы сообщения новых знаний;

- методы проверки и контроля;

- методы оценки.

З. Классификация, с учетом логики познания. Выделяют:

- аналитический метод;

- синтетический метод;

- аналитико-синтетический метод;

- индуктивный метод;

- дедуктивный метод;

- индуктивно-дедуктивный и др.

4. Классификация, с учетом характера деятельности учащихся.

- репродуктивные методы (воспроизведение готовой информации; объяснительно-иллюстративный метод);

- поисковый метод.

5. Классификация, с учетом структуры учебной деятельности. Выделяют следующие методы обучения:

- методы обеспечения мотивации;

- методы программирования деятельности учащихся;

- методы формирования навыков контроля, самоконтроля и самооценки.

Особенности применения наглядных, словесных, практических методов в работе с проблемными детьми.

По традиционной классификации по источникам знаний выделяют три группы методов:

1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие объекта или явления, оно специально планируется педагогом. Может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.

Демонстрация – это предъявление, показ предмета, явления или действия.

Существуют наглядные средства для демонстрации такие, как:

- средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);

- средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);

- условно-символические средства (формулы, символы, схемы).

В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны, особенно на начальных этапах работы с ребенком. При их применении следует помнить такие особенности детей, как: замедленный темп восприятия, суженный объем восприятия, снижение точности восприятия, недостатки внимания. Иллюстрации должны быть крупными, доступными для восприятия, в реалистическом стиле.

В коррекционной работе с проблемными детьми применяется принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, т.е. обучение строится с опорой на все органы чувств.

2. Словесные методы.

Рассказ – это монолог педагога, содержащий учебную информацию.

Беседа – это диалог учителя и ученика.

Объяснение – это комментарий, в котором раскрываются существенные признаки, связи, отношения.

Рассказ должен быть лаконичным, четким. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.

3. Практические методы.

- упражнения;

- продуктивная деятельность;

- опытно-экспериментальная деятельность.

В работе с проблемными детьми словесные методы должны всегда сопровождаться наглядными и практическими.

РАЗДЕЛ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

1. Современный подход к организации деятельности специальных образовательных учреждений.

В 1997 году коллектив авторов под руководством академика В.И. Лубовского разработал проект Государственного стандарта специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Необходимость этого документа была обусловлена изменениями в системе образования и в обществе в целом.

В этом документе рассматриваются такие понятия, как: «лица с ограниченными возможностями здоровья» - это лица, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии и нуждающиеся в специальных образовательных условиях.

Государственный стандарт состоит из двух разделов:

1 раздел. Общая концепция специального образования.

2 раздел. Стандарты для разных специальных образовательных учреждений.

На сегодняшний день выделяются следующие группы детей с отклонениями в развитии:

- дети с нарушением слуха;

- дети с нарушением зрения;

- дети с нарушением речи;

- дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;

- дети с задержкой психического развития;

- дети с нарушением интеллекта или умственно отсталые дети;

- дети со сложными дефектами;

- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

- дети с нарушением поведения.

В первом разделе рассматриваются общие и специфические недостатки в развитии детей. К общим недостаткам относят: узкий кругозор и недостаточный запас знаний и представлений об окружающем мире, недостатки общей и мелкой моторики, недостатки речевого развития, слабость произвольной регуляции поведения, коммуникативные трудности, низкий уровень пространственно-временных представлений, недостатки познавательной деятельности. Эти недостатки в структуре нарушений часто выступают как вторичные и характерны для всех проблемных детей.

Специфические недостатки обусловлены органическим поражением центральной нервной системы и в структуре дефекта выступают как первичные. Характер этих недостатков будет зависеть от первичных нарушений (недостатки зрения, слуха и др.). Эти недостатки учитываются при разработке учебных планов и программ для специальных образовательных учреждений.

Также в первом разделе специально выделяется глава: «Диагностика» и впервые подчеркивается значение диагностики на различных этапах работы с детьми.

Во втором разделе Государственного стандарта содержатся образовательные стандарты для различных видов специальных образовательных школ. В каждом из них рассматриваются психолого-педагогическая характеристика соответствующей категории детей; дается перечень учебных дисциплин, изучаемых в школах данного вида; определяются сроки обучения и специальные образовательные условия (материально-техническое обеспечение, методическое обеспечение, обеспечение техническими средствами обучения, кадровое обеспечение).

2.Содержание основных разделов и принципы построения учебных планов и программ для специальных образовательных учреждений.

В учебных планах специальных образовательных учреждений можно выделить три образовательные области:

1. Дисциплины общеобразовательного цикла. Их перечень соответствует перечню дисциплин, изучаемых в массовых школах. Это характерно для всех видов школ, кроме школ VIII вида. Таким образом, во всех видах специальных школ, за исключением школ VIII вида, дети получают цензовое образование. Количество часов на эти дисциплины сокращенно по сравнению с массовой школой. В некоторых случаях допускаются незначительные изменения, например, в школе V вида не изучают иностранный язык. По некоторым предметам может сокращаться содержание разделов.

2. Дисциплины, имеющие коррекционную направленность. Их содержание определяется характером нарушений у детей с отклонениями в развитии. Например, в школах I, II вида вводят предмет «Предметно-практическое обучение»; в школах III, IV вида – «Ориентировка в пространстве и развитие мобильности», в школе VII вида – «Ознакомление с окружающим и развитие речи», в школе VIII вида – «Социально-бытовая ориентировка».

Коррекционные дисциплины в основном включаются в учебные планы начальной школы, за счет чего увеличиваются сроки обучения в ней (4-5 лет). Общий срок обучения варьируется от 10-12 лет. За этот период дети осваивают программу 9-летней общеобразовательной школы.

3. Дисциплины трудовой подготовки. Трудовому обучению отводится особое место в специальном образовательном процессе, дети должны быть подготовлены к дальнейшей жизни. В начальных классах проводятся уроки труда, а начиная с 5-го класса - углубленная трудовая подготовка с учетом возможностей детей. Например, в школах VI вида, при сохранном интеллекте, дети осваивают компьютер, иностранный язык, в школах VIII вида – швейное, столярное, слесарное дело и т.д.

Наши рекомендации