Организация специальной педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в России.

Дети с отклонениями в развитии могут получать помощь в системах образования, здравоохранения и социальной защиты.

В системе образования в России в настоящее время функционируют специальные образовательные коррекционные школы восьми видов, а также создана сеть специальных дошкольных учреждений.

Школы I вида открыты для неслышащих(глухих) детей. Наполняемость класса – 5-6 человек.

Школы II вида открыты для слабослышащих детей. В школе два отделения. В 1-ом – обучаются дети, владеющие речью (наполняемость класса – 10 человек), во 2-ом – обучаются дети, не владеющие речью (5-6 человек в классе).

Школы III вида открыты для слепых детей. Наполняемость классов – 5-6 человек.

Школы IV вида открыты для слабовидящих детей. Наполняемость классов – 10 человек.

Школы V вида – для детей с тяжелыми нарушениями речи. В школе два отделения. В 1-ом – обучаются дети с общим недоразвитием речи на фоне тяжелой речевой патологии (алалия, афазия, ринолалия, дизартрия и др.). Наполняемость классов – 12 человек. Во 2-ом отделении обучаются дети с заиканием. Наполняемость классов – 10 человек.

Школы VI вида открыты для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Наполняемость классов – 10-12 человек.

Школы VII вида открыты для детей с задержкой психического развития. Наполняемость классов – 12 человек. Для данной категории детей открываются также классы КРО (коррекционно-развивающего обучения) при общеобразовательных школах.

Школы VIII вида открыты для умственно отсталых детей (с 8-ми лет). Наполняемость класса – 12 человек.

По всем видам могут открываться школы-интернаты.

Дети с комплексными нарушениями направляются на обучение с учетом их сенсорного или двигательного расстройства. Например, умственно отсталый глухой ребенок будет обучаться в школе для глухих (I вида), но в специальном классе по программе для умственно отсталых детей. Наполняемость таких классов – 5-6 человек.

Для детей с ранним детским аутизмом и детей с поведенческими расстройствами пока не создана сеть специальных образовательных учреждений. Есть единичные учреждения. Эти дети получают консультативную помощь или обучаются на дому.

Для детей дошкольного возраста в России открываются специальные ясли, специальные детские сады (компенсирующего вида), специальные группы при массовых детских садах

(комбинированного вида), а также дошкольные отделения при специальных школах и школах-интернатах.

Дети с нарушением слуха принимаются в специальные дошкольные учреждения с 2-х лет. Наполняемость групп – 6 человек.

Дети с нарушением зрения принимаются в специальные дошкольные учреждения с 2-х лет. Наполняемость групп для незрячих – 5- 6 человек. При нетяжелых формах нарушения зрения (косоглазие, амблиопия), дети принимаются в специальные детские сады с 3-х лет. Наполняемость таких групп – 10 человек. В них проводят коррекционно-развивающее обучение и интенсивное лечение.

Дети с нарушением речи принимаются в логопедические детские сады, логопедические группы при массовых детских садах, получают помощь на дошкольных логопунктах при массовых детских садах.

- Для детей с общим недоразвитием речи открывают старшую и подготовительную группы. Дети принимаются с 5-ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10-12 человек.

- Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием открывают либо старшую, либо подготовительную группы, сроком обучения на один год. Наполняемость групп – 12-14 человек.

- Для детей с заиканием открываются специальные логопедические группы, в которые принимаются дети с 2-3-х лет. Наполняемость групп – 8-10 человек. Группы разновозрастные.

Также для детей с нарушением речи открываются логопедические пункты в массовых детских садах.

Дети с задержкой психического развития принимаются в специальные детские сады (открываются с 1990 г.) и специальные группы при массовых детских садах. Наполняемость групп – 10 человек.

Умственно отсталые дети (с легкой или умеренной степенью) принимаются в специальные дошкольные учреждения или группы с 4-х лет, сроком обучения на 4 года. Наполняемость групп – 10 человек. В настоящее время открываются группы и классы для детей с тяжелой степенью умственной отсталости.

Дети со сложными нарушениями в развитии получают помощь в специальных дошкольных учреждениях, с учетом их двигательного или сенсорного дефекта. Наполняемость групп -5-6 человек

Для дошкольников с ранним детским аутизмом и с поведенческими нарушениями нет специальных дошкольных учреждений.

В 2002 году Министерство образования выпустило инструктивное письмо, согласно которому могут открываться дошкольные группы интегрированного обучения. Наполняемость-18 человек, из них 6 человек-дети с каким-либо нарушением (кроме нарушений речи).

Психолого-педагогическая и лечебно-оздоровительная помощь детям с отклонениями в развитии также может быть оказана:

- в системе здравоохранения: стационары, полустационары; логопедические кабинеты, сурдологические кабинеты при поликлиниках; центры восстановительного лечения; реабилитационные центры;ПНД, психоневрологические санатории.

- в системе социальной защиты: приюты, центры психолого-медико-педагогической и социальной реабилитации; детские дома; дома инвалидов;

В последние годы также появились различные благотворительные организации: ассоциации врачей, педагогов, родителей.

Наши рекомендации