Характеристика методов контроля и самоконтроля в процессе обучения.
В педагогической литературе широко используются такие понятия (термины), как педагогическая диагностика, контроль педагогического процесса, проверка знаний и умений, оценка, отметка. Педагогическое диагностирование имеет целью своевременное выявление, оценивание, анализ течения учебно-воспитательного процесса и его продуктивности.
Педагогическое диагностирование включает контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденции, прогнозирование дальнейшего развития.
Контроль – предварительный, текущий, тематический, итоговый, заключительный.
Методы контроля – наблюдения, устного контроля, письменного контроля, графического контроля, практического контроля, программированного контроля, тестового контроля, самоконтроля.
Функции оценивания – диагностическая, обучающая, развивающая, воспитывающая, стимулирующая, корректирующая.
Формы организации процесса обучения.
Форма педагогического процесса (обучения, воспитания) — это внутреннее строение (структура) или внешнее строение педагогического процесса.
Вид общения | Структура общения | Общие формы обучения | Организационная система обучения | |||
Опосредо- ванное общение | 1. Опосредованное общение через письменную речь | Индивидуаль ная (обособленно- индивидуаль ная) форма обучения | Ученик выполняет учебное задание (читает, пишет, решает учебную задачу) и ни с кем в данный отрезок времени не вступает в непосредственное общение | Индивидуальная система обучения (ИСО) — применяются две формы обучения: парная и индивидуально-обособленная. ИСО преобладала до XVI века | Групповая система обучения(ГСО; с XVI века) — применяются три формы групповая парная и индивидуально-обособленная. | обучения (КСО; с XX в.) — применяются четыре формы: коллективная, групповая, парная, индивидуально-обособленная. Ведущее значение при этом приобрета-бученияКоллективная система ная, групповая, парная и ет коллективная форма о |
Непосредственное общение | 2. Общение в паре постоянного состава: в каждый момент времени одного говорящего слушает один человек (диалог, монолог) | Парная форма обучения | Учитель работает с одним учеником, дает ему консультацию. Или же два ученика решают вместе задачу, разучивают стихотворение, проводят опыт и т. п. | |||
3. Общение в малой или большой группе: одного говорящего в каждый момент времени слушают два, три и более человек | Групповая форма обучения | Один говорящий обучает одновременно несколько человек (от двух до ста и более). Выступающие могут меняться, но в каждый момент времени один говорит, остальные слушают | ||||
4. Общение в парах сменного состава или диалогические сочетания (наиболее часто используемая в обычной жизни структура общения) | Коллективная форма обучения | Учащиеся работают в парах сменного состава, в которых они выполняют поочередно роль учителя и ученика (взаимообучение, взаимоконтроль, взаимоуправление) |
Урок - основная форма учебного процесса
Урок — единица, основная форма образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом участников, планом и учебной программой. В уроке как дидактической конструкции представлены все компоненты учебного процесса: цель, задачи, содержание, методы и средства.
Типы: комбинированный, обобщения и систематизации, контроля.
Структура комбинированного: организационный этап, постановка цели и задач урока, проверка выполнения ДЗ, подготовка к активной учебно познавательной деятельности, объяснение и усвоение новых знаний, первичная проверка понимания нового материала, закрепление знаний, обобщение и систематизация, контроль и самоконтроль, информация о ДЗ, подведение итогов урока.
Развитие форм организации обучения в дидактике и прогрессивном
Педагогическом опыте.
Урок – экскурсия, урок-лекция, урок-семинар, урок – дидактическая (делова) игра, урок-суд. Прочие нестандартные (путешествие, соревнование, сказка, аукцион и пр.)
Сейчас распространены факультативные занятия. Чтобы дети могли по интересам развиваться.