Вопрос 35. Сущность и задачи нравственного воспитания. Пути реализации задач нравственного воспитания.
Нравственное воспитание (НВ) - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Как результат нравственного воспитания выступает нравственность человека.
Нравственность человека - совокупность его сознания, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований.
Нравственность проявляется в том, что человек не только знает правила дисциплины, но и стремится соблюдать их на деле.
Нормы морали ориентированы на человека, поэтому носят гуманистический характер.
Нравственность поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки, отношения. Но ещё большее значение имеет собственное отношение к поступкам.
Мораль как форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение. Согласно материализму, мораль носит исторический характер: возникает и меняется с ходом развития общества, включает в себя нормы и идеалы, различные для разных социальных слоев и групп.
Основные задачи нравственного воспитания:
1. Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.
Высший уровень сформированности нравственного сознания - убеждения. Сознание - наше внутреннее состояние. О росте сознания свидетельствуют поступки, поведение, деятельность человека. Самая сложная задача - формирование сознания, так как тяжело организовать контроль. Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.
Формирование нравственного сознания проходит 4 стадии:
1) Представления (ребёнок знает, что такое хорошо и что такое плохо).
2) Понятия (ребёнок может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо).
3) Убеждения (ребёнок для себя определил, что такое хорошо и что такое плохо).
4) Поступок, действие (ребёнок проявляет свои установки в поступках).
2. Воспитание и развитие нравственных чувств - это воздействие учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью выработать у них нравственные чувства (гордость за ..., стыд, сочувствие, ответственность, организованность, пунктуальность и др.). Используются методы: личный пример, внушение, совет и т.д..
3. Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в выработке у учащихся посредством специальных упражнений культуры поведения. Только в деятельности должен отражаться рост нашего сознания. Нравственное воспитание осуществляется только в практической деятельности, а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнению в выполнении высоконравственных поступков.
Содержание НВ определяется Концепцией воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ, общими целями воспитания, моралью общества и отражено в Программе воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ.
НВ имеет тенденцию к освобождению от идейно-политического аспекта и к усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии.
Нравственное воспитание в школе включает в себя:
· Формирование у человека осознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости соотносить своё поведение с интересами общества;
· Ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества; доказательство их правомерности и разумности;
· Преобразование нравственного знания в нравственное убеждение, создание системы этих убеждений;
· Формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения к людям;
· Формирование привычек культурного поведения.
Для этого учитель должен :
- показывать красоту и пользу хороших привычек для самого воспитанника;
- помочь сформировать внутреннее побуждение поступать красиво;
- не использовать наказание, угрозу, страх;
- не вырабатывать множество привычек сразу, не спешить (терпение, последовательность, систематичность);
- часто повторять действия, доводить их до положительного результата;
- добиваться единства воспитательных усилий.
К средствам НВ относятся общие и специфические методы и формы.
· Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании учеников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях.
· Другим методом НВ является вовлечение учащихся в деятельность, трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.
· Создание воспитывающих ситуаций — один из методов НВ.
· Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений.
· Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения. Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей.
· К формам нравственного воспитания, кроме специальных уроков, относятся этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции. Учитель не должен пренебрегать специальной деятельностью по формированию морали учеников.
· Одним из главных методов нравственного воспитания является этическая беседа.
· Нравственные упражнения - это имитация ситуаций, в процессе которых отрабатывается воспитание правил и норм нравственного поведения. Они адресованы в основном младшим школьникам.
Таким образом, нравственное воспитание осуществляется на всех учебных занятиях через применение системы разнообразных методов, приёмов, средств, форм и технологий обучения и воспитания, во внеклассной и внешкольной деятельности силами образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, в процессе осуществления всех остальных направлений воспитания (эстетического, трудового и др.), в процессе общения и общественной деятельности, в процессе общения с природой, под воздействием СМИ и др.
Результатом этой деятельности является моральная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами.
Литература для самостоятельной подготовки:
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.46
2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.368
3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.309
4. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 2000, стр.352
5. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.182
6. Программа воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ.
7. Концепция воспитания детей и учащейся молодёжи в РБ