Мастер предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим путём.
Алгоритм проведения мастерской:
1. «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
2. «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
3. «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
4. «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
5. «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.
6. «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
7. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
План мастерской детализирован, необходимо предусмотреть множество заданий, «подсказок» — информации, которая будет предложена учащимся в тот момент, когда в ней возникает необходимость. Естественным образом увеличивается объём информации, с которой учитель работает предварительно, чтобы в ходе мастерской самому остаться в теме.
Литература для самостоятельной подготовки:
1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.83
2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.167
3. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.179
4. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.189, 378
5. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.406
6. Ксёнзова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М., 2001, 223с.
7. Педагогические технологии. Уч. пособие под ред.В.С. Кукушина. Ростов-на-Дону, 2002, 320с.
8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт-Петербург. 2001, 367с.
Вопрос 19. Современные тенденции развития образования.
Современное образование развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами:
· Гуманизация – ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.
· Гуманитаризация – ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека, хорошо знать родной язык, историю и культуру, быть экономически и юридически грамотным человеком.
· Дифференциация – ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся при учёте, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех субъектов образования. Осуществляется через группировку учащихся, предметов, составление индивидуальных планов…
· Диверсификация – широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.
· Стандартизация– ориентация образовательной системы на реализацию прежде всего государственного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в чётко определённом наборе часов.
· Многовариантность – создание в образовательной системе условий выбора и принятия самостоятельного ответственного решения, обеспечение развития альтернативного и самостоятельного развития. На практике проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать различных уровней образованности, выбирать тип образовательного учреждения.
· Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности. Например, многоуровневая система высшего образования ориентирована на 3 уровня: 1- общее высшее образование (2 года), 2- базовое высшее образование – бакалаврит (2 года общего образования + 2 года), 3- полное высшее образование – магистратура ( 4 года бакалаврита + 2 года).
· Фундаментализация – усиление взаимосвязи теоретической и практической подготовки молодого человека к современной жизнедеятельности. Особое значение придаётся глубокому и системному освоению научно-теоретических знаний.
· Информатизация– связана с широким и всё более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.
· Индивидуализация– учёт и развитие индивидуальных особенностей учащихся во всех формах взаимодействия с ними.
· Непрерывность– процесс постоянного образования и самообразования человека в течение всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
· Преемственность– предполагает преемственность всех уровней образования: дошкольного, начального, среднего, среднеспециального, неполного высшего и высшего.
· Демократизация– выделяются следующие демократические принципы, положенные в основу переустройства образовательных систем:
- равенство всех членов общества перед образованием;
- доступность независимо от социальных, религиозных и др. отличий;
- децентрализация школьных систем, расширение прав местных органов в решении проблем образования;
- открытость школьных систем и преемственность всех ступеней обучения;
- право на выбор учебного заведения;
- нацеленность учебно-воспитательного процесса на формирование человека, способного свободно и творчески мыслить и работать.
В современной педагогике прослеживается тенденция преодоления изолированности и постепенного сближения академического (который ведёт к получению университетского образования) и профессионально-технического (ведущего непосредственно в мир труда) уровней среднего образования.
Ещё одной существенной проблемой, требующей неотложного решения, является создание международного единого образовательного пространства, что позволит преодолеть изолированность современных образовательных систем, найти их равновесие и установить взаимную открытость.
Литература для самостоятельной подготовки:
- Афонина Г. М. Педагогика. Ростов-на-Дону, 2002, стр.157
- Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2001, стр.436
- Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.245