Вопрос 15. Методы обучения. Классификация методов обучения.
Слово «метод» греческого происхождения и в переводе на русский язык означает путь, способ исследования или познания. Метод – это совокупность относительно однородных приёмов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи.
Методы обучения (МО) - это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач (Сластёнин В.В.); это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. (Педагогический словарь)
В педагогике проблема разработки методов обучения и воспитания и их классификации выступает как одна из основных. Мы отвечаем на вечный дидактический вопрос: «Как при разумном использовании возможностей детей достичь максимально возможного усвоения ЗУНов, способов мышления и деятельности?»
Метод обучения–это сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, педагог должен профессионально владеть методами деятельности. Методы обучения должны способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, должны быть правильно подобраны, не допускать перегрузки учащихся на уроке.
Приём обучения – это конкретное, часто элементарное действие учителя, в результате применения которого достигаются соотносимые цели действующих лиц. Например, продолжить рассказ, построить график, составить конспект, сравнить задачи, задать вопросы друг другу, выписать трудные слова, организовать инсценировку и др. По отношению к методам приёмы носят частный, подчинённый характер. Методы и приёмы тесно связаны между собой и могут совершать взаимопереходы. Таким образом, метод включает в себя ряд приёмов, но сам не является их простой суммой.
Классификация МО – это упорядоченная по определённому признаку их система.
В связи с тем, что методы обучения имеют много сторон, их можно группировать в системы. Классификация МО является одной из самых острых проблем в современной дидактике. Известны десятки классификаций. Наличие различных точек зрения на эту проблему отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о МО. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения МО на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
В практической деятельности учителя сочетают все классификации МО – они постоянно замещают, дополняют и развивают друг друга.
Вот наиболее разработанные из них:
· Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др. считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они выделяли три группы методов: словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, инструктаж, дискуссия, диспут), наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение) и практические (опыты, упражнения, учебно-производственный труд). Эта классификация считается традиционной. Она основана на издавна существующих трёх источниках: практике, наглядности, слове. И действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются в учебном процессе.
· И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
· Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы, которые, в свою очередь, могут быть подразделены на входящие в них отдельные методы:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (по источнику: словесные, наглядные, практические; по логике: индукция, дедукция; по типу мышления: репродуктивные, проблемно-поисковые; по управлению: методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя.);
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы стимулирования и мотивации интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, эмоциональные стимулы); методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении (поощрение, порицание, предъявление требований);
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (методы устного контроля и самоконтроля; методы письменного контроля и самоконтроля; методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля).
· М.А. Данилов и Б.П. Есипов подразделяют методы в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения:
а) методы приобретения новых знаний (устное изложение, показ, самостоятельная работа и др.),
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике (самостоятельная работа, показ, упражнения, игры и др.),
в) методы по применению знаний на практике(практическая работа, самостоятельная работа и др.).
г) методы закрепления (обсуждение, дискуссия, упражнения и др.),
д) методы творческой деятельности,
е) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения.
· Есть классификации, в которых сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно - обобщающие и исполнительские, объяснительные и репродуктивные, инструктивно-практические и репродуктивно - практические, объяснительно - побуждающие и частично-поисковые, побуждающие и поисковые (М.И. Махмутов).
Различные точки зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Все более четко обозначается многосторонний и комплексный подход к характеристике их сущности.
Вопросы выбора МО представляют важнейшую сторону деятельности учителя. При выборе МО следует руководствоваться такими критериями:
· соответствие целям и задачам развития;
· соответствие содержанию урока;
· соответствие реальным учебным возможностям школьника;
· соответствие имеющимся условиям и отведённому для обучения времени;
· соответствие возможностям самих учителей.
Литература для самостоятельной подготовки:
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997, стр.95
- Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.234
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2000, стр.186
- Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. Мн., 2002, стр.344
- Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.116
- Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.268
- Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.109