Значение материальной базы в учебно-воспитательном процессе по природоведению.
Материальная база (обеспечение) – это система материальных факторов, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс. Материальную базу обучения естествознанию составляют:
· кабинет естествознания с учебным оборудованием;
· уголок живой природы;
· пришкольный участок с экологической тропой;
· географическая площадка.
Материальная база – система материальных средств, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс. В начальной школе изучаются преимущественно конкретные объекты и явления окружающего мира. Поэтому курс начального естествознания не может обойтись без материальной базы. К ней относятся учебный кабинет, оборудованный необходимыми средствами обучения, учебно-опытный участок и географическая площадка для начальной школы. В младшем школьном возрасте мышление детей достаточно конкретно, поэтому роль материальной базы особенно велика. «Учите ребенка каким– нибудь пяти неизвестным ему словам, и он долго и напрасно будет мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету».
Наглядные средства обучения.
Натуральные средства обучения- это объекты природы. Среди натуральных средств можно выделить: - коллекции - это наборы однородных объектов для изучения. Для начальной школы специально разработаны коллекции полезных ископаемых, почв, коллекции насекомых. –гербарии– это коллекция растений или частей растений. Для начальных классов созданы учебные гербарии культурных и дикорастущих растений нашей страны.живые объекты природы –это комнатные растения, а также животные, которые могут содержаться в уголках живой природы или в специально оборудованном кабинете. Искусственные средства обучения: плоскостные (таблицы, картографический материал, репродукции) объемные (модель, макет, муляж).
Уголок живой природы.
Уголок живой природы – это специально оборудованное помещение или его часть, предназначенная для размещения животных и растений. Работа учащихся в уголке живой природы обогащает и расширяет знания учащихся, формирует у них практические умения и навыки, необходимые при уходе за растениями и животными, которые могут быть использованы в дальнейшей жизненной практике. Живой уголок должен быть оборудован в специальном месте или в особом помещении, чтобы не противоречить санитарно-гигиеническим требованиям.
Живой уголок может содержать:
а) растения, что особенно удобно при отсутствии специального помещения для живого уголка. Необходимый минимум растений можно разместить на специальных стойках прямо в классе. Занятия с растениями живого уголка может помочь в решении следующих образовательных задач: на этих объектах можно показать основные части растений, способы размножения, приспособления к окружающей среде, изучить отношение каждого растения к свету, теплу и влаге; привить необходимые практические навыки ухода за растениями, формировать исследовательские умения, проводя под руководством учителя несложные опыты. Можно указать на следующие требования к содержанию и оформлению уголка растений: уголок не должен содержать опасные или ядовитые растения; каждое растение должно иметь этикетку, на которую записывают его название, происхождение, время посадки; возможно также вести календарь развития.
б) животные. Питомцы живого уголка должны отвечать определенным требованиям: не требовать сложного ухода, способны существовать в вольере, недопустимо содержание опасных животных. Содержание животных позволяет решить следующие задачи: формирование знаний о животных и практических умений по уходу за ними; формирование исследовательских умений – наблюдать, фиксировать, объяснять увиденное; воспитывается чувство ответственности.
Географическая площадка.
Пришкольный участок – это участок на территории школы, предназначенный для посадки растений. Работа, проводимая на пришкольном участке, имеет воспитательное и образовательное значение. Задачи, решаемые при работе на пришкольном участке: формирование умений наблюдать за развитием растений; навыков ухода за растениями и обработки почвы. Пришкольный участок может быть использован и для проведения сезонных экскурсий.Географическая площадка – территория, предназначенная для организации занятий по ориентации на местности, определения сторон горизонта, ориентирование по солнцу, по другим доступным приметам. Возможно измерение температуры воздуха, измерения толщины снежного покрова.