Совладающее поведение (коппинг-стратегии): понятие, стратегии совладающего поведения.
В качестве одного из способов адаптации к трудным, стрессовым ситуациям, выделяют механизмы совладающего (копинг) поведения.
Стили и стратегии совладающего поведения рассматриваются как отдельные элементы сознательного поведения, с помощью которых человек справляется с жизненными трудностями.
Совладание (копинг) представляет собой более совершенный, чем психологическая защита, механизм гармонизации взаимодействия субъекта с экстремальной ситуацией, основанный на осознанном, произвольном установлении им желаемого равновесия со средой на уровне энергии и информации. Возможность освоения техники совладающего поведения позволяет субъекту целенаправленно совершенствовать процесс самообеспечения безопасности, однако совладание не универсально применительно к взаимодействию с экстремальными ситуациями.
Совладающее поведение направленно на активное взаимодействие с ситуацией. Это особый вид социального поведения, позволяющий субъекту с помощью осознанных действий, способами, адекватными личностным особенностям и ситуации справиться со стрессом или трудной жизненной ситуацией. Наши реакции на стрессовые, трудные ситуации осуществляются одновременно на нескольких уровнях, ключевым из которых является поведение. Если мы эффективно справляемся, «совладаем» со стрессовыми ситуациями на поведенческом уровне, то потенциально «вредные» эмоциональные и физические проявления, характерные для них, подавляются. В связи с этим, именно осознанные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями связаны с конструктивным преодолением трудностей, преобразованием жизненных ситуаций в соответствии с намерениями человека.
Совладающее поведение не только развивается у субъекта, но его можно целенаправленно формировать, обучать ему с целью повышения психосоциальной компетентности. Именно выбор конструктивных стратегий совладания с трудными ситуациями в конечном итоге становится фактором, определяющим успешность развития личности, ее целостность, зрелость, устойчивость. Копинг-стратегии – это те приемы и способы, с помощью которых и происходит процесс совладания.
Копинг-стратегии — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться с запросами обыденной жизни.
Р. Лазарус и С. Фолкман предложили классификацию копинг-стратегий, ориентированную на два основных типа – проблемно-ориентированный копинг и эмоционально-ориентированный копинг.
Проблемно-ориентированный копинг, по мнению авторов, связан с попытками человека улучшить отношения «человек-среда» путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации. Эмоционально-ориентированный копинг (или временно помогающий) включает в себя мысли и действия, которые имеют своей целью снизить физическое или психологическое влияние стресса. Эти мысли или действия дают чувство облегчения, однако не направлены на устранение угрожающей ситуации, а просто дают человеку почувствовать себя лучше. Ими выделены восемь основных копинг-стратегий:
1) планирование решения проблемы, предполагающее усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы;
2) конфронтационный копинг (агрессивные усилия для изменения ситуации, определенная степень враждебности и готовности к риску);
3) принятие ответственности (признание своей роли в возникновении проблемы и попытки ее решения);
4) самоконтроль (усилия по регулированию своих эмоций и действий);
5) положительная переоценка (усилия по поиску достоинств существующего положения дел);
6) поиск социальной поддержки (обращение к помощи окружающих);
7) дистанцирование (когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость);
8) бегство-избегание (желание и усилия, направленные к бегству от проблемы).
Степень сформированности индивидуальной саморегуляции является значимым предиктором продуктивности выполнения различных видов профессиональной деятельности, в том числе учебной деятельности в вузе.
Знание индивидуального профиля саморегуляции дает ценную информацию для решения задач профориентации, а также дает информацию о возможностях адаптации обучающегося к изменяющимся условиям обучения. Становление и развитие индивидуального стиля саморегуляции способствует выработке гармоничного поведения, на его основе развивается умение управлять собой сообразно поставленной цели и направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и учебными задачами. Осознанная саморегуляция способствует формированию поведения не только в обыденных условиях, но и в ситуациях стресса. И чем выше уровень осознанной саморегуляции, тем легче человек справляется с ситуациями стресса и увереннее себя чувствует в незнакомых ситуациях.
33. Малая группа: понятие и виды малой группы в образовательном учреждении. Внутригрупповые процессы.
Определение малой группы. Границы. Психологические характеристики.
Группа - это двое или более лиц, которые часто взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга, и воспринимают себя как “мы” (М. Шоу). Группу составляет собрание индивидов, которые разделяют общие нормы, ценности и идеалы по поводу того, что их интересует, воспринимают группу как источник удовлетворения своих потребностей, находятся в кооперации и взаимозависимости, связаны чувством солидарности и морального единства даже вне совместных действий, вырабатывают свою специфическую групповую культуру.
При анализе малой группы необходимо помнить о двух аспектах ее существования:
- деловой аспект, который описывает отношение членов группы к заданию, которое им нужно выполнить (фактор продуктивности);
- социальный аспект, т.е. связи между членами группы, отношение членов группы друг к другу и своему членству в ней (фактор доверия и сплоченности).
Наиболее управляемой считается группа из 5-9 чел. С увеличением объема (особенно свыше 12 чел.) возрастает число подгрупп или «клик» и соответственно усиливается вероятность противодействия решениям руководителя со стороны лидеров подгрупп, затрудняется координация общегрупповых усилий.
Классификация малых групп.
ü Формальные и неформальные группы. (Э. Мэйо,)
ü Референтные группы и группы членства. (Г. Хаймен, 1940)
ü Первичные и вторичные группы. (Ч. Кули)
ü По продолжительности существования можно выделить постоянные и временные группы.
ü По степени открытости, допустимости группы влияниям окружающей среды, общества, степени свободы “входа” и “выхода” из нее, выделяют открытые и закрытые группы.
Структура группы. Группа имеет соответствующую структуру.
Её определяет положение индивидов в группе в качестве членов, их статус (формальный и неформальный) и роль. Самое высокое положение в иерархии группы занимает лидер, который обладает наибольшим влиянием на остальных членов группы. Под социальным статусом личности понимается занимаемая ею позиция в социальной группе, которая определяется системой взаимных прав и обязанностей. Социальная роль - это динамический аспект статуса, набор прав и обязанностей, предписанных положением индивида в обществе, в социальной группе, а также поведение, которое он стоит в соответствии с ожиданиями окружающих. Санкции – это механизм, с помощью которого группа “возвращает” своего члена на путь выполнения и соблюдения общественных или групповых норм. Санкции могут быть как запретительные (при нарушении норм), так и поощрительные (при правильном и полном соблюдении норм).
Групповая роль – это поведение, ожидаемое от лица, занимающего определенную позицию в группе. Групповые роли могут быть формальными
(связанными с должностными обязанностями) и неформальными (возникающими стихийно).
Ролевое поведение в группе может приводить к ролевым конфликтам. Ролевой конфликт – это ситуация, в которой личность имеет одновременно роли в двух или более группах, но при этом одновременная согласованность с нормами каждой группы является невозможной (например, студент обнаруживает, что не может быть и хорошим студентом и отличным спортсменом). С другой стороны, ролевой конфликт – это результат восприятия и осознания несовместимости требований, ожиданий, которые предъявляются индивиду. В этом случае ролевой конфликт сводится к внутренним субъективным переживаниям индивида, оказавшегося в ситуации конкурирующих давлений (например, мастер цеха, который может испытывать ролевой конфликт в связи с восприятием несовместимости ожиданий от его подчиненных–рабочих и начальства завода).
Влияние группы на личность.
Существенная характеристика жизни малой группы - поведение, связанное с соблюдением групповых норм (правил, стандартов поведения в малой группе). Когда человек вступает в группу, перед ним встает вопрос о принятии уже существующих групповых норм. Следовательно, здесь можно говорить о феномене давления, влияния группы на индивида, “подчинение” его группе.
Феномен изменения поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы, называется конформизмом. Существует две разновидности конформизма: уступчивость и одобрение. Уступчивость - конформизм, при котором внешние действия хотя и соответствуют давлению группы, однако присутствует внутреннее личное несогласие. Одобрение - конформизм, который включает действия и убеждения в соответствии с социальным давлением (когда человек искренне верит в то, что вынуждает делать его группа). Конформность к групповым нормам со стороны личности, т.е. степень соответствия им, в одних ситуациях есть позитивный, а в других - негативный фактор функционирования группы. Так, для эффективной деятельности группы при решении тех или иных проблем (например, в экстремальных ситуациях), для сохранения ее целостности необходимо следование установленным стандартам поведения, стремление к единообразию. Однако постоянное согласие с нормами группы может приобретать характер извлечения личной выгоды, и фактически квалифицируется как беспринципность. Конформизм также серьезно препятствует эффективному решению творческих задач, где стремление к единообразию мешает увидеть что-то новое, более оригинальное. В этом случае конформизм выступает как негативный феномен.