Понятие законов процесса обучения.
Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.
Закон отражает существенные, объективные, повторяющиеся, устойчивые связи внутри явления, которые выражают порядок, самоорганизацию, изменения и развитие. Если такой характер связи наблюдается только при определенных условиях (то есть не всегда), то эти связи выражают закономерности.
В обучении находят свое проявление общие законы диалектики и специфические законы обучения.
Законы диалектики:
-.Закон единства и борьбы противоположностей;
- Закон перехода количественных накоплений в качественные изменения;
- Закон отрицания отрицания.
Специфические педагогические законы:
- Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения;
- Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды;
- Закон взаимосвязи обучения воспитания и развития;
- Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся;
- Закон целостности и единства образовательного процесса.
Принципы и правила обучения. Система дидактических принципов обучения.
Принципы обучения.
Принципы обучения — исходные, руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса.
Принципы обучения | Характеристика принципа. | Правила реализации принципа |
Принцип научности | Предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту накопленному мировой цивилизацией. В основе принципа лежат следующие закономерности: мир познаваем, объективно верную картину мира дают знания, проверенные практикой. | · Использование логики и языка изучаемой науки; · изложение основных понятий и теорий должно быть максимально приближенным к уровню современного понимания данных вопросов науки; · использование методов конкретной науки; · изучение объектов в развитии, раскрытие диалектики общественных и природных явлений и формирование диалектического склада мышления |
Принцип доступности | Содержание, объем изучаемого и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития, их возможностям усваивать предлагаемый материал. | · Обучение идет от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому; · объяснять простым доступным языком; · управлять познавательной деятельностью учащихся (плохо — сообщать истину, делая её недоступной для понимания, хорошо-учим находить истину, делая доступным процесс нахождения); · учитывать индивидуальные особенности темпа работы обучающихся, их интересы, жизненный опыт, особенности развития; · использовать приемы аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление, и др.; · введение каждого нового понятия должно вытекать из поставленной познавательной задачи; · доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, необходимо приучать учащихся осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную операцию. |
Принцип сознательности и активности | Позитивное отношение обучаемых к обучению. Сознательное усвоение знаний обучаемыми. В основе данного принципа лежат следующие закономерности: ценность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания; собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину знаний и темп овладения материалом. | · Обучаемые должны четко понимать цели и задачи предстоящей работы; · использовать увлекательные факты, сведения, примеры; · применять наглядные пособия, технические средства; · вовлечение обучающихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний; · использовать активные и интенсивные методы обучения; · логически увязывать неизвестное и известным; · обучать нахождению причинно-следственных связей; · создавать ситуации успеха. |
Принцип наглядности | Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Средства наглядности: -натуральные объекты; -объемные наглядные пособия; -изобразительные средства обучения; -символические наглядные пособия; -аудиовизуальные средства; -самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» (конспекты, схемы, чертежи, таблицы...) | - Наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и явлений; - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; - наглядность использовать не как цель, а как средство обучения; - не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучаемых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мышление; - наглядность должна эстетически воспитывать. |
Принцип систематичности и последовательности | Принцип предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Закономерности: -человек только тогда обладает действительным знанием, когда в его сознании отражается чёткая картина существующего мира; -процесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последовательности в обучении; -только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных знаний. | · Деление изучаемого материала на логически связанные системы и блоки; · осуществление межпредметных связей; · проведение занятий обобщения и систематизации; |
Принцип прочности | Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закрепление в памяти учащихся. Закономерности: прочность зависит от объективных факторов (содержание материала, его структуры, методов преподавания) и субъективных факторов (отношение обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю). Память носит избирательный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важный и интересный для обучаемых материал. | · Обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную активность; · подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом индивидуальных различий; · новый учебный материал связывается с прежними знаниями; · процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством. |
Принцип воспитывающего обучения | Отражает объективную закономерность процесса обучения. Не может быть обучения вне воспитания. | · Целенаправленно осуществлять воспитание при изучении любой дисциплины; · использовать воспитательные возможности каждого урока; · уважительно относиться к личности обучаемого и одновременно проявлять требовательность к нему; Требовательность не основанная на уважении вызывает агрессивность, доброжелательность без требовательности приводит к нарушению дисциплины; · всем своим обликом, поведением, общественной активностью, гражданственностью привносить в учебный процесс жизнеутверждающие идеалы человеческих ценностей. |
Принцип связи теории с практикой | Изучение научных проблем осуществляется в тесной связи с раскрытием путей их использования в жизни. Закономерности: -практика-критерий истины. | · Опора в обучении на имеющийся практический опыт учащихся; · показ области применения теоретических знаний; |