Глава 3. задачи дошкольной педагогической науки
В современных условиях развития общества педагогическая наука сосредотачивает внимание на приобщении детей к общечеловеческим ценностям. Среди этих ценностей ведущее место занимают нравственные, культурные и образовательные. Это прежде всего гуманизм, добро, любовь к ближнему, почитание матери и отца, стремление к знаниям, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность. В последние годы целый ряд ученых к общечеловеческим ценностям относят – Отечество, семью, человека и его здоровье, достижения науки и культуры, труд, образование. Всякая ценность объективна, так как она складывается в процессе социально-исторической практики. Важно отметить, что к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с прогрессом развития общества.
Все эти общечеловеческие ценности становятся побудителями к определенным действиям только в том случае, если они осознаются и принимаются личностью, становятся ее убеждениями и стимулируют ее деятельность. В связи с этим задачи дошкольной педагогики можно рассматривать, как организацию процесса воспитания по осознанию ребенком значимости общечеловеческих ценностей.
Задачи дошкольной педагогики как составной части общей педагогики обязательно учитывают закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. При этом важно помнить, что дошкольное детство – это уникальный период, в котором закладываются основы развития и формирования личности ребенка. Дошкольная педагогика решает такую задачу, как определение содержания, методики и технологии работы с детьми различных возрастных групп.
На каждом возрастном этапе ребенка важно обеспечить разностороннее и полноценное его развитие, как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в семье. Дошкольная педагогика на основе психолого-педагогической характеристики ребенка определенного возрастного развития конкретизирует содержание развития и формирования личности, научно обосновывает приемы и средства воспитания и обучения детей.
Согласно точке зрения Л.С. Выготского, при переходе от возраста к возрасту растут и качественно изменяются не только отдельные психологические функции, но и их соотношение, структура. При этом психические функции растут и развиваются неравномерно. Для каждой из них существует свой период оптимального развития, каждый возрастной этап характеризуется специфической структурой личности.
Л.И. Божович, развивая мысль Л.С. Выготского, показала, что на каждом возрастном этапе возникают не только новообразования в сознании детей, но и специфические личностные новообразования, которые характеризуют новый этап в развитии ребенка.
Л.С. Выготский ввел понятие «социальная ситуация развития». Это понятие позволяет связать в единое целое процесс психического развития ребенка, формирование его личности и воздействие окружающей среды в конкретно-психологическом возрастном плане.
Дошкольные учреждения стали называться еще и образовательными,кроме того появились новые типы и виды дошкольных образовательных учреждений. Особенно популярными у родителей являются учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующие общие образовательные программы дошкольного и начального образования.
В связи с появлением новых видов дошкольных образовательных учреждений, перед дошкольной педагогикой встает задача – обосновать основные направления работы дошкольных учреждений по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием обеспечивается по следующим направлениям: развитие любознательности у воспитанников дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей уже в младшем школьном возрасте; формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития воспитанника и обучающегося; развития коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из направлений учебной деятельности. Таким образом, дошкольная педагогика должна обосновать направления преемственности, определить наиболее эффективные формы совместной деятельности дошкольников и младших школьников.
В настоящее время для дошкольных образовательных учреждений разного вида разработаны специальные программы образовательно-воспитательной работы с дошкольниками. Но, к сожалению, нет преемственности в содержании программ для дошкольников и учащихся начальных классов.
Дошкольная педагогика ставит перед собой задачу – научно обосновать преемственность в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений и начальных классов школы.Эта задача довольно сложная и на протяжении развития дошкольной педагогики как науки всегда являлась актуальной. В настоящее время для решения этой задачи должны быть объединены усилия ученых по дошкольной педагогике и педагогике начального обучения.
В практической работе педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений используются различные программы и учебно-методические пособия. Перед дошкольной педагогикой ставится задача – научно обосновать технологию и методику использования вариативных программ в образовательно-воспитательной работе с дошкольниками различных возрастных групп.К работе по вариативным программам обязательно-должен быть готов воспитатель дошкольного образовательного учреждения. Такая работа проводится с педагогическими коллективами на специальных научно-методических семинарах, на курсах повышения квалификации и т.п.
Образование и воспитание детей дошкольного возраста в современном обществе обязательно предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Индивидуальный подход как принцип обучения и воспитания в современной теории педагогики называется личностно-ориентированным. Отсюда ясно, что дошкольная педагогика ставит перед собой задачу – разработать содержание и технологию личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитании детей на каждой возрастной ступени развития.
Дошкольная педагогика стремится разработать такую методику и технологию образовательно-воспитательного процесса, которая бы обеспечила формирование нравственных качеств личности дошкольников. Отсюда и вытекает задача – дать характеристику нравственных качеств, которые можно сформировать у ребенка в период дошкольного детства в условиях дошкольного образовательного учреждения, в семье и социуме.
В теории и практике в настоящее время большое внимание уделяется экологическому образованию и воспитанию детей, которое становится самостоятельным компонентом педагогического процесса. Задача дошкольной педагогики состоит в разработке содержания и методов развития, экологической культуры у дошкольников, обеспечения последовательности, преемственности и систематичности этой работы.
Педагогический процесс имеет три функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Эти функции основные, их реализация обеспечивает усвоение детьми опыта человечества, культуры, развитие мышления и познавательных способностей. Задача дошкольной педагогики – разрабатывать более эффективные технологии реализации названныхфункций в процессе работы воспитателя с детьми различных возрастных групп.На решение этой задачи направлены усилия многих педагогов-исследователей, которые разрабатывали различные варианты программ для дошкольных образовательных учреждений. Во многих регионах РФ проводится экспериментальная работа, даются теоретические выводы и методические рекомендации.
Таковы наиболее важные задачи дошкольной педагогики.
Задания для самостоятельной работы
1. С чем связано выдвижение задач развития дошкольной педагогической науки?
2. Раскройте понятие «личностно-ориентированная педагогика».
3. Раскройте функции образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
4. Почему перед дошкольной педагогикой поставлена задача, связанная с экологическим воспитанием детей дошкольного возраста?
5. Как вы считаете, достаточна ли подготовка дошкольных работников на стадии обучения в высших и средних учебных заведениях для реализации задач развития дошкольной педагогики?
6. Приведите примеры из литературы или опыта работы по организации процесса нравственного воспитания дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, в семье и социуме.