Основные педагогические понятия
Воспитание – целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданских, морально-политических, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями.
Образование – процесс овладения системой научных и культурных ценностей накопленных человечеством. Образование является социальным явлением, так как выступает неотъемлемой стороной жизни любого общества.
Обучение– познавательная деятельность, направленная на усвоение ребенком определенной части общественно-исторического опыта человечества осуществляемая под руководством специально подготовленного человека.
Кроме основных понятий, педагогика как наука оперирует другими терминами и понятиями, отражающими ее сущность. Среди них можно назвать следующие: содержание, принципы, методы, организация процессов обучения и воспитания, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание, физическое развитие и формирование личности ребенка.
В настоящее время в связи с увеличением потока информации, сложностью воспитательной и учебной деятельности большое значение приобретают процессы самовоспитания и самообразования.
Особенную актуальность для педагогики имеет такое понятие как социализация. Социализация– развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
С общим понятием социализации личности тесно связано понимание социальной ситуации развития каждого ребенка.
Понятие социальной ситуации развития ребенка впервые ввел Л.С. Выготский, который полагал, что на каждом возрастном этапе развития детей складывается своеобразное и исключительное для данного возраста, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающим миром, прежде всего социальным.
Система педагогических наук
Педагогика подразделяется на ряд пограничных дисциплин, имеющих самостоятельный предмет исследования.
Общая педагогикаизучает основные закономерности процесса воспитания и образования.
Возрастная педагогикаисследует закономерности воспитания подрастающего человека преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов. В системе возрастной педагогики особое место занимает дошкольная педагогика,которая в настоящее время имеет большие научные достижения.
. В самостоятельную отрасль педагогики выделяется педагогика взрослых.
Коррекционная педагогиказанимается вопросами воспитания и образования детей с недостатками умственного развития, зрения, слуха.
Эта отрасль педагогики подразделяется на сурдопедагогику– воспитание и обучение глухонемых и глухих детей, тифлопедагогику– воспитание слепых и слабовидящих детей, логопедию– обучение и воспитание детей с расстройствами речи, имеющих нормальное развитие, олигофренопедагогику– воспитание и обучение умственно отсталых детей.
Социальная педагогика– отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
История педагогикиизучает педагогические теории, содержание и методику воспитания и обучения в различные исторические эпохи.
В настоящее время активно развиваются новые отрасли педагогики, которые становятся относительно самостоятельными – военная педагогика, правовая педагогика, педагогика семейного воспитания, лечебная педагогика, этнопедагогика, народная педагогика.
Все эти отрасли педагогики получают разнообразное по значимости развитие и успешно функционируют в обществе.
Частные методикиисследуют специфику применения общих закономерностей обучения применительно к отдельным учебным предметам.
В дошкольной педагогике успешно разрабатывается методика проведения занятий с детьми различных возрастных групп. Главное в этих методиках – не копировать проведение школьных уроков, не лишать детей радости уже в дошкольные годы.