Опыт познавательной деятельности (когнитивный опыт личности)
Он выступает в форме теоретического знания о мире (природе, обществе, человеке) и способах деятельности человека. Это научная картина мира, кото-
рая складывается у учащихся в результате познания законов природы, общества и мышления.
В содержании обучения должны быть представлены разные виды знания:
□ основные понятия и термины, в которых выражается научное знание и оформляется мысль;
□ факты, которые отражают реальную действительность и на которых строится обоснование законов науки;
□ законы науки, раскрывающие сущность явлений и закономерные связи между ними;
□ научные теории, содержащие систему научных знаний об определенных объектах действительности;
□ знания о способах деятельности в той или иной области человеческой деятельности;
□ знания о методах познания и способах научной деятельности;
□ знания о нормах отношений к различным явлениям жизни, без которых невозможно становление системы ценностей личности.
Опыт осуществления известных способов деятельности (практический опыт)
Этот компонент содержания обучения составляет систему общих интеллектуальных и практических навыков в ведущих областях деятельности.
В познавательной деятельности необходимо сформировать опыт обращения с информацией (умения работать с бумажными и электронными носителями, систематизировать накопленную информацию), развить навыки самостоятельной познавательной деятельности и самообразования.
Особую роль в современном обучении приобретают так называемые «надпредметные умения», которые используются в деятельности и с теоретическими знаниями, и с конкретными: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование, умение планировать, прогнозировать, определять состав объекта, выделять общее и частное, строить суждения и доказательства.
В области трудовой деятельности — опыт самообслуживания, общественно полезного и производительного труда с различным предметным содержанием.
В области художественной деятельности — опыт художественного восприятия мира и овладение практическими способами выражения художественного отношения.
В области коммуникативной деятельности — навыки и культура общения, опыт взаимодействия в различных видах деятельности.
В области ценностно-ориентационной деятельности — опыт рефлексии своей познавательной деятельности и отношений.
В области общественной деятельности — опыт проявления гражданской позиции, социально-политических отношений к действительности.
Следует иметь в виду, что этот компонент содержания обучения ориентируется, главным образом, на репродуктивный характер становления практического опыта, на действия «по образцу».
Опыт творческой деятельности
Этот элемент содержания обучения предполагает опыт решения жизненных проблем (познавательных, научных, практических). Он складывается не в результате прямого обращения к «готовым знаниям» или к упражнениям «по образцу», а как продукт исследовательской или практико-преобразовательной деятельности.
Современная психология творчества выделяет в опыте творческой деятельности такие процессуальные черты:
□ самостоятельное осуществление переноса знаний и умений в новую ситуацию;
□ видение новой проблемы в знакомой ситуации;
□ видение структуры объекта;
□видение новой функции объекта, отличной от традиционной;
□ учет альтернатив при решении проблемы;
□ комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы;
□ создание принципиально нового подхода, способа, обоснования.
Этот вид социального опыта обеспечивает:
□ самостоятельное и творческое применение когнитивного и практического опыта в новой ситуации;
□ преодоление дефицита информации, ее поиск, анализ и систематизацию;
□ приобретение навыков исследования проблем, проектирования поисковой деятельности;
□ развитие инициативы, самостоятельности, ответственности личности;
□ навыки рефлексии, оценивания результатов своего творчества.
Особую роль в становлении опыта творческой деятельности играют навыки выявления познавательных противоречий, выдвижения гипотез, построения аргументов, принятия решений.