III. Технология педагогического взаимодействия с родителями школьников
Взаимоотношения школы и семьи — одна из острых проблем практической педагогики. Но это «вечная» проблема, поэтому в разные времена она обостряется по разному поводу и в разных формах.
Десятилетия советской власти приучили общество к тому, что школа, как институт государства, руководит семейным воспитанием, контролирует его. Это создавало у многих педагогов убеждение, что если целенаправленно организовать некие педагогические усилия, то можно всех родителей сделать благонравными людьми. А в том случае если школа не сможет пересилить дурное влияние семьи, детей следует полностью оградить от родителей.
Парадигма личностно ориентированного образования, которую осваивает в настоящее время не только педагогическая наука, но и воспитательная прак-
тика, предполагает иное отношение между школой и семьей, между классным руководителем и родителями школьников. Это отношения педагогического взаимодействия.
Обозначим технологический алгоритм педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями школьников.
1. Изучение социально-культурных и воспитательных возможностей семьи.
Бесспорно, следует обратить внимание на материальные условия жизни семьи, количество детей и взрослых, образовательный и культурный уровень родителей. Но самое главное, что должен понять классный руководитель, — стиль воспитательного поведения родителей.
В современной психолого-педагогической литературе описаны несколько типов родительского поведения. Вот одна из наиболее полных типологий (авторы Е. О. Смирнова, М. В. Быкова), выделяющая девять вариантов стиля воспитательного поведения родителей:
1. «Строгий» — родитель действует в основном силовыми методами, жестко направляет ребенка, навязывая свои требования. Это авторитарный стиль, поскольку собственная активность ребенка совершенно блокирована.
2. «Объясняющий» — родитель постоянно прибегает к словесным объяснениям, взывает к здравому смыслу ребенка, полагая, что, если хорошо разъяснить, ребенок все будет делать правильно.
3. «Автономный» — родитель не навязывает свои решения, а создает для ребенка возможность выбора и принятия самостоятельного решения.
4. «Компромиссный» — родитель старается переключать внимание, интерес ребенка с неблаговидного или попросту опасного действия на более приемлемое, часто предлагает что-то сделать вместе, сообща разделить трудности в общем занятии.
5. «Содействующий» — родитель хорошо знает своего ребенка, сильные и слабые стороны его личности и в нужный момент, иногда даже незаметно, приходит на помощь.
6. «Сочувствующий» — родитель, который тонко и чутко реагирует на эмоциональное состояние своего ребенка, глубоко сопереживает, особенно в моменты его конфликтов с товарищами, учителем, но не принимает конкретных мер, прямо не вмешивается в ситуацию.
7. «Потакающий» — такой родитель полностью ориентирован на своего ребенка, часто ставит его интересы выше интересов семьи в целом и готов предпринимать любые действия, чтобы только ребенку было хорошо.
8. «Ситуативный» — родитель не имеет постоянной стратегии воспитания своего ребенка и каждый раз поступает так, как, по его мнению, требует конкретная ситуация.
9. «Зависимый» — родитель не имеет какой-либо собственной точки зрения по вопросам воспитания, а постоянно оглядывается на чьи-то советы, на мнения компетентных специалистов, выступающих в телепередачах или на страницах газет и журналов.
Здесь необходимо заметить, что у отца и матери или участвующих в воспитании бабушки и дедушки нередко разные стили воспитательного поведения. Но, как показывают специальные исследования, преобладающим является объясняющий стиль родительского поведения, а это значит, что классному руководителю предстоит серьезная профессиональная работа по раскрытию родителям самой природы воспитания, убеждение их в невозможности добиться настоящего успеха только разъяснениями и нотациями.
2. Установление личностного контакта с родителями.
Родители обязательно проявят заинтересованность в общении с классным руководителем, если почувствуют, что он любит их ребенка, беспокоится о его здоровье и учебных успехах, жалеет, понимает его слабости и гордится его достижениями.
При установлении личностного контакта с родителями школьников стоит учитывать ряд важных условий. (Обратите внимание, что все они запретительно-ограничительного свойства, своеобразные «педагогические табу».)
□ Не допускать невидимую «войну» с родителями учеников: перестать предъявлять всем без исключения требования, которые они не могут выполнить.
□ Не «примерять» к семьям своих учеников шаблон некой идеальной семьи, а начать кропотливое и бережное изучение каждой семьи: выделяя типичные черты семейного воспитания, помнить о его уникальности.
□ Не обсуждать на родительских собраниях публично личности отдельных учеников, их недостатки и тем более не высказываться критично в адрес конкретных родителей.
□ Не разжигать соперничество между родителями по поводу учебных успехов детей, проявлений индивидуальных способностей, побед на олимпиадах и конкурсах.
□ Не жаловаться родителям на учебную работу детей в школе, на их поведение. Помните: это область действия педагога-профессионала, а не родителей.
3. Организация совместной деятельности детей и родителей в условиях школы.
Сделав родителей своими союзниками, единомышленниками, классный руководитель обязательно почувствует их стремление включиться а жизнь класса: помочь на экскурсии, провести генеральную уборку, сшить новые шторы, развести цветы, устроить чаепитие для детей. Да мало ли что придет в голову родителям, особенно мамам, преодолевшим недоверие к главному учителю своего ребенка. Эту бурную деятельность надо корректно направлять в соответствии с задачами образовательного процесса и планом воспитательной работы классного руководителя.
4. Педагогическое просвещение родителей.
Даже если в классе значительная часть родителей школьников имеет высшее образование, классный руководитель тем не менее должен себя проявлять как педагог-профессионал. Конечно, в области воспитания границу между со-
ветом здравомыслящего человека и консультацией квалифицированного специалиста порой провести сложно. Но профессиональный педагог не позволит себе, скрывшись за «забором» научных терминов, уйти от реальных проблем конкретных детей, а будет помогать их решать, опираясь на закономерности воспитания, обоснованные современной педагогической наукой.
Формы педагогического просвещения родителей одного класса являются, по существу, модификацией родительского собрания. Оно может включать беседу классного руководителя на интересующую родителей тему (например, «Как относиться к детской лжи?»), или заранее готовится дискуссия, если у родителей уже обнаружились разные точки зрения на одну проблему и желание ее обсуждать (например, «Нужны ли младшему школьнику карманные деньги?»), или «Вечервопросов и ответов», обсуждение острой статьи на тему воспитания. Главное, родители должны ожидать родительского собрания не как дня «гражданской казни», а как желанную встречу со специалистом и добрым другом своей семьи.
5. Педагогическая помощь родителям в решении трудных проблем семейного воспитания.
Не секрет, что внешне благополучная семья нередко сотрясается от конфликтов между взрослыми, от которых страдают дети. И даже самые любящие родители не застрахованы от появления у детей вредных привычек, асоциальных интересов. Здесь бывает нужна серьезная индивидуальная консультация родителей, общая договоренность о специальных требованиях к ребенку, о новом поручении в классе. А есть и неблагополучные семьи, где родители в разводе или ребенок живет с отцом-деспотом, крикливой истеричной матерью, где взрослые пьянствуют, а в доме нищета и запустение. В этих случаях стоит привлечь на помощь школьного психолога и социального педагога, специалистов инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, отдела охраны прав ребенка и опеки департамента образования и общественные организации.
Литература для самообразования
1.Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер. с нем. Ростов н/Д, 1998.
2. Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М., 2002.
3. Гармаев А. (свящ.). Этапы нравственного развития ребенка. Минск, 2002.
4. Гликман И. 3. Теория и методика воспитания. М., 2003.
5. Голованова Н. Ф. Воспитательное пространство продленного дня. СПб., 2002.
6.Дальто Ф. На стороне подростка / Пер. с фр. СПб., 1997.
7. Дальто Ф. На стороне ребенка / Пер. с фр. СПб., 1997.
8. Коулмен П. Как сказать ребенку о... / Пер. с англ. М„ 2002.
9. Леви В. Куда жить: человек в цепях свободы. М., 2004.
10. Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб., 2003.
11. Лунина Г. В. Воспитание детей в традициях русской культуры. М., 2004.
12. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. М., 2002.
13. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания, М., 2001.
14. Мясищев В. Н. Психология отношений: Избр. психологические труды. М., 2004.
15. Поляков С. Л. Психопедагогика воспитания и обучения; Опыт популярной монографии. М., 2004.
16. Поляков С. Д. Технология воспитания. М., 2002.
17. Соловейчик С. Л. Воспитание школой. М., 2002.
18. Соловейчик С Л. Педагогика для всех. М., 2001.
19. Щуркова Н. Е. За гранью урока. М., 2004.
20. Щуркова Н. Е. Новое воспитание. М., 2000.
21. Эфроимсон В. П. Педагогическая генетика. Родословная альтруизма. М., 2003.
Задания для самоконтроля и размышления
I. Из перечисленных ниже утверждений выберите то, которое, на ваш взгляд, точнее всего определяет представление о результатах воспитания, или возразите, сформулируйте свою позицию.
«Результат воспитания — в умении и желании человека быть внутренне свободным, в умении найти себя в жизни, в умении окружить себя любимыми и любящими людьми».
«Измерить результаты воспитания нельзя, но можно — заметить. И исключительно по жизни нашего воспитанника вне школы».
«Воспитывает все, и вот увидеть pезультаты картины воспитания действительно могут лишь родители сегодняшних учеников, причем лет через пятьдесят, или люди, которые будут жить рядом и нуждаться в помощи. По большому счету, это и есть мера измерения воспитанности».
«Воспитать — это значит сформировать у ребенка совесть. Совесть — не орган внешнего контроля, а орган, согласующий человека с людьми и с самим собой».
«Настоящая воспитанность проявляется в повседневной жизни, в семье, в рабочем общении – там, где не надо “изображать из себя”, и человек виден таким, каков он есть».
«Тот, кто предъявляет себя окружающим как „хорошо воспитанный человек", как раз и демонстрирует подлинную невоспитанность».
«Главный признак воспитанности — нравственная надежность человека. Про такого говорят: „порядочный человек”».
2. Как вы понимаете педагогический контекст соотношения:
- «Воспитание и жизнь»,
- «Воспитание или жизнь»,
- «Воспитание – жизнь»,
- «Воспитание. Жизнь»,
- «Воспитание в жизни».
Обоснуйте свою точку зрения. Объясните, как концептуально будет строиться процесс воспитания на основе каждой позиции?
3. Известный российский философ Г. С. Бытищев (1932-1990). занимавшийся философскими проблемами образования, предлагал различать типы педагогических систем «сообразно их отношению к миру детства». Для этой цели он разработал своеобразный «вопросник».
□ К чему устремлено воспитание?
□ Как педагогика видит и принимает воспитуемого?
□ Кто воспитывает?
□ Как, каким ведущим методом?
□ Что именно воспитывает и чему учит?
□ В лоне какой культуры, каких ее сфер воспитываются дети?
□ Каков в идеале итог воспитания?
□ Характеристика воспитанника сточки зрения человеческого призвания.
Согласны ли вы с таким «алгоритмом» проявления концептуальной сущности педагогических систем? Можно ли с его помощью определить воспитательную направленность, например, системы воспитания прагматической педагогики, вальдорфской педагогики, педагогической системы В.А. Сухомлинского, педагогической концепции К. Роджерса, педагогической системы семьи Никитиных?
4. В. А. Сухомлинский писал: «Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, а не готовым человеком».
Справедливо ли это утверждение выдающегося педагога? Разверните, конкретизируйте мысль В.А. Сухомлинского, если вы согласны с его точкой зрения, или приведите свои аргументы, если не согласны.
5. Определите свою позицию по вопросу «Когда должно начинаться воспитание ребенка?». Наши предки считали, что как можно раньше, пока ребенок «поперек лавки лежит». Многие современные педагоги склоняются к признанию пренатального (внутриутробного) воспитательного взаимодействия матери и дитя на языке ощущений, эмоций, мыслей.
6. Стало хрестоматийным утверждение А. С. Макаренко, что «личность не воспитывается по частям». С чем, в таком случае, связано стремление воспитателей специально выделять физическое, нравственное, умственное, эстетическое, экологическое, экономическое, политическое и другие направления воспитания?
7. Известный английский писатель и христианский проповедник Клайв Льюис в одной из своих статей отмечал, что в прежние времена воспитатели стремились сделать детей такими, какими хотели бы стать сами. Нынешние же воспитатели внушают детям ценностные суждения не потому, что верят в них сами, а потому, что это полезно обществу.
Как выдумаете, можно ли согласиться с К. Льюисом? Вам когда-нибудь приходилось встречаться с проявлением такого противоречия между воспитательной идеологией и жизнью?
8. В Павлышской средней школе, которой руководил В. А. Сухомлинский, существовал составленный им «Золотой список» из 200 лучших книг мировой литературы, которые его ученики должны были обязательно прочитать в школьные годы.
Назовите 10 лучших книг (на выбор, для дошкольников, младших школьников, подростков, юношества) без которых, на ваш взгляд, невозможно современное воспитание ребенка.
9. Должно ли современное воспитание полностью отказаться от принуждения, признав, что это лишь способ, обеспечивающий послушание ребенка? Как бы вы отнеслись к мнению, что принуждение, напротив, позволяет поставить ребенка в позицию свободного выбора?
Свои суждения постройте в логике воображаемой беседы с родителями младших школьников (подростков, старшеклассников).
10. В периодической печати и на телеэкране нередко появляются сюжеты о школьных республиках и их президентах, о выборах детских правительств, сенатов и др. Можно ли считать подобные деловые игры проявлением детского самоуправления или они, скорее, призваны давать опыт индивидуальной конкуренции в подготовке будущей политической элиты?
11. Закончите высказывания и разверните свои аргументы:
«Процесс воспитания следует отличать от...»;
«Формализм в воспитании приводит к…»;
«Образ Родины складывается у детей под влиянием...».
12. Обратитесь к Интернет-источникам и отберите информацию на тему «Проблемы патриотического воспитании в современном отечественном образовании». Определите свое отношение к прочитанному. Подготовьте по результатам своих изысканий тезисы.
Часть III
ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Обучение
Как педагогический процесс
Глава 8
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Житейское понимание обучения — изучение наук, освоение знания. Весь гигантский потенциал науки во все времена был направлен, по существу, на одну цель — дать максимально совпадающие объяснения картины мира. Предполагается, что человек, изучивший науки, удостоверится в доказательности этих объяснений, для него не будет подлежать сомнению, например, закон всемирного тяготения или периодическая система химических элементов. Действительно, практические действия и поступки человека опираются на что-то твердо установленное, но в то же время человек постоянно испытывает потребность искать и открывать все новые стороны окружающего мира.
С античных времен «знание» почиталось философами как высшая тайна. Великий средневековый мыслитель Ф. Аквинский даже приходил к убеждению, что «знать» — это значит «нематериально становиться другим».
Педагогику всегда интересовало, как это происходит, как организуется процесс постижения знаний и преобразование у познающего человека всех его отношений к миру и к самому себе. Великий Я. А. Коменский так определял обучение: «Учить (docere) —делать так, чтобы известное кому-то одному узнал и другой. Здесь нужны три стороны: (1)обучаемый, ученик, который 1)способен и 2) жаден до учения; (2) обучающий — учитель, который должен уметь, мочь и хотеть учить; (3) способ преподавания учения, куда входят примеры, правила, упражнения»53.
Современная педагогическая теория не оспаривает эту первую теоретическую попытку обосновать структурную модель процесса обучения, разве что дополняет «три стороны» еще несколькими компонентами и пытается установить связи между целями, содержанием, средствами, методами и формами обучения. С развитием педагогической науки представления об этих связях менялись.
До середины XX века связи между компонентами процесса обучения представлялись как линейные, последовательные: считалось, что цель обучения обусловливает его содержание, а содержание — методы, которые, в свою очередь, определяют организационные формы обучения. Современное представление о процессе обучения строится на ином понимании взаимосвязей его ком-
-------------
53 Коменский Я. А. Сочинения. М., 1997. С. 473.
Рис. 10. Структура процесса обучения
понентов: это связи системообразующие, то есть цель обучения выступает в качестве главного, системообразующего компонента всего процесса обучения.
Характеристике компонентов процесса обучения посвящены следующие параграфы этой части, а пока обратим внимание на два из них: на «обучающегося» и на «обучаемого». Очень велик соблазн представить обучение как прямую «передачу» знаний от учителя к ученику. Однако в жизни очень часто учитель обнаруживает, что ученики усвоили совсем не то и не так, как он преподавал. Процесс обучения в его педагогической характеристике представляет собой, прежде всего, взаимодействие двух процессов; учения (деятельность «обучающегося») и преподавания (деятельность «обучающего»).
В разные исторические периоды, в разных педагогических парадигмах, в конкретных типах школ «учение» и «преподавание» взаимодействуют всегда по-разному. Это одна из великих тайн обучения.
УЧЕНИЕ — познавательная деятельность ученика. Понятия «познавательная деятельность» и «учение» не стоит считать синонимами. Познавательной деятельностью занимается ученый-исследователь, открывающий новые свойства каких-либо явлений и обосновывающий закономерности, инженер-конструктор, разрабатывающий проект нового технического устройства. Учение — особый вид познавательной деятельности, которая осуществляется в процессе обучения. Как и всякая деятельность, учение имеет свою структуру, представленную тремя главными компонентами: содержательным, мотивационным и операционным.