Педагогика в системе наук о человеке

Современная педагогика — это, по существу, совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих образование как целостный педагогический процесс. За многовековую историю развития в педагогической науке сформи­ровалось несколько самостоятельных отраслей научного знания.

История педагогики изучает теорию и практику воспитания и об­разования в различных цивилизациях и в различные исторические периоды. История педагогики формирует систему знаний об истоках современного пе­дагогического процесса, о том, как сфера воспитания и обучения развивала культурные ценности цивилизации, как педагогическая теория выстраивала и преобразовывала свои парадигмы.

В последнее десятилетие оформились в качестве самостоятельных отрас­лей педагогики: этнопедагогика, которая изучает закономерности и особенности традиционной культуры воспитания, этнического воспитания, и сравнительная педагогика, которая изучает ведущие тенденции развития образовательного процесса в современных странах в их сравнении. Массив знания этих отраслей педагогики достаточно долго входил в содержа­ние истории педагогики.

Общая педагогика исследует основные закономерности образования. В системе общей педагогики принято выделять достаточно самостоятельные области:

□ общие основы педагогики — изучает предмет, методологию педагогичес­кого исследования, обосновывает цель и структуру целостного процесса образования;

□ теория воспитания — изучает закономерности процесса воспитания;

□ теория обучения, или дидактика, — изучает закономерности процесса обучения;

□ теория управления образованием — изучает теоретические основы педа­гогического менеджмента.

Отдельной отраслью педагогики является возрастная педагогика, которая изучает возрастные аспекты образования и включает дошкольную пе­дагогику, педагогику школы, педагогику высшей школы, андрагогику (педаго­гику взрослых).

Отраслью педагогической науки является и коррекционная педа­гогика, которая представлена самостоятельными областями: логопедия (изу­чает пути предупреждения и преодоления нарушений речи), сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обуче­ние и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых детей).

Сложились отрасли специальной педагогики: педагогика профессионального образования, военная педагогика, спортивная педагогика, педа­гогика перевоспитания правонарушителей.

Педагогика, ее идеи, теории и экспериментальные новации никогда не су­ществовали изолированно от других областей знания и культуры. Области педагогической действительности, изучаемые педагогикой (развитие, социа­лизация, воспитание, обучение, самовоспитание), одновременно имеют отно­шение к другим наукам: анатомии и физиологии, психологии развития, соци­альной психологии, культурологии и др. Но педагогика не может строить свою теорию, используя в готовом виде данные других наук, она должна раскрывать закономерности своего собственного предмета — образования как целостного педагогического процесса.

Педагогическое знание взаимодействует особым образом с каждой из обла­стей человековедения: философией, психологией, культурологией, социоло­гией, экономикой и др. «По горизонтали» и «на стыке» этих взаимодействий возникают новые междисциплинарные области знания: философия образова­ния, педагогическая психология, педагогическая аксиология, социология об­разования, экономика образования. А в самой педагогической науке форми­руется своеобразное интегрированное «проблемное поле», которое вызывает к жизни новые отрасли: социальную педагогику, педагогическую антропологию, педагогический менеджмент и др. Сегодня педагогика «втягивает» в свое тео­ретическое пространство этнографию и этнологию, семиотику и психолинг­вистику, телеологию и психоанализ, которые, безусловно, обогащают педаго­гическое знание.

Но этот процесс одновременно усложняет теоретические поиски самой пе­дагогики; возникает опасность «размывания» предмета педагогики, увеличи-

ТАБЛИЦА Теоретическое «поле» педагогики

вается количество различных подходов к одному и тому же педагогическому явлению. Например, воспитательная деятельность в современной педагогике понимается как «взаимодействие» с ребенком, как «сотрудничество» сним, как «управление» его развитием, как «педагогическая поддержка» самоорга­низации его личности, как «педагогическое сопровождение» в индивидуаль­но-личностной ориентации, как «проживание» педагогически организованной ситуации.

Иными словами, педагогика, как всякая живая наука, развивается неод­нозначно и противоречиво, переживая одновременно и процессы интегра­ции нового знания из смежных наук, и дифференциации своего теоретичес­кого «поля». Но, действуя в системе наук о человеке, педагогика использует принятые в человековедении фундаментальные модальности познания. Они отличаются различной степенью эксплицированности (предварительной сформулированности).

На уровне философского познанияпедагогика выстраивает характеристики основных понятий, исходных утверждений, выдвигает гипотезы и формули­рует закономерности образования как целостного педагогического процесса. В рамках определений философского знания в педагогике строится концепту­альная система теоретических положений или их критика.

Уровень гуманитарного познанияобеспечивает в педагогике тот информаци­онный материал, который получен в описаниях непосредственно наблюдаемого или пережитого. Материал детских сочинений, анкет, дневники наблюдений учителя, протоколы уроков и др. не содержат теоретических умозаключений, и только анализ и приведение в систему таких эмпирических данных откроет воз­можность построить суждение, оценить результат, обнаружить тенденцию.

Уровень социально-научного познанияв педагогике предполагает выделение инструмента познания (методов научно-педагогического исследования), вы­бор единиц изучения, правил анализа и обобщения информации. Объекты на­учного познания в педагогике конструируются из тех категорий, которые даны в систематическом описании, у которых объяснены структурные и динами­ческие состояния. В этом случае экспериментальные данные можно соотносить с реальными процессами.

К педагогике вряд ли применима оценка научных оснований в том смысле, в каком она применяется в математике или естественных науках. Научное по­знание педагогических явлений и процессов отличается высокой степенью реф­лексии. Исследователь-педагог нередко предлагает широкую интерпретацию полученных данных, но достоверность этих объяснений проверить трудно.

В системе наук о человеке педагогика не только воспринимает междисцип­линарные взаимодействия, но и сама оказывает серьезное влияние на другие области знания. Процессы, происходящие в современной педагогической науке, дают основание предполагать, что ее мощный гуманитарно-эвристический потенциал в скором времени даст о себе знать. И философия, и психология, и иные науки из области человековедения все больше и больше нуждаются в том технологическом компоненте (в возможности получать новое знание о чело­веке в специально организуемых образовательных системах), которым облада­ет именно педагогика.

Парадигмы педагогики

Глава 2

ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТЕ

Наши рекомендации