Предмет педагогической науки

Естественный исходный вопрос, который возникает при характеристике на­уки, — это вопрос о ее предмете, о той области реальности, которую она изучает и способы преобразования которой она ищет. «Педагогика» в переводе с грече­ского означает «детоведение» (paidos — дитя, ago — веду). Педагогами в Древней Греции называли рабов, сопровождавших детей своих хозяев в школу. Это бес­хитростное и почти бытовое понятие не случайно закрепилось в культуре и ста­ло наименованием одной из важнейших наук, изучающих человека. В понятии «педагогика» точно зафиксированы его главные смыслы: непосредственная бли­зость к ребенку, к развивающейся личности, «ведение» ее по трудным дорогам взросления к высотам культуры и сложностям социальной жизни.

Предмет педагогической науки — образование как целостный педагогический процесс,раскрыть который можно в характеристиках процессов, его составля­ющих: социализации, индивидуализации, воспитания, обучения, развития.

-------------------

3 Ушинский К. Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т. I. M, 1988. С. 162.

Слово «образование» этимологически связано со словом «образ»: образ Божий, человек как подобие Бога, совершенный образ человека («лик»), его личность. «Образование» — калька с немецкого слова Bildung. Корень bild обо­значает «образ», «нечто неопределенное», суффикс ung указывает на процессуальность (становление образа, обретение образа). Принято считать, что в русский язык это слово пришло благодаря известному журналисту и просвети­телю второй половины XVIII века Н. И. Новикову. Некоторые историко-педа­гогические источники указывают на то, что понятие «Bildung» широко исполь­зовал в своих сочинениях И. Г. Песталоцци и переводчики его работ на русский язык применили эту кальку с немецкого. Так или иначе, но понятие «образо­вание» получило широкое распространение в русской педагогической литера­туре с середины XIX века.

В европейской культуре под влиянием философии рационализма, успехов развития естественнонаучного знания и прогресса техники сформировался свой смысл понятия «образование». Образование понималось как передача и усвое­ние образца, то есть систематизированного знания, полученного и обоснован­ного науками, прежде всего естественными. Иными словами, образцы для жизни человека и общества задавала наука.

В современных европейских и североамериканских психолого-педагоги­ческих работах для обозначения самого понятия «педагогика» и понятий «об­разование», «воспитание» используется один термин — education. Значение здесь несет в себе латинский дериват educo, в котором приставка е- (ех-) ука­зывает на движение изнутри, а корень duco обозначает «я веду», «я вывожу». Смысл этого понятия ясно связан с отражением в англо-саксонской куль­туре архетипа «самости», самосовершенствования, самодвижения на пути к знанию.

На заре становления советской педагогики ее первые теоретики пытались связывать понятие «образование» с гуманистическими идеями всестороннего развития личности. Так, А. В. Луначарский (первый Нарком просвещения Со­ветской России) писал, что «когда народу приходилось определять, что дол­жен сделать из себя всякий человек и что должно сделать общество из него, то рисовалась картина возникновения из какого-то материала образа человече­ского. Образованный человек — человек, в котором доминирует Образ челове­ческий». (курсив наш. — И. Г.)4.

В последующие десятилетия советская педагогическая наука сузила поня­тие «образование», и оно стало обозначать «путь и результат обучения», то есть имело конкретный дидактический смысл. Именно он глубоко укоренился в массовом педагогическом сознании.

Зачем нужен такой выход в этимологию слова «образование», такой линг­вистический анализ? Науку определяют понятия, слова. Слово отражает не только смысл дефиниции, оно несет в себе то, что известный философ М. Мамардашвили считал «силой языка», которая предполагает «внутреннее действие над собой». Именно поэтому понятия всегда обозначают позицию автора, суть его концепции. Кроме того, лингвистический анализ слов помогает уточнить

------------------------

4 Луначарский А. В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 354.

«затертые» временем и конъюнктурным употреблением смыслы, а иногда убеж­дает вернуться к первородному, самому глубокому смыслу.

Современная педагогическая теория рассматривает по меньшей мере четы­ре аспекта содержательной трактовки образования:5

1) образование как ценность;

2) образование как система;

3) образование как процесс;

4) образование как результат.

1. Ценностная характеристика образованияпредполагает рассмотрение трех взаимосвязанных уровней:

□ образование как ценность государственная: образование является ин­теллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом госу­дарства, но необходимы специальные государственные механизмы, в частности материальная поддержка государственных образовательных учреждений, специальная кадровая политика, чтобы реально обеспечи­вать престиж образования в государстве;

□ образование как ценность общественная: разные слои общества видят ценности образования по-разному; зрелость гражданского общества определяется тем, насколько его представителям удается добиваться от государства решения проблем образования в пользу граждан, в интере­сах развития страны;

□ образование как ценность личности: качественное образование может стать решающим условием высокого уровня жизни человека, обеспечить реализацию его жизненных интересов и личностных способностей.

Только единство этих трех уровней создает в реальной жизни необходимую гармонию образовательных потребностей и образовательных возможностей.

2. Образование как система — это определенная, взаимосвязанная иерархия образовательных заведений, отличающихся по уровню и профессиональной на­правленности образования. Закон Российской Федерации «Об образовании» устанавливает систему государственного образования, состоящую из несколь­ких ступеней:

□ дошкольное образование — дошкольные образовательные учреждения;

□ общее образование — начальное общее (4-летняя начальная школа); основное общее (9-летняя общеобразовательная школа); среднее (пол­ное) общее (11-летняя общеобразовательная школа);

□ профессиональное образование: начальное профессиональное (профессио­нально-технические училища); среднее профессиональное (средние спе­циальные учебные заведения); высшее профессиональное (высшие учеб­ные заведения);

----------------

5 Гершунский Б. С. Философия образования для XX] века. М,, 2002; Запесоцкий А. С. Образование: Философия, культурология, политика. М., 2003; Добренькое В. И., Нечаев В, Я. Общество и образова­ние. М, 2003.

□ послевузовское профессиональное образование — аспирантура, ординату­ра, адъюнктура;

□ дополнительное образование — музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского и юношеского творчества, станции юных техников, юных натуралистов; институты и факультеты повышения ква­лификации.

Для оптимального функционирования системы образования важна не толь­ко определенная целостность и стабильность каждого звена системы, взаимо­связь и приемственность ее ступеней «по вертикали», но и динамичность развития, стремление к вариативности и способность гибко реагировать на из­менения образовательных потребностей и возможностей общества.

3. Образование как процесспредполагает качественные изменения, движе­ние от незнания к знанию, от неумения к мастерству, от непросвещенности к культуре. Это движение обеспечивается взаимодействием двух главных персо­нажей: педагога (воспитателя, учителя, мастера-наставника, профессора) и уча­щихся (школьников, студентов, аспирантов). Продуктивный путь организа­ции процесса образования состоит в том, чтобы учащиеся, освоив позицию объекта педагогического влияния, постепенно переходили на позицию субъек­та взаимодействия с педагогом.

Образование как процесс характеризуется рядом обязательных атрибутов:

□ специально организуемые педагогические цели и прогнозируемые резуль­таты образования;

□ содержание образования (необходимая информация и социальный опыт);

□ организационные формы процесса образования (индивидуальные, коллек­тивные, групповые);

□ средства образования: информационные (книги, учебные пособия, про­граммные продукты), средства наглядности, технические средства;

□ педагогические технологии — совокупность и система способов реализа­ции целей образования в конкретных педагогических условиях.

4. Образование как результатфиксирует уровень присвоения личностью цен­ностей, которые реализует процесс образования. «Лестницу» образовательных результатов условно можно представить так.

«Грамотность» — своеобразный «стартовый» уровень образования, кото­рый обеспечивает человеку возможность для дальнейшего продолжения обра­зования. В истории развития культуры уровень грамотности существенно ме­нялся: когда-то грамотным считался человек, способный читать Псалтырь и знающий четыре действия арифметики; в наши дни стартовый уровень в со­циальной жизни обеспечивает уже общее среднее образование.

Современное представление о грамотности включает три основные состав­ляющие: грамотность чтения, математическую грамотность и естественнона­учную грамотность. Так, например, грамотность чтения — это не просто тех­ника чтения, а способность учащегося осмысливать текст, анализировать его, давать собственную оценку предъявленной информации, умение соотнести

прочитанное со своим жизненным опытом и использовать его содержание в своей деятельности, а при наличии противоречивой информации — сформу­лировать гипотезу, аргументировать ее и сделать вывод. Существует даже авто­ритетное международное исследование достижений учащихся — PISA, кото­рое определяет уровень грамотности выпускников основной школы и по этим результатам дает оценку качества образовательной политики государств, об­разовательных систем отдельных стран и образовательных доктрин того или иного педагогического сообщества.

«Компетентность» — выражает способность человека накапливать, интег­рировать знания и опыт, переносить и использовать их в различных жизнен­ных ситуациях; уровень компетентности предполагает наличие развитой по­требности и навыков в области самообразования.

Компетентности нельзя научиться в прямом смысле слова. На уровне ком­петентности учащийся реализует знания и умения, являющиеся продуктом обучения, в решении учебных и жизненных проблем, и они становятся про­дуктом его социального опыта.

Уровень компетентности до недавнего времени считался неоспоримым ре­зультатом профессионального образования. Выпускник профессиональной школы (прежде всего, высшей) должен быть компетентным специалистом, способным сразу активно включиться в свою профессиональную деятельность, принимать верные производственные решения, поддерживать необходимый уровень квалификации, успешно заниматься самообразованием. В наши дни уже ставится вопрос об «общеобразовательной компетентности», о достиже­нии уровня компетентности в системе общего образования, прежде всего в про­фильной старшей школе.

«Образованность» характеризует достаточно широкий кругозор личности в различных областях жизни природы, общества и человека. При этом образо­ванный человек обязательно имеет область особого интереса в науке и культу­ре, он способен реализовывать свою индивидуальность в творчестве.

Обывательская оценка образованности нередко бывает связана с наличием у человека определенного диплома (лучше высшего учебного заведения или даже двух). Но жизнь не перестает доказывать, что диплом — не более чем государ­ственный сертификат об окончании того или иного учебного учреждения систе­мы образования, он прямо не фиксирует личностный уровень образованности.

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В современных работах по педагогике, особенно в учебниках и пособиях для учителей, популяризируется некая понятийная формула: «Образование = Обучение + Воспитание». Она совершенно не отражает настоящего содержа­ния этого педагогического феномена.

Образование — сложный и длительныйпроцесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя.Он, бесспорно, включает про­цессы воспитания и обучения, но одновременно предполагает социализацию и индивидуализацию личности, ее физическое, интеллектуальное, нравствен­ное, художественное развитие. Образованным можно назвать не просто человека «обученного», закончившего школу или вуз, а человека, готового к самостоятельному и ответственному действию на основе своего выбора в про­фессиональной деятельности, способного компетентно принимать решение в новых для себя условиях, преодолевать жизненные трудности и противоречия в интересах людей, добра, справедливости.

Образование, во-первых, предполагает социализациюличности.Это процесс адаптации личности к социуму, процесс усвоения человеком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и ду­ховной культурой и одновременно выработка собственного социального опы­та, своего стиля жизни.

В результате образования должна сложиться своеобразная готовность к жизни, способность действовать, принимать решения, различать добро и зло и выбирать свое место в этих нравственных оппозициях, строить отношения с разными людьми, находить необходимую информацию и успешно пользоваться ею. Иными словами, современный образованный человек должен быть хоро­шо социализирован.

Образование должно строиться с учетом этапов созревания и проявления сущностных сил человека, то есть с учетом его развития.«Развитие» — тради­ционная категория психологической науки, но без ее использования в харак­теристике целостного процесса образования возникает представление, что ре­зультат образования напрямую связан только с компетентностью и мастерством педагога, с эффективностью тех социально-педагогических условий, которые созданы в образовательной практике.

Опираясь на исследования отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. С. Мерлин, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн), в обоб­щенном виде развитие личности можно определить как совокупность процессов качественного изменения психической целостности человека: совершенствование функциональной готовности, формирование операционных систем психических новообразований, которые обеспечивают личности возможность относительно успешно решать свои жизненные проблемы.

Научно обоснованная периодизация возрастного развития позволяет обозна­чить закономерности смены ведущих видов деятельности, на которых строится весь процесс воспитания, социализации и обучения. Кроме того, современная психология развития значительно углубила представление о проявлениях основных новообразований личности на различных возрастных этапах, убедительно конк­ретизировала идею о своеобразии психической жизни ребенка каждого возраста.

Образование как целостный процесс включает в себя и подсистему процесса воспитания.Понятие «воспитание» принадлежит к числу наиболее многознач­ных понятий в педагогике. Русский фольклор, древние религиозные и философско-педагогические тексты свидетельствуют о том, чтопонятие «воспитание» обозначает один из древнейших архетипов русской культуры. Если обратиться к

ТАБЛИЦА (Возрастная периодизация развития по Л.С. Выготскому и Д.Б. Эльконину)

семантической природе понятия «воспитание», то легко установить основу «пи­тать» (синоним «кормить», отсюда «окормлять»). Слово с таким значением зак­репляет представление о том, что становление добра в человеке невозможно без воздействия извне, но воздействия доброго, сердечного, заботливого и ответ­ственного. Славянское православное толкование воспитания исключает слепое преклонение перед личностной самостью, отраженной в латинском educo.

В современной педагогике принято различать несколько смыслов понятия «воспитание»:

□ широкий социальный смысл — своеобразное воспроизводство обществом самого себя, целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта от старших поколений к младшим;

□ широкий педагогический смысл — управление развитием личности в усло­виях педагогически организованной игровой, познавательной, трудовой и художественной деятельности и общения воспитанников;

□ узкий педагогический смысл — процесс специально организованного пе­дагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, обеспе­чивающий формирование необходимых социальных представлений, морально-волевых качеств, опыта поведения.

Нетрудно заметить, что эти определения характеризуют «внешнюю» сторо­ну процесса воспитания, с позиции собственно педагогической деятельности. Но воспитание предполагает и глубокий «внутренний» план преобразований на личностном уровне. В таком смысле «воспитание» — это процесс изменения

мотивационно-ценностной системы личности воспитанника: освоение им ценно­стных отношений, обретение ценностного социального опыта. Поэтому воспи­тание является одним из главных путей организованной социализации. Вос­питание обеспечивает не только «выход в социум» (условия жизнедеятельности ребенка, его продуктивную деятельность и общение, освоение необходимых социальных представлений и навыков, которые способствуют нормальной со­циализации), но и «обретение себя» (процесс индивидуализации, становления собственного социального опыта, ценностных ориентаций). Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.

Воспитание происходит во всех видах деятельности, в которые включен ре­бенок, реализуется в его деловых и межличностных отношениях. Жизненные ценности не логически понимаются и запоминаются, а переживаются воспи­танником, «выходят» на уровень его потребностей, которые и будут опреде­лять поведение.

Образование предполагает формирование у личности достаточно широко­го кругозора по самым разным вопросам жизни природы, общества, человека. Именно поэтому образование всегда ассоциируется с обучением. Обучение— процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предмет­но-практической деятельности. Обучение связано, прежде всего, со специаль­но организованной познавательной деятельностью (учением), где человек имеет дело с информацией и искусственными знаковыми системами.

Для чего человека надо обучать? Наэтот вопрос еще в XVIIвеке ответил Я. А. Коменский: чтобы человек стал человеком! Эту же мысль в XX веке сделал принципом своей педагогической деятельности в разоренном войной селе Павлыш В. А. Сухомлинский: «Человек должен учиться, потому что он человек!»

Обучается ребенок с самого раннего возраста и самыми разными способа­ми: путем подражания в игре, в продуктивной деятельности (рисовании, кон­струировании, лепке и др.). Но важнейшее значение для образования имеет обучение в систематической познавательной деятельности, которая организу­ется в школе. Эта учебная деятельность принципиально отличается от других форм обучения вне школы: она обязательная, социально значимая и обществен­но оцениваемая.

Не может не обращать на себя внимание многозначность основных катего­рий, характеризующих предмет педагогики, их порой трудно «разводимые» взаимосвязи. Чем это определяется?

Во-первых, педагогика — наука из области человековедения, а в мире мало найдется явлений сложнее человека.

Во-вторых, педагогика, как одна из древних областей знания, «выросла» из весьма разнообразного духовного и практического материала. У ее истоков — тысячелетняя практика воспитания, этические и сословные традиции, дости­жения всех наук, изучающих человека, природу и общество.

В-третьих, пространство педагогической реальности меняется с изменени­ем бытия самого человека. Социокультурная ситуация начала XXI века ставит педагогику перед необходимостью проникать в такие области своего предме­та, которые требуют новых научных категорий и переосмысления уже суще­ствующих. Поэтому в научной периодике и на конференциях ученых-педагогов

не умолкают споры о самой главной научной проблеме педагогики — о сущно­сти ее предмета. Он фантастически сложен и в экспериментальном фиксиро­вании, и в теоретическом обосновании.

Любопытен пример того, как предмет педагогики воспринимается учены­ми из других областей науки. В одной из своих работ Ж. Пиаже рассказал о незабываемом случае, который произошел с ним: о встрече с А. Эйнштейном. Великий физик очень заинтересовался сообщением Ж. Пиаже о психолого-педагогических экспериментах с детьми, расспрашивал о деталях того, что де­лали его коллеги, педагоги-экспериментаторы. Прощаясь, А. Эйнштейн убеж­денно заявил, что исследования в педагогике неизмеримо сложнее того, чем занимается физика.

Наши рекомендации