Составление характеристики и заключения о характере дефекта
Для того чтобы составить общее мнение о ребенке, о нал: чии и характере дефекта, нужно подытожить все, что было ч< лучено во время обследования. Так, например, не следует судии о характере слуха ребенка, не имея представления о его интс.и лекте или эмоционально-волевой сфере, так как умственно си сталый ребенок даже при нормальном слухе может не реагирС вать на звуковые раздражители. Неправомерно также судш об уровне речевого развития ребенка, не выяснив степени и вр| мени потери слуха. Точно так же, как тяжелое поведение ребе|1 ка (нежелание вступить в контакт, непринятие задачи, отказ С работы, негативизм и др.) не может служить единственны! основанием для вывода о снижении его интеллекта, так же I недавно оглохшие дети, как правило, дают такие проявлен! при нормальном интеллекте.
Таким образом, для решения вопроса о направлении ребеш в тот или иной тип специального учреждения необходимо пр анализировать все те материалы обследования, на основан! которых составляется общая характеристика ребенка. Эта х! рактеристика является основанием для заключения о возмо)! ности и необходимости помещения ребенка в специален учреждение для глухих, слабослышащих или для детей с на шениями интеллекта.
Характеристика составляется после окончания обследован! в отсутствие ребенка и его родителей, но обязательно обследования следующего ребенка. В характеристике предсп лены следующие пункты:
I. Данные из истории развития ребенка, указывающие возможную причину, время возникновения дефекта и характер.
К таким, например, относятся данные о развитии прямот ния, отсутствии реакции на укачивание в коляске и т. п. Небо; шая задержка развития прямостояния, скомпенсированная 1 году 3—4 мес. (ребенок начинает держать голову в 3—4 мс
родить в 1 год 4 мес.), может сопутствовать раннему поражению Слуха; более значительная задержка развития прямостояния Может свидетельствовать о наличии умственной отсталости или дополнительных дефектов развития. Данные об отсутствии реакции на укачивание не на руках, а в коляске говорят о раннем поражении вестибулярного аппарата, сопутствующем нарушению слуха; данные о том, что ребенок лепетал только спонтанно, не днпал ответного лепета, могут быть показателем раннего поражения слуха и т. д.
II. Данные медицинского осмотра '.
III. Внешний вид ребенка.
IV. Характеристика и оценка игры.
V. Поведение и его оценка.
VI. Состояние слуха.
VII. Состояние речи.
VIII. Характеристика восприятия и интеллектуального раз-
| (11ПИЯ.
I.. Выводы.
.. Заключение.
Приводим примерные характеристики детей разного возраста |( розным характером дефекта. ' Сережа Г., 2 года 9 мес.
(.Данные из истории развития ребенка. Родители утверждают, что ребенок не говорит и не слышит. Снижение слуха было обнаружено, когда ребенку исполнился I год. Ребенок до года ничем не болел, однако развитие прямо-•» ния было задержано (голову держит с 4 мес., сидит с 8 мес.,
т с 10 мес., ходит с 1 года 3 мес.). Характер задержки пря-
'ояния типичен для ребенка с ранним или врожденным
1>кением слуха. На это же указывает отсутствие у Сережи щии на укачивание в коляске (ребенок не успокаивался до Пор, пока его не брали на руки). Ребенок гулил с 4 мес., но
'пого лепета у него не было.
. Диагноз психоневролога.
лпных за органическое поражение ЦНС нет. Интеллект — N.
I. Внешний вид ребенка.
полне благоприятный.
/. Характеристика и оценка игры.
роявляет стойкий интерес к игрушкам: длительно играет с
Г| игрушкой (возит машину, потом по подражанию возит в
куклу). Игрушки использует адекватно. Игра носит процес-
ьиый характер.
ынолняет игровые действия по подражанию.
.Поведениеиегооценка.
пимание. Внимание сосредоточивает на короткие промежут-
ремени, требует смены видов деятельности сразу же после
Днппые медицинского осмотра в этой работе не обсуждаются. Приводят-Лько диагнозы врача — психоневролога.
выполнения задания. Длительность сосредоточения и переклю чения внимания в пределах возраста.
Контактность. Легко и быстро устанавливает контакт, прояг, ляет в нем заинтересованность, сохраняет на протяжении всем обследования.
Реакция на одобрения и замечания. Адекватная.
Отношение к неудаче. Неудачу не оценивает. Для данно! возраста это является обычным.
Моторика, Сохранная.
Эмоционально-волевая сфера. Активный, послушный, добро желательный.
VI. Состояние слуха.
Проверка слуха проводилась с помощью выработки условно реакции. В процессе обследования несколько раз наступая моменты, когда ребенок переставал реагировать не только п. звуковые, но и на тактильные и вибрационные раздражител* (вибрацию стула, дутье). Однако после коротких перерыве»! мальчик вновь начинал четко реагировать на звуки.
Ребенок дает реакцию на звуки а, у, и, произнесенные голо сом повышенной громкости у его ушной раковины.