Глава III Составление характеристики и заключения о характере дефекта

Для того чтобы составить общее мнение о ребенке, о наличии и характере дефекта, нужно подытожить все, что было получено во время обследования. Так, например, не следует судить о характере слуха ребенка, не имея представления о его интеллекте или эмоционально-волевой сфере, так как умственно отсталый ребенок даже при нормальном слухе может не реагировать на звуковые раздражители. Неправомерно также судить об уровне речевого развития ребенка, не выяснив степени и времени потери слуха. Точно так же, как тяжелое поведение ребенка (нежелание вступить в контакт, непринятие задачи, отказ от работы, негативизм и др.) не может служить единственным основанием для вывода о снижении его интеллекта, так же и недавно оглохшие дети, как правило, дают такие проявления при нормальном интеллекте.

Таким образом, для решения вопроса о направлении ребенка в тот или иной тип специального учреждения необходимо проанализировать все те материалы обследования, на основании которых составляется общая характеристика ребенка. Эта характеристика является основанием для заключения о возможности и необходимости помещения ребенка в специальное учреждение для глухих, слабослышащих или для детей с нарушениями интеллекта.

Характеристика составляется после окончания обследования, в отсутствие ребенка и его родителей, но обязательно до обследования следующего ребенка. В характеристике представлены следующие пункты:

I. Данные из истории развития ребенка, указывающие на возможную причину, время возникновения дефекта и его характер.

К таким, например, относятся данные о развитии прямостояния, отсутствии реакции на укачивание в коляске и т.п. Небольшая задержка развития прямостояния, скомпенсированная к 1 году 3 – 4 мес. (ребенок начинает держать голову в 3—4 мес. ходить в 1 год 4 мес.), может сопутствовать раннему поражению слуха; более значительная задержка развития прямостояния может свидетельствовать о наличии умственной отсталости или дополнительных дефектов развития. Данные об отсутствии реакции на укачивание не на руках, а в коляске говорят о раннем поражении вестибулярного аппарата, сопутствующем нарушению слуха; данные о том, что ребенок лепетал только спонтанно, не давал ответного лепета, могут быть показателем раннего поражения слуха и т. д.

II. Данные медицинского осмотра (Данные медицинского осмотра в этой работе не обсуждаются. Приводятся только диагнозы врача — психоневролога.).

III. Внешний вид ребенка.

IV. Характеристика и оценка игры.

V. Поведение и его оценка.

VI. Состояние слуха.

VII. Состояние речи.

VIII. Характеристика восприятия и интеллектуального развития.

IX. Выводы.

X. Заключение.

Приводим примерные характеристики детей разного возраста с разным характером дефекта.

Сережа Г., 2 года 9 мес.

I. Данные из истории развития ребенка.

Родители утверждают, что ребенок не говорит и не слышит. Снижение слуха было обнаружено, когда ребенку исполнился 1 год. Ребенок до года ничем не болел, однако развитие прямостояния было задержано (голову держит с 4 мес., сидит с 8 мес., стоит с 10 мес., ходит с 1 года 3 мес.). Характер задержки прямостояния типичен для ребенка с ранним или врожденным поражением слуха. На это же указывает отсутствие у Сережи реакции на укачивание в коляске (ребенок не успокаивался до тех пор, пока его не брали на руки). Ребенок гулил с 4 мес., но ответного лепета у него не было.

II. Диагноз психоневролога.

Данных за органическое поражение ЦНС нет. Интеллект – N.

III. Внешний вид ребенка.

Вполне благоприятный.

IV. Характеристика и оценка игры.

Проявляет стойкий интерес к игрушкам: длительно играет с одной игрушкой (возит машину, потом по подражанию возит в ней куклу). Игрушки использует адекватно. Игра носит процессуальный характер.

Выполняет игровые действия по подражанию.

V. Поведение и его оценка.

Внимание. Внимание сосредоточивает на короткие промежутки времени, требует смены видов деятельности сразу же после выполнения задания. Длительность сосредоточения и перекл» чения внимания в пределах возраста.

Контактность. Легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, сохраняет на протяжении всего обследования.

Реакция на одобрения и замечания. Адекватная.

Отношение к неудаче. Неудачу не оценивает. Для данного| возраста это является обычным.

Моторика. Сохранная.

Эмоционально-волевая сфера. Активный, послушный, доброжелательный.

VI.Состояние слуха.

Проверка слуха проводилась с помощью выработки условной реакции. В процессе обследования несколько раз наступали моменты, когда ребенок переставал реагировать не только на звуковые, но и на тактильные и вибрационные раздражители, (вибрацию стула, дутье). Однако после коротких перерывов мальчик вновь начинал четко реагировать на звуки.

Ребенок дает реакцию на звуки а, у, и, произнесенные голосом повышенной громкости у его ушной раковины.

На голос разговорной громкости и шепот не реагирует.

VII. Состояние речи.

Устной речи не понимает. Сам дает голосовые реакции в процессе игры, деятельности и общения со взрослыми. Жесты понимает. Сам пользуется указательным жестом, жестом просьбы и изобразительными (просит пить, изображает клубок ниток).

VIII. Характеристика восприятия и интеллектуального развития.

Матрешка двухсоставная: задание принял, действовал адекватно. Сложил матрешку правильно.

Пирамидка: задание принял, сложил без учета величины, Действовал адекватно. Не обучился.

Парные картинки: задание принял, но сначала его не понимал – подражал действиям взрослого. Обучился, осуществлял выбор из двух картинок. Выполнил данное задание после обучения.

IX. Выводы.

Уровень игры, восприятия, характер решения интеллектуальных заданий, адекватное поведение свидетельствует о нормальной интеллекте и хорошем уровне развития. Несмотря на то что Сережа не научился складывать пирамидку с учетом величины, это снижает общей оценки его уровня и возможностей, так как выходит за пределы того, что допустимо в его возрасте.

Поскольку мальчик с нормальным интеллектом реагирует только на голос повышенной громкости, не ощущая голое обычной разговорной громкости, не понимает элементарной речи, сам пользуется лишь голосовыми реакциями, он должен быть отнесен к глухим с остатками слуха.

X. Заключение. (Все заключения составляются комиссией на основании диагнозов психоневролога, отолоринголога и данных психолого-дедагогического обследования).

Состояние слуха: глухой с остатками слух Состояние устной речи: речи нет. Интеллект: нормальный.

Рекомендуется обучение в специальном дошкольном учреждении для глухих детей.

Наташа Л., 3 года 5 мес.

I. Данные из истории развития ребенка.

По словам родителей, ребенок ничего не слышит и не произносит слов, хотя активно лепечет. У матери были преждевременные роды (ребенок родился 7-месячным; весила 2000 г.). Роды были быстрые, ребенок родился в асфиксии. На первом году у ребенка один раз повысилась температура до 40°; получил много антибиотиков (в том числе стрептомицин). Потерю слуха заметили, когда ребенку было около года. Все раннее развитие очень задержано (голову держит с 5 мес., сидит с 1 года 2 мес.). По словам матери, девочка всегда была очень пассивна, развивалась иначе, чем другие: не улыбалась, не плакала, не «агукала». Отсутствие ранней компенсации развития не типично для ребенка с понижением слуха.

II. Диагноз психоневролога.

Резидуальное органическое, поражение ЦНС. Олигофрения?

III. Внешний вид.

Не вполне благоприятный: лицо невыразительное, иногда высовывает язык.

IV. Характеристика и оценка игры.

Самостоятельной игры не организует; интерес к игрушке проходит, как только получает ее в руки. В совместную игру со взрослыми не включается.

V. Поведение и его оценка.

Внимание. Очень неустойчивое при выполнении обоих видов деятельности. Быстро истощается, отказывается от выполнения иного задания, требует переключения на другой вид деятельности. Длительность сосредоточения внимания не более двух минут; частые переключения с объекта на объект.

Контактность. В контакт вступает не сразу. Не проявляет заинтересованности в контакте со взрослыми. Реакция на одобрение. Адекватная.

Реакция на замечание. Нет.

Отношение к неудаче. Неудачу не оценивает. В этом возрасте отсутствие оценки неудачи является допустимым.

Моторика. Сохранная.

Эмоционально-волевая сфера. Девочка активная, растормошенная, трудно подчиняется взрослому, неэмоциональная.

VI. Состояние слуха.

Проверить слух с помощью выработки условной реакции не удалось. Обследование проводилось во время рисования.

Девочка четко реагирует на звучание барабана (до трех метров); на голос повышенной громкости поворачивает голова лишь в том случае, когда обследователь произносит слог пу непосредственно у ее ушной раковины. Ни на голос разговорной громкости, ни на шепот не реагирует.

VII. Состояние речи.

Устной речи не понимает. Пользуется голосом. Жесты понимает очень ограниченно. Сама пользуется указательным жестом.

VIII. Характеристика восприятия и уровня интеллектуального развития.

Матрешка двухсоставная: задание приняла, действовала адекватно.

Матрешка трехсоставная: задание приняла, действовала неадекватно, в процессе обследования не обучилась.

Пирамидка: задание приняла действовала адекватно, сложила без учета величины. Данный способ действия является допустимым.

Парные картинки: задания не поняла. Выбор не осуществляет.

«Почтовый ящик»: задание приняла. Действовала путем силы, не обучилась в процессе работы. Это является плохим показателем.

Конструирование из кубиков по подражанию: сначала задание приняла, но быстро отказалась и начала строить по собственному желанию (вышла из подчинения).

Разрезная картинка из двух частей: задание приняла, не справилась.

Разрезная картинка из трех частей: от выполнения задания отказалась.

IX. Выводы.

Уровень игры и поведения в неорганизованной деятельности, характер внимания сами по себе могут расцениваться как показатели снижения интеллекта или отставания в развитии. Низкие для данного возраста способы, которыми девочка пользуется при проверке уровня ее восприятия и интеллектуального развития, подтверждают снижение интеллекта. Об этом же говорит отсутствие обучаемости в процессе обследования. Девочка реагирует только на звучание барабана и голоса повышенной громкости, следовательно, она глухая. Дано задание родителям.

X. Заключение.

Состояние слуха: глухая.

Состояние речи: речи нет.

Интеллект: снижен (?).

Согласно «Положению», девочка может быть направлена в специальное дошкольное учреждение для глухих детей только при наличии диагностической группы. Рекомендуется повторное обследование через год.

Света Ч., 5 лет 1 мес.

I. Данные из истории развития ребенка.

По словам родителей, девочка не слышит и не говорит. У матери был токсикоз первой половины беременности. У ребенка врожденный правосторонний гемипарез. Потерю слуха обнаружили, когда девочке было 5 месяцев. Девочка имела тяжелую задержку развития прямостояния, не характерную для детей c нарушениями слуха; держать головку и сидеть начала на втором году, стоять — в 2 года, ходить в 2 года 4 мес. Девочка не лепетала и очень рано начала пользоваться жестами. Рано стала опрятной.

II. Диагноз психоневролога.

Остаточные явления церебрального паралича. Интеллект в ределах N.

III. Внешний вид.

Благоприятный, хотя девочка волочит правую ножку.

IV. Характеристика и оценка игры. Проявляет к игрушкам стойкий избирательный интерес – предпочитает кукол. Игра процессуальная, без элементов сюжета, что может указывать на некоторое отклонение в развитии.

V. Поведение и его оценка.

Внимание. Достаточно устойчивое в обоих видах деятельности. Длительность сосредоточения и переключение внимания вполне удовлетворительные (может выполнять задание без истощения в течение семи – восьми минут).

Контактность. Контактна, легко вступает в контакт и сама его поддерживает. Заинтересована в контакте во время выполнения заданий.

Реакция на одобрение и замечание. Адекватная.

Отношение к неудаче. Неудачу не оценивает. В таком возрасте это не является типичным.

Моторика. При ходьбе девочка приволакивает правую ножку; недостаточно координированные движения правой руки, поэтому Света предпочитает действовать левой рукой.

Эмоционально-волевая сфера. Девочка активная, работает с удовольствием, послушная, приветливая, ласковая.

VI. Состояние слуха.

Обследование проводилось с помощью выработки условной реакции на звук. Девочка реагирует лишь на голос повышенной громкости у ушной раковины (справа и слева).

VII.Состояние речи.

Устной речи не понимает. Сама пользуется голосом и лепетом. Иногда лепет отнесенный: корову называет у, собаку – пу, девочку – ляля, цыплят – пэ-пэ-пэ (все эти слова девочка артикулирует без голоса). Жесты понимает. Сама активно пользуется изобразительными жестами (показывает, как мыть руки, как сыпать корм курам; изображает человека в очках).

VIII. Характеристика восприятия и уровня интеллектуального развития.

Матрешка трехсоставная: задание приняла, действовала адекватно. Пользовалась самым совершенным способом— зрительным соотнесением.

Матрешка четырехсоставная: задание приняла, действовала адекватно, но пользовалась менее совершенным способом— прибегала к примериванию. При складывании трех-четырех-составных матрешек обнаружен хороший уровень.

Матрешка шестисоставная: задание приняла, начала производить неадекватные действия, а затем перешла к пробам. Этот способ действия характерен для детей более младшего возраста.

Пирамидка: задание приняла, действовала адекватно, но сложила без учета величины. Обучилась и стала действовать путем примеривания.

«Почтовый ящик»: сначала или прибегала к силе, или действовала путем проб; второй раз сложила самостоятельно при зрительном соотнесении, т.е. обучилась.

Конструирование по образцу: самостоятельно анализирует образец и действует при зрительном соотнесении.

Разрезная картинка из трех частей: сложила путем проб, что является примитивным способом.

Разрезная картинка из пяти частей: не справилась.

Включение в ряд: не давалось, так как Света не сложила картинку из пяти частей и не всегда пользовалась самыми высокими способами.

Невербальная классификация: после двух поправок вычленила принцип и сгруппировала картинки по существенному признаку.

Счет: дифференцирует один и много, соотносит палочки в пределах трех. Счетные операции не производит.

IX. Выводы.

Этот ребенок имеет сложный характер дефекта: нарушение моторики и снижение слуха. Отсюда и нетипичный для глухого ребенка характер развития. У девочки сохранились моторные нарушения (плохая координация движений), имеется некоторое отставание в развитии: в игре отсутствуют элементы сюжета; не оценивает неудачу; в ряде случаев до обучения при выполнении заданий пользуется примитивными способами (пирамидку сложила без учета величины, шестисоставную матрешку путем проб, не могла сложить картинку из пяти частей, при проталкивании фигур в «почтовый ящик» сначала пыталась действовать силой). В то же время есть ряд показателей, которые говорит о том, что все описанное выше свидетельствует об отставании в развитии, а не о снижении интеллекта: при очень большой задержке раннего развития ребенок рано начал пользоваться жестами, был опрятен; поведение девочки вполне благоприятно (она показала устойчивое внимание, заинтересованность в контакте); осуществила невербальную классификацию, справилась с заданием по счету; очень существенной является хорошая обучаемость девочки в ходе всего обследования, ее быстрые переходы к более высоким способам выполнения задания. Можно предположить, что отставание в психическом развитии ребенка обусловлено задержкой физического развития, расстройством моторики, а также отсутствием необходимых условий для правильного воспитания ребенка. В силу того что у Светы наблюдается легкая степень расстройства моторики, которая не мешает ей самостоятельно передвигаться и полностью себя обслуживать, этот дополнительный дефект не может служить препятствием для направления девочки в специальное дошкольное учреждение. Света глухая, так как реагирует только на голос повышенной громкости.

X. Заключение.

Состояние слуха: глухая.

Состояние речи: речи нет.

Интеллект: нормальный.

Рекомендуется обучение в специальном дошкольном учреждении для глухих детей или в дошкольной группе при школе глухих детей.

Саша Б., 3 года 10 мес.

I. Данные из истории развития ребенка.

Мать и бабушка ребенка (со стороны матери) плохо слышат. У матери были отеки во второй половине беременности. Роды преждевременные (ребенок семимесячный), сухие, быстрые. Восемь раз у ребенка была асфиксия, лежал в кислородной палатке. В возрасте 1 месяца перенес пневмонию и получил большие дозы пенициллина и стрептомицина, то же самое повторилось в 4 – 4,5 мес. Спонтанный лепет появился в 4 мес., ответный лепет в 9 месяцев.

II. Диагноз психоневролога.

Рассеянная неврологическая симптоматика. Интеллект в пределах N.

III. Внешний вид.

Благоприятный.

IV. Характеристика и оценка игры.

Интерес к игрушкам избирательный, стойкий. Игрушки использует адекватно. Игра процессуальная; в постройке имеются элементы сюжета. Однако постройка не «обыгрывается». После обучения производит сюжетные действия.

V. Поведение и его оценка.

Внимание. При выполнении обоих видов деятельности внимание достаточно устойчивое с хорошим переключением (при выполнении одного задания может дать сосредоточение внимания по 5 – 7 мин., не истощаясь). Это является хорошим показателем.

Контактность. Охотно подчиняется и поддерживает контакт со взрослыми.

Реакция на одобрение и замечание. Адекватная.

Отношение к неудаче. Неудачу оценивает и исправляет ошибку.

Моторика. Удовлетворительная. Мелкие движения недостаточно координированные, не очень ловкие. Левой рукой действует несколько активнее.

Эмоционально-волевая сфера. Активный, эмоциональный,. послушный, ласковый, робкий, не уверенный в себе. Нуждается в одобрении. Организованный. Темп деятельности замедленный.

X. Выводы.

На основании истории раннего развития ребенка можно сделать заключение о врожденном или очень раннем характере поражения слуха. Уровень игры ребенка находится в пределах возрастной нормы. Поведение мальчика очень благоприятное: достаточно длительное сосредоточение внимания, подлинная контактность, наличие оценки неудачи. Поскольку ребенок реагирует на голос разговорной громкости на расстоянии 30 см от обследователя, он является слабослышащим. Не противоречит этому и почти полное отсутствие у ребенка самостоятельной устной речи; причиной этого может быть и раннее поражение слуховой функции, и степень ее поражения (ребенок может воспринимать речь окружающих людей только на очень близком расстоянии). Лишь в последнее время мальчик начал самостоятельно произносить несколько слов. Уровень развития восприятия и интеллекта весьма высокий: мальчик выполняет все задания способами, которыми обычно пользуются необученные глухие и слабослышащие дети более старшего возраста (4 – 5 лет), а также может выполнять задания, которые не всегда доступны детям его возраста.

X. Заключение.

Состояние слуха: слабослышащий.

Состояние речи: произносит несколько лепетных слов.

Интеллект: нормальный.

Рекомендуется обучение в специальном дошкольном учреждении или группе для слабослышащих дошкольников.

Миша Н., 6 лет 2 месяца

I. Данные из истории развития ребенка.

Ребенок из близнецовой пары (второй ребенок с нормальным слухом), старшая сестра – глухая. У матери были быстрые роды. Ребенок перенес дифтерию, хроническую пневмонию второй степени, получил большое количество антибиотиков, в том числе стрептомицина (после года). В 2 года 3 мес. болел корью и ветрянкой, в 5 лет 10 мес. – коклюшем.

II. Диагноз психоневролога.

Очаговой симптоматики не выявлено. Интеллект—N.

III. Внешний вид.

Благоприятный.

IV. Характеристика и оценка игры.

Проявляет интерес к игрушкам, но он не очень стойкий. Игрушки использует адекватно. В постройке имеются элементы сюжета; в основном же игра процессуальная. Уровень игры несколько снижен.

V. Поведение.

Внимание. В организованной деятельности внимание более устойчивое (дает сосредоточение до 5 – 7 мин. при выполнении одного задания). В неорганизованной деятельности наблюдается частое переключение внимания.

Контактность. Очень контактный. Реакция на одобрение и замечание. Адекватная. Отношение к неудаче. Неудачу оценивает, исправляет свою ошибку.

Эмоционально-волевая сфера. Активный, спокойный, послушный, доброжелательный, приветливый, застенчивый.

VI. Состояние слуха.

При проверке слуха ребенок повторял слова, произносимые педагогом. Мальчик различает слова, произносимые голосом разговорной громкости, на расстоянии 3 м. Слова, сказанные шепотом, воспринимает лишь у ушной раковины слева.

VII. Состояние речи.

Имеется понимание устной речи: отвечает на вопросы «Кто нарисован на картинке? Что это? Где сидит девочка? Что делает большой мальчик?» Выполняет инструкции, данные в словесной форме: «Положи мяч под стол», «Положи машину на пол» и т. п. Самостоятельно пользуется фразовой речью, хотя количество фраз ограничено: «Девочка играет», «Собачка бежит», «Маленькая девочка плачет». В речи много аграмматизмов и фонетических искажений: пользуется единственным числом существительных и глаголов вместо множественного числа; не согласовывает прилагательные и глаголы с существительными в роде и числе; имеются сигматизмы, горловое р. Жесты понимает, он сам ими не пользуется.

VIII. Характеристика восприятия и интеллектуального развития.

Матрешка четырехсоставная: задание понял не сразу (начал собирать матрешек попарно). После замечания выполнил задание со зрительным соотнесением.

Матрешка шестисоставная: собрал также со зрительным соотнесением.

«Почтовый ящик»: выполнил задание очень быстро, пользуясь зрительным соотнесением.

Разрезная картинка из трех частей: сложил сразу же при зрительном соотнесении.

Разрезная картинка из пяти частей: при выполнении этого задания перешел к пробам. Этот способ складывания картинок из пяти частей в данном возрасте допускается.

Включение в ряд: включил матрешек в ряд при зрительном соотнесении.

Невербальная классификация: действовал адекватно, вычленил принцип обобщения после двух предъявлений.

Счет: соотносит палочки, производит счетные операции в пределах трех, что свидетельствует о хорошем уровне развития.

IX. Выводы.

История раннего развития мальчика свидетельствует о том, что снижение слуха у него произошло или до рождения или в самом раннем возрасте. Поведение мальчика благоприятное. Мальчик не сразу понял смысл задания с матрешкой. Все остальное ребенок выполнял абсолютно адекватно; со всеми заданиями справился; пользовался наиболее совершенными способами. Мальчик слабослышащий, так как воспринимает слова, произнесенные голосом разговорной громкости на расстоянии 3 м восприятие шепота носит ограниченный характер. Об этом свидетельствует и уровень его устной речи – она типична для слабослышащего ребенка.

X. Заключение.

Состояние слуха: слабослышащий.

Состояние речи: произносит много отдельных слов и простые фразы с грамматическими и фонетическими искажениями.

Интеллект: нормальный.

Рекомендуется обучение в дошкольной группе при школе для слабослышащих детей.

Ира Е., 5 лет 6 мес.

I. Данные из истории развития.

По словам матери, у ребенка нет речи. Ребенок от четвертой беременности (первая беременность закончилась нормальными родами, ребенок хорошо развивается; вторая беременность была прервана медицинским абортом, третья беременность – самопроизвольный выкидыш). У матери был токсикоз во время всей беременности, беременность с сохранением. Роды в срок, но длительные, так как было ягодичное предлежание; ребенок родился в асфиксии, но закричал быстро. Ничем не болел. Задержка развития прямостояния: головку держит, с 5 мес., сидит с 10 мес., стоит с 1 года 6 мес., ходит с 2 лет 3 мес. Лепет появился очень поздно (около 8 мес.). Девочка плохо жует пищу. До сих пор не одевается самостоятельно. На горшок просится.

II. Диагноз психоневролога.

Внутриутробное поражение ЦНС. Олигофрения? Остаточные явления спастического тетрапареза. Псевдобульбарный парез.

III. Внешний вид.

Неблагоприятный. Лицо невыразительное, маскообразное, временами бессмысленная улыбка, слюнотечение.

IV. Характеристика и оценка игры.

Интереса к игрушкам не проявляет. С игрушками никак не действует. Берет в руки и тут же ставит для того, чтобы взять в руки следующую, которую тут же швыряет, и т. д. Нет даже уровня манипуляции, что в этом возрасте может указывать на значительное отставание в развитии или снижение интеллекта.

V. Поведение.

Внимание. Самостоятельной деятельности не организует:

самостоятельные действия сводятся к перескакиванию с объекта на объект, по мере того как они попадают в поле ее зрения. В организованной деятельности под большим нажимом взрослого ее можно заставить сосредоточиться максимум на 1,5 мин. (летучее внимание).

Контактность. Фактически контакта не устанавливает.

Реакция на одобрение. На одобрение не реагирует.

Реакция на замечание. Негативирует, делает назло (что свидетельствует о том, что смысл замечания понимает).

Отношение к неудаче. Неудачу не оценивает.

Моторика. Походка неустойчивая, движения плохо координированные, неточные (промахивается), нецелесообразные. Двигательное беспокойство.

Эмоционально-волевая сфера. Активная, расторможенная, возбужденная. Агрессивна (при замечании толкает взрослого, бросает в него игрушки). Смеется без повода, поведение временами неадекватное. Избалована.

VI. Состояние слуха.

При проверке слуха девочка показывала картинки, названия которых произносил обследователь. Воспринимает слова, произнесенные шепотом на расстоянии 6 м и более.

VII. Состояние речи.

Имеется ограниченное понимание устной речи: выполняет действия по инструкции («Покажи глазки», «А где у меня глазки?», «Покажи нос, покажи уши, покажи косички и бант»). Самостоятельно пользуется голосом и нечленораздельным лепетом. Жесты понимает, но не всегда; элементарно пользуется ими.

VIII. Характеристика восприятия и интеллектуального развития.

Матрешка трехсоставная: задание приняла, сложила методом проб.

Матрешка четырехсоставная: задание приняла, действовала неадекватно. Самостоятельно сложить матрешку не смогла. Не обучилась. Неадекватность в складывании четырехсоставной матрешки ребенком старше 5 лет может говорить об отставании в развитии. В связи с этим шестисоставная матрешка девочке не давалась.

Пирамидка: сложила без учета величины.

«Почтовый ящик»: в основном действовала силой, иногда переходя к пробам. Эти способы крайне несовершенны для данного возраста. Не обучилась. Во время обучения не понимала ни устной, ни жестовой инструкции.

Конструирование по образцу: анализа образца не осуществляет ни самостоятельно, ни с помощью взрослого. Не обучается.

Поскольку девочка показала крайне низкие результаты при выполнении предложенных заданий, ей не предлагались складывание разрезных картинок, невербальная классификация и счет. Вместо этого ей был предложен выбор парных картинок по образцу. Девочка выбора не осуществила, накладывала все картинки друг на Друга (стопкой), что является неадекватным действием.

IX. Выводы.

В раннем развитии ребенка обращает на себя внимание характер задержки развития прямостояния, нетипичный для умственно полноценного ребенка со снижением слуха. Задержка прямостояния у глухого или слабослышащего компенсируется обычно к 1 году 3 мес. – 1 году 4 мес. Ира начала ходить в 2 года 3 мес. В 5 лет 6 мес. девочка еще плохо жует пищу, не одевается самостоятельно, что также не характерно для умственно полноценных детей. О возможном снижении интеллекта говорят также неблагоприятный внешний вид ребенка (бессмысленная улыбка, слюнотечение), низкий уровень игры, очень плохое внимание, отсутствие самостоятельной деятельности, отсутствие реакции на одобрение. Девочка не оценивает неудачу. Девочка агрессивная, расторможенная, неадекватная в поведении. В целом поведение очень трудное. У девочки сохранный слух (она воспринимает шепот на расстоянии более 6 м), однако при этом она совершенно не имеет самостоятельной речи (не произносит не только фраз, но и отдельных слов). Девочка понимает жест, так же как и устную речь, лишь в ограниченной ситуации.

Все задания девочка принимает, так как не оценивает своих возможностей; однако при их выполнении либо действует неадекватно, либо пользуется чрезвычайно низкими способами. В целом проверка сенсорной и интеллектуальной сферы, так же как и все< данные обследования, указывает на снижение интеллекта.

X. Заключение.

Состояние слуха: слух сохранный.

Состояние устной речи: имеется ограниченное понимание обращенной речи, самостоятельная речь отсутствует.

Интеллект: снижен.

Рекомендуется обучение в дошкольном учреждении для детей с нарушениями интеллекта.

На комиссию часто направляются дети, у которых снижение интеллекта сочетается со снижением слуха. По «Типовому положению о дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха» дети с дефектами слуха при снижении интеллекта направляются в учреждения или группы для детей с дефектами слуха при сниженном интеллекте.

При обсуждении результатов обследования детей следует отграничивать дефекты слуха и их последствия от речевых дефектов при сохранном слухе, т. е. разграничивать глухоту и тугоухость, с одной стороны, и различные виды алалий (сенсорную, моторную и сенсомоторную) – с другой. Наиболее часты в практике случаи смешения тугоухости и алалии, так как слабослышащие дети, имеющие незначительное снижение слуха, могут в определенных условиях производить впечатление детей с сохранным слухом. В то же время алалия – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первичной сохранности умственных способностей .

Необходимо также дифференцировать речевые и интеллектуальные нарушения.

В данной работе не обсуждаются медицинские противопоказания к направлению в дошкольные учреждения для детей с недостатками слуха и нарушениями интеллекта (эпилепсия, тяжелые соматические заболевания, психические заболевания и др.), а лишь показания и противопоказания, которые могут быть выявлены в процессе психолого-педагогического обследования.

Наши рекомендации