А. наблюдение за игрой и поведением

м'домамие начинается с выявления уровня развития игры. Целью ребенку предоставляется возможность выбрать и действовать с ними. Игра происходит за маленьким , Мели ребенок не начинает играть самостоятельно, то Одерживается один из обследователей и пытается втя-'ру, предлагая разные игрушки и побуждая играть ими. 'фослый дает ребенку в руки куклу и предлагает для •ду. кровать с постельными принадлежностями, столик I гл'лп ребенок начинает играть сам, взрослый не вмеши-|'го игру. Если же ребенок не начинает игры с куклой, починает ее кормить, а затем просит ребенка это про-||МН', 44). Если ребенок, «покормив» куклу, не продол-ы, млрослый начинает одевать куклу или укладывать , нтнптая его в совместную деятельность. Как только I починает действовать с игрушками самостоятельно, |П прекращает вмешательство в его игру. Чтобы органи-нгру ребенка или втянуть его в совместную игру, взрос-|/Ц«Ч1 делать это очень эмоционально. Для создания игро-умцин и.'фослый прибегает к выразительным жестам: при-иллец к губам, когда кукла «спит», грозит ей, если гест», сочувствует, если ей «горячо» или «больно». мок но проявляет интереса к игре с куклой, взрос-т машину несколькими кубиками, перевозит их на И другую часть столика, выгружает и начинает делать , Мри этом он предлагает ребенку принять участие в '|нел1,стис. Если ребенок начинает действовать сам, Передаст инициативу в его руки. Если это не вызывает дейетиий со стороны ребенка, взрослый продолжает

действовать совместно с ним. Он строит ворота, дорогу, провозит по дороге через ворота машину и предлагает ребенку проделать то же самое (рис. 46—47). Если ребенок просто механически! повторяет действия взрослого, ничего не привнося от себя, взрос-Г лый сажает в эту машину маленькую куклу и катает ее по до-1 роге. В этом случае, если ребенок не разнообразит игры саы,Г можно привезти кубики к воротам и начать строить около них! забор и дом с лесенкой и скамейками. На основе этой постройки! взрослый производит игровые действия с куклой: кукла ходит п<г дороге, взбирается на лесенку, прыгает с нее, садится на мейку. Можно взять тарелку с ложкой (или чашку с ложкой)] предложить их ребенку и посмотреть, что он с ними будет делатц[ (рис. 44).

Если ребенок начинает играть сам (хотя бы производит са-| мне простые повторяющиеся действия), то некоторое время вмг-| шиваться в его игру не следует.

В том случае, если игра ограничивается только этими просты-1 ми манипуляциями, то минут через десять ребенку следует пред-] ложить произвести по подражанию несколько простых игровых действий (как описано выше).

По окончании игры все игрушки убираются из поля зрения ребенка (их ставят на вспомогательный стол и чем-либо прикрыв вают).

Запись наблюдений за игрой и поведением ребенка ведется следующим образом:

Дата _________________________________ Фамилия, имя, возраст ребенка _________________ Внешний вид ребенка (если внешний вид ребенка ничем отличается от нормы, пишется, что вид благоприятный).

В качестве отклонений от нормального, благоприятного ви отмечаются: невыразительное, маскообразное, амимичное лица наличие асимметрии и диспластичности; отсутствие фиксации взО ра, блуждающий взор; слюнотечение, высунутый язык; косоглз! зие, позы; неправильная форма, величина головы, несращениС верхней губы, небная щель. В некоторых случаях наличие одногЛ из этих дефектов, например косоглазия, не снимает общего блп| гоприятного впечатления от внешнего вида ребенка: но дефск| должен быть зафиксирован для дополнительного обследован ни ребенка окулистом (проверить остроту и поле зрения). В такш| случаях пишется: «Вид благоприятный. Имеет косоглазие».

Отклонения от нормального, благоприятного вида могут ука| зывать на наличие дефектов, не связанных со снижением слух| (снижение интеллекта, дизартрия, ринолалия и др.), или сопут ствующих дополнительных дефектов.

Игра. Во время наблюдения за игрой фиксируются следующи моменты:

Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, избирательный интерес (перечислить, какие берет для игры). Нисколько этот интерес стоек (длительно ли занимается игрушкой или переходит от одной к другой; длительно ли '• играет игрушками или они быстро ему надоедают и он ицаот игру).

Адекватно ли употребление игрушек. (Имеется в виду ис-1МИМИС- предмета в соответствии с его назначением.) Говоря итатном использовании предметов, мы имеем в виду не чаи, когда ребенок при отсутствии необходимого для игры рта использует вместо него (в его функции) другой, ска-уГшк вместо мыла, палочку вместо пипетки. Под неадек-м использованием предмета подразумеваются нелепые, не »М||И! логикой игры или качеством предмета действия с иным предметом. Например, неадекватными дейст-ммлшотся укачивание игрушечного стула при наличии ли попытка поместить игрушечный диван в игрушечный

К мкои характер игры (в этом пункте подробно записывает-мспно делает ребенок с каждой из игрушек). У аномаль-и мм можем, как правило, наблюдать три типа действий: пню, процессуальную игру и игру с элементами сюжета. пцляцией мы понимаем такие действия с предметом, ко-япляются специфически игровыми и характерными для амия данного предмета. Это, как правило, действия шапия, постукивания, поворачивания, перекладывания руки в другую и т. д. Примером манипуляции могут постукивание кубиком о стол, перевертывание машины ид процессуальной игрой мы понимаем осуществление Н'и'тний, не направленных на более отдаленный (конеч-рультат. При этом само по себе выполнение действий до-ребенку удовольствие и поэтому может производиться Мтпо. Примером процессуальных действий может слу-ромождение кубиков друг на друга (без замысла что-то ), бесцельное катание машины (рис. 44), повторяю-1кол1,ко раз подряд одевание и раздевание куклы. Игра Гимн сюжета отличается от процессуальной игры боль-•слпшостью и целенаправленностью. При этом исчезает ост1, действий. Например, одев куклу, ребенок не начи-|у же ее раздевать, а откладывает в сторону или совер-гри другие действия, скажем, кормит ее. Если он грузит Куликами, то затем выгружает их для того, чтобы что-то I И тмот машину за новой «порцией».

рсГммюк не играет, это не говорит о каких-либо откло-П по развитии. Ребенок может не играть из-за присутст­ия .'модой, перемены обстановки и т. д. Показательным \и1>(1ктер игры, которую развертывает ребенок. Если |р<>м шодит связанные между собой, последовательные

сюжетные действия с игрушками, правильно и разнообразно ис­пользует игрушки, это говорит в пользу его интеллекта и уровни! развития. Если ребенок не развертывает сюжетной игры, ш| правильно использует игрушки по назначению, производя с ними! процессуальные действия, то для ребенка 3—4 лет это также! является нормальным. У детей старше 4 лет это уже может ука зывать на отклонения в развитии. У этих детей уровень манипу­ляции указывает на значительное отставание в развитии. Не­адекватное же использование игрушек, сбрасывание их на пол,! сосание игрушек должно, безусловно, насторожить обследоватс лей, так как может, при учете других показателей, указыва'п,| на снижение интеллекта.

Внимание (фиксируется при выполнении самостоятельной организованной взрослым деятельности).

1) Длительность сосредоточения внимания. В условиях сво.| бодной игры отмечается, насколько длительно ребенок играет каждой из выбранных им игрушек, развивает ли игру с несколЬ' кими игрушками в определенной последовательности. В условиях работы по заданиям взрослого (при исследовании слуха мето-| дом выработки условной реакции; при решении сенсорных интеллектуальных задач) отмечается, работает ли ребенок должным сосредоточением в процессе выполнения каждого и.1 заданий или его внимание истощается (отвлекается, отказывает! ся от выполнения предложенного задания).

2) Переключение внимания. Фиксируется, легко ли ребеноц переходит от одного вида деятельности к другому. Следует от?) чать, не наблюдаются ли у ребенка трудности при переключении] внимания с объекта на объект. С другой стороны, следует фикси ровать, не «перескакивает» ли внимание ребенка с объекта ш объект до окончания действия с одним объектом без достаточг оснований, не требует ли сам ребенок чересчур частой смс объектов деятельности.

Очень часто при выполнении самостоятельной деятельно I, ребенок дает худшие показатели, чем при осуществлении орган и зеванной взрослыми деятельности. Это ни в коем случае не явля ется неблагоприятным фактором. Неблагоприятным показателем! является «перескакивание» внимания, которое не следует путан.| с истощаемостью. Истощаемость может быть следствием физичс-ской слабости ребенка, отсутствия тренировки в выполнении :;.! даний. Неустойчивое же внимание у детей старше 3 лет може, указывать на нарушения эмоционально-волевой или интелло-к туальной сферы. Противоположностью неустойчивого внимашм являются трудности переключения внимания, также указываю щие на возможность каких-либо отклонений.

Контактность. Отмечается, насколько легко и быстро ребенок | устанавливает контакт со взрослыми, какова длительность и пол нота контакта, заинтересован ли в контакте, поддерживает ли сам контакт или порывает его в ответ на замечание и отказ д;п,


Наши рекомендации