Наблюдение за совместной спонтанной игрой родителя и ребенка

Для оказания более успешной коррекционной помощи педагог-дефектолог проводит большую работу с родителями по выявлению и разъяснению проблем, имеющихся у ребенка. Совместная ЛЕГО-игра родителя с ребенком способствует не только установлению контакта, но и выявляет имеющиеся отклонения в развитии ребенка, причины которых нередко кроются и во внутрисемейных отношениях. Совместная созидательная игра помогает в преодолении этих проблем, и, что самое главное, родитель находится не на позициях стороннего наблюдателя, а выполняет роль активного участника. Посредством совместной ЛЕГО-игры можно оценить, как родитель и ребенок воспримут предложение поиграть, как они начнут игру, кто возьмет на себя роль лидера, каков эмоционально-речевой фон игры, что будет являться окончанием игры и многое другое.

На основе наблюдений за совместной игрой педагог может почерпнуть много интересных наблюдений, которые в дальнейшем будет использовать в практической работе.

Проанализируйте также, кто первый начал игру, провел ли родитель вступительную беседу. Чаще всего игру начинают дети, бывают какие ситуации, когда ребенок полностью берет на себя роль лидера и руководит действиями взрослого. Довольно часто родители не принимают активного участия в игре ребенка, что характерно как для пожилых, так и для молодых родителей.

Многие родители, видимо, не наигравшись в детстве, так увлекаются конструктором, что совсем забывают про ребенка. Игра в подобных случаях проходит на двух разных территориях, т. е. по разные стороны стола или ковра.

Педагогу следует обратить внимание на характер общения в процессе совместной игры. Часто родители слишком нетерпеливы и строги с ребенком, слышны реплики, что ребенок все делает не так (естественно, не так, как хочет родитель). Впрочем, такое же можно услышать из уст малыша. Необходимо обратить внимание также на то, что построил ребенок, на его высказывания во время манипуляции с ЛЕГОдеталями, использует ли он в своей постройке человечков, животных.

Внимательный взгляд дает возможность понять, как ребенок и родитель относятся друг к другу, что испытывает ребенок в семье: любовь, заботу – или непонимание, одиночество.

Выводы, сделанные на основе наблюдений за совместной игрой ребенка и взрослого, целесообразно оформить в виде таблицы.

Период обучения ЛЕГО-игре. Пропедевтика. Содержание и задачи пропедевтического периода обучения

Первый этап знакомства с ЛЕТО прошел. Дети уже имеют определенное представление о конструкторе: познакомились с ЛЕГО-деталями, научились их скреплять, интерес к игре постепенно возрастает. Но проведение спонтанных игр пока не позволило детям, даже нормально развивающимся, понять диапазон возможности ЛЕГО-элементов.

Это проявляется в следующем:

– у умственно отсталых детей в большей степени и в меньшей – у детей с речевой патологией преобладают примитивные ознакомительные действия с деталями (они берут в рот, долго бесцельно крутят в руках и т. д.);

– сохранились трудности в скреплении (особенно у детей с речевой патологией и умственно отсталых). У детей возникали трудности в обхватывании и удерживании деталей, не был сформирован навык работы ведущей рукой, двумя руками, часто действия рук были не скоординированы; многие пытались силой вдавить детали, вместо того чтобы найти правильное положение для скрепления, или прибегали к грубым вариантам скреплений: ударом кулака, ладони и т. д.;

– даже нормально развивающиеся дошкольники не смогли самостоятельно увидеть все варианты скрепления ЛЕГОэлементов и овладеть ими;

– дети не смогли досконально разобраться во всех формах ЛЕГО-элементов, не знали, как многие из них называются;

– речевая активность детей была довольно низкой как по объяснению планирования и выполнения постройки, так и в процессе игры с ней;

– у многих детей понятие прочности и устойчивости постройки были не сформированы;

– предложение зарисовать постройку вызывало не только трудности, но и полное непонимание задания детьми. Сюжет постройки часто не совпадал с сюжетом рисунка; создавая рисунок, дети не использовали палитру ЛЕГО-элементов; многие, несмотря на яркость деталей конструктора, рисовали темными цветами (черным, коричневым) или использовали в рисунке только один цвет, например красный.

Этими трудностями и вызвана необходимость пропедевтического периода, в процессе которого педагог и дети совместно устанавливают игровые правила работы с ЛЕГО.

Он предполагает под руководством педагога подробное изучение ЛЕГО-деталей и их возможностей при активизации речевой функции, эмоционально-волевой сферы, перцептивных и мыслительных процессов детей. Цель цикла из 8 занятий – подробное знакомство с цветом, формой, возможными и невозможными способами скреплений, составление ЛЕГО-словаря.

Но в процессе этих занятий решаются и другие задачи:

– научить детей спокойно воспринимать яркие ЛЕГО-элементы, сформировать навыки управления поведением, т. е. выработать умение не отвлекаться на них в период объяснения задания, выслушивать до конца инструкцию и только после этого приступать к ее выполнению;

– сформировать у детей навык свободной ориентации в ЛЕГО-элементах, которые находятся на столах (на ковре) или в коробке. Педагог может предложить на этом этапе игры: "Найди такую же деталь", "Угадай, где такая деталь" и т. д. Дети должны научиться легко находить заданные детали, уметь их называть, различать по цвету и форме, овладеть навыками классификации;

– научить детей брать ЛЕГО-элементы щепотью, удерживать их и соединять между собой разными способами, скреплять друг с другом ЛЕГО-кирпичики 2x2, 2x4, 2x6, 2x8; ЛЕГО-формочки, ЛЕГО-кирпичики с ЛЕГО-формочками в различных комбинациях. Педагог выполняет задания вместе с детьми и старается, чтобы они показывали сами варианты скреплений, побуждает их к размышлениям и действиям вопросами: "А как ты думаешь, можно ли соединить по-другому? Как еще можно прикрепить? Что еще можно прикрепить?" и т. д.;

– проговорить с детьми, на что крепятся ЛЕГО-элементы (кнопочки, пупырышки и т. д.). Сформировать навык скрепления ЛЕГО-элементов в различных положениях. Ребенок удерживает детали в двух руках и скрепляет (отсоединяет) их на весу. Ребенок одной рукой зафиксировал один элемент (группу элементов) на столе, а другой рукой прикрепляет (отсоединяет) следующий. Прикрепление и отсоединение деталей на плато, прочность и относительную прочность скреплений;

– проговорить с детьми возможные варианты скреплений ЛЕГО-элементов (на все кнопочки, на часть кнопочек, на одну кнопочку – подвижное скрепление, на две кнопочки), а также варианты скреплений, которые неприемлемы для ЛЕГО-элементов, т. е. показать детям приемы невозможных скреплений.

В процессе этой работы педагог должен обращать внимание на то, чтобы ребенок активно использовал ведущую руку, активизировал движения пальцевой моторики, осуществлял зрительный контроль за выполняемыми действиями.

Детали ЛЕГО очень разнообразны по форме, поэтому чтобы дети понимали задания педагога, необходимо разработать с детьми на основе их фантазий ЛЕГО-словарь. Дети сами придумывают, как они будут называть ЛЕГО-элементы, на основе ассоциации с предметами из окружающей их жизни. Например, мостик, горка, гараж, ботинок, шляпка, печка и др.

На этом этапе можно предложить игры: "На что похоже?", "Назови детальки". У детей возникают разные ассоциации на основе ЛЕГО-элементов, которые они охотно используют в процессе игрового общения. Возможно возникновение определенных трудностей, так как одну и ту же деталь дети могут назвать по-разному. Можно договориться с детьми и выбрать одно название детали или же предложить детям запомнить разные названия одного элемента. Дети как с нормальным развитием, так и с отклонениями в развитии охотно на это откликаются.

Называя ЛЕГО-элементы, дети часто допускают неточности. Например, овал с глазками они называют "головой", деталь, похожую на кирпичик с колесами, – "машиной", а не тележкой или платформой, что более точно. Педагогу следует обратить внимание на эти ошибки и исправить детей.

Очень важно не только разобраться в возможных вариантах скреплений одинаковых деталей, но и рассмотреть варианты скреплений кирпичиков с формочками, формочек с формочками. Важно в этот момент активизировать фантазию детей, задавая вопросы: "Подумай на что похоже? А еще на что?" Например, если прикрепить сверху на овал с глазками деталь сапожок, то скрепление этих элементов будет напоминать головку со шляпкой. А если сапожок прикрепить под овалом, то можно увидеть головку утенка с вытянутым клювом. А если развернуть сапожок, то получится головка с элементом шейки и плеча и т. д.

Кроме того, необходимо:

– научить детей воспринимать словесную инструкцию и выполнять ее, используя детали конструктора, выполнять действия по показу, по памяти, по словесной инструкции, строить по образцу (картинке, по картинке постройки из ЛЕГОэлементов);

– сформировать у детей понятие о прочной, устойчивой и неустойчивой постройках; о широкой постройке, длинной постройке;

– графические задания, представленные в занятиях, направлены, с одной стороны, на знакомство детей с формой и цветом деталей, с другой стороны, на развитие зрительнопространственных отношений у детей. В работах отечественных педагогов доказана тесная взаимосвязь конструктивной деятельности с изобразительной активностью (Л.А. Парамонова), поэтому раннее включение в занятия с детьми подобных графических упражнений способствует лучшему развитию фантазии, творчества, мыслительных процессов, а также активизируют работу мелкой мускулатуры руки. При проведении этих занятий целесообразно использовать толстые фломастеры, так как они оставляют хороший след на бумаге и позволяют создать яркий рисунок. Замечено, что при использовании карандашей у детей, особенно с отклонениями в развитии, из-за специфических трудностей быстро теряется интерес к подобным заданиям, а также довольно часто они выбирают темные цвета (черный, коричневый). Использование ярких фломастеров позволяет детям быстро создать красочный рисунок, что положительно влияет на развитие эмоциональной сферы.

Кроме того, важно научить детей убирать детали конструктора в коробки, расставлять на места стулья и вообще наводить порядок. Если и это делать весело, радостно, то дети убирают за собой с удовольствием. Ведь конструктору тоже надо отдохнуть!

ЛЕГО, глазки закрывай!

Баю, баю, баю, бай!

Приведенное выше число занятий выработано практикой. Без них не следует переходить к дальнейшему этапу, хотя количество занятий условно, и его всегда можно изменить, исходя из уровня развития детей.

ЛЕГО предполагает некоторую свободу ребенка в процессе конструктивно-игровой деятельности с ним. В чем она проявляется? В том, что не логопед (дефектолог, воспитатель) показывает возможные варианты скреплений, задает названия деталей ЛЕГО и т. д., а это делает сам ребенок, исходя из своего жизненного опыта. Педагог лишь направляет его и создает атмосферу созидания.

Методические приемы

Чтобы обучение конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО было в подлинном смысле развивающим и в дальнейшем конструктором ЛЕГО можно было пользоваться на занятиях (уроках), оно должно быть построено с учетом особенностей мотивации деятельности ребенка дошкольного возраста, а также особенностей его психического развития.

Используемые методические приемы определяются, с одной стороны, психическими особенностями детей, в частности, мышления. У умственно отсталых первоклассников мышление носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер; у старших дошкольников, имеющих речевую патологию, отмечают также начальную стадию формирования словесно-логического мышления, а более развитую ее форму – у их сверстников с нормальным интеллектуальным развитием.

С другой стороны, приемы определяются уровнем развития речи детей. У детей с умственной отсталостью отмечается ярко выраженное недоразвитие речи до полного ее отсутствия вследствие недоразвития познавательных процессов. У детей с речевой патологией речевое нарушение является первичным и может вызывать отклонения как в звукопроизношении, так и в лексико-грамматических компонентах языка. Это нарушает коммуникацию. Дети с нормальным интеллектуальным развитием не испытывают подобных проблем, но в программе детского сада с целью максимально возможного развития детей уделяется большое внимание формированию речи как в процессе деятельности, так и на занятиях.

Таким образом, необходимы следующие действия:

– обследование ЛЕГО-элементов, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных, тактильных); знакомство с формой, отдельными частями ЛЕГО-элементов (кнопки-скрепления); определение пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа); восприятие целостной постройки из ЛЕГО-элементов;

– показ некоторых действий и комментирование действий с ЛЕГО-элементами. Для того чтобы задать направление деятельности, педагог может показать один вариант действия, с тем чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, педагог показывает, как скрепляются два кирпичика, и просит детей найти другие способы;

– предъявление речевого образца. В процессе обучения педагог должен предъявлять детям образцы высказываний (это важно для детей с речевой патологией и для детей с отклонениями в умственном развитии);

– выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятий сначала формулируются педагогом, а потом – детьми;

– использование словесного объяснения, просьбы, поручения; показ картинок с изображением ЛЕГО-элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед, оценки работ.

Все перечисленные приемы направлены на развитие дифференцированного восприятия, зрительного и слухового сосредоточения, внимания к речи педагога, развития познавательной активности и перцептивных процессов. А для развития мышления как нормально развивающихся дошкольников, так и детей с перечисленными отклонениями в развитии, необходимо организовать обучение таким образом, чтобы дети самостоятельно подбирали различные способы выполнения задания. Интерес к занятиям пропедевтического периода поддерживается за счет введения в них мотивов, активизирующих деятельность детей и направленных на формирование познавательной активности. Это может быть задание, сформулированное от лица игрушки и т. д. (игровые приемы), а также за счет активизации имеющихся знаний, когда педагог объясняет детям, что они уже узнали о ЛЕГО и что еще им предстоит узнать.

Наши рекомендации