Раннего и дошкольного возраста
Настоящая работа посвящена опыту отбора в дошкольные учреждения трех категорий аномальных детей: глухих, слабослышащих и умственно отсталых..
В основу нашей работы по исследованию психического развития аномальных детей дошкольного возраста были положены принципы, разработанные советской специальной педагогикой и психологией.
Мы опирались на теоретические положения, выдвинутые выдающимся советским психологом и дефектологом Л. С. Выготсим. Эти принципы были развиты в трудах Р. М. Боскис,
Согласно этим положениям, аномальным ребенком является такой ребенок, у которого тот или иной дефект сказывается И всем ходе его развития. Исходя из этого, аномальным развитием считается такое развитие, где нарушение одного процесса влечет за собой недоразвитие, изменение в развитии или отсутствие развития всех зависящих от него функций. На основании такого понимания аномального развития различаются первичные и вторичные нарушения психических функций.
Однако нарушение хода развития не лишает ребенка возможности развиваться. Как подчеркивал Л. С. Выготский, аномальный ребенок есть прежде всего ребенок, который развивается..
Развитие аномального ребенка еще в большей мере, чем развитие ребенка без отклонений в развитии, зависит от условий обучения и воспитания.
Для построения эффективного процесса обучения и воспитания аномального ребенка, обеспечения своевременной коррекции и компенсации аномального развития необходимо учитывать закономерности развития и индивидуальные возможности ребенка, т. е. зону его ближайшего развития.
Установление характера дефекта и степени его выраженности требует системного подхода к анализу нарушений, учета структуры дефекта в целом.
В Научно-исследовательском институте дефектологии был проведено большое количество исследований, посвященных разным сторонам психического развития аномальных детей. В результате этих исследований разработаны критерии, позволяющие разграничивать различные категории дефектов.
Вопросы классификации детей с нарушениями слуха нашли отражение в работах Р. М. Боскис и Л. В. Неймана.
Проблема диагностики умственной отсталости и отграничения ее от сходных состояний получила освещение в труда Т. А. Власовой, Г. М. Дульнева, А. Р. Лурии, М. С. Певзнер.
Углубленное изучение психологии и физиологии аномальны1 детей (В. И. Бельтюков, Р. М. Боскис, А. И. Дьячков, Р. Е. Лс вина, В. И. Лубовский, Н. Г. Морозова, Л. А. Новиковя! М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, Ф. Ф. Рау| Т. В. Розанова, И. Я- Темкина, Ж. И. Шиф и др.) позволяет уви| деть своеобразие развития каждой отдельно взятой категории наметить пути коррекционно-воспитательной работы с ними обосновать дифференцированный подход в процессе обучения.
Конкретные данные по развитию речи, сенсорному и интеллектуальному развитию, развитию игры, моторики и поведения аномальных детей раннего и дошкольного возраста получены экспериментальных исследованиях, проведенных авторами за 8 лет работы (обследовано 2000 детей).
В работу включены данные, полученные сотрудниками сек! тора дошкольного воспитания аномальных детей НИИ дефекте! логии Г. В. Кузнецовой, С. И. Давыдовой, Г. В. Трофимовой аспирантками сектора Н. Д. Соколовой, О. П. Гаврилушкиной! сотрудником сектора дифференциальной диагностики Р. Д. Ба| бенковой, а также научным сотрудником Института дошкольного воспитания Т. В. Тарунтаевой. Использовались также данные зарубежных авторов.
А. НЕОБУЧЕННЫЕ ГЛУХИЕ ДЕТИ РАЗВИТИЕ РЕЧИ
У глухих детей с нормальным интеллектом гуление появляется обычно позднее, чем у слышащих детей, и не переходи! в стадию ответного лепета. Для глухих детей в возрасте от 1 год до 6 лет характерно большое многообразие голосовых реакций! К ним относятся следующие: лепет (неотнесенный); голос; гуление; кряхтенье; чмоканье; мычание, артикулирование без голос и т. д. В большинстве случаев глухие дети имеют звонкие, чисты) голоса, звонкий смех, естественный плач. Из-за отсутствия об ратной слуховой связи у большинства необученных детей количество голосовых реакций с возрастом резко сокращается. У многих становятся очень однообразными, а иногда пропадают совсем Словесная речь без специального обучения не появляется
У многих детей отмечается внимание к губам говорящих людей они смотрят на губы, иногда подражают артикуляции взрослых с голосом или без голоса.