Упражнение 4.«Слепец и поводырь».
Цель: развитие наблюдательной сензитивности.
Инструкция: ученики делятся по парам. Один закрывает глаза (слепец), другой становится поводырем. Затем - меняются местами.
Упражнение «Числа».
Цель: сплочение класса, повышение настроения, снижение напряженности, скованности.
Инструкция: учитель называет числа. Сразу же после того, как число будет названо, должно встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если называется «4», то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания нужно вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга.
Упражнение «Пары».
Цель: способствует развитию выразительного поведения, побуждает учеников, с одной стороны быть внимательными к действиям других, а с другой стороны искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.
Инструкция: учитель раздает карточки, которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если кому-то достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон». Прочитать свою карточку нужно так, чтобы никто не увидел, что на ней. Теперь карточку нужно убрать. Задача каждого - найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки «вашего животного» Другими словами, все делать молча. Когда находят свою пару, нужно молча остаться рядом, и не переговариваться. Только после того, как будут образованы все пары, можно проверить, что получилось.
После завершения упражнения можно предложить поделиться впечатлениями, рассказать о том, как дети находили свою пару.
- для учащихся основной школы
Упражнение «Представь звук».
Цель: развитие наблюдательной сензитивности.
Инструкция: «Займите удобную позу. Закройте глаза. Сейчас я буду называть те или иные звуки, постарайтесь представить их себе как можно более явственно, Одновременно осознавайте, какие чувства, состояния они у вас вызывают. Начнем: резко тормозит машина. Звук оркестра, настраивающего инструменты перед началом концерта. Шум морских волн, набегающих на берег. Упала и разбилась чашка. Орудийные залпы во время праздничного салюта и т. д.» После обозначения каждого звука учитель делает паузу (примерно 7-10 секунд).
В ходе обсуждения можно задать такие вопросы: «Какие звуки было представить легче, какие сложнее?» «Какие чувства у вас возникали?»
Упражнение «Ассоциации».
Цель: способствует узнаванию большей информации друг о друге, помогает пересмотреть привычные стереотипы.
Инструкция: выбирается ведущий, выходит за дверь. Один из учеников придумывает ассоциации на самого себя. На какое животное, птица, дерево, цветок, любой предмет я похож.
Ученик-ведущий возвращается в группу. Учитель озвучивает ассоциации. Задача угадать человека с 3 попыток.
В конце обсуждаем: что было самым сложным, что нового вы узнали друг о друге.
3. Упражнение 3. «Я вижу…».
Цель: осознание различия между тем, что люди «видят», «представляют, интерпретируют», « и им кажется».
Инструкция: ученики разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Каждый по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов «Я вижу…», содержание которой касается внешнего облика партнера. Аня (учитель обращается к какому-либо ученику), давай мы с тобой покажем, как это нужно делать». Учитель: «Я вижу, что твои руки лежат на коленях». Аня: «Я вижу, что Вы посмотрели вправо». Учитель: «Я вижу, что ты наклонила голову» и т.д.
Во время выполнения упражнения нужно воздерживаться от использования оценочных понятий.
Упражнение «Обезьяна».
Цель: развитие способности вчувствоваться в другого человека, предвидеть его действия.
Инструкция: ученики разбиваются на пары. «Один из вас будет «зеркалом», а второй – «обезьяной». «Обезьяна», оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. «Зеркало» повторяет как можно точнее все движения «обезьяны».
Через три-четыре минуты учитель предлагает партнерам поменяться ролями.
После завершения упражнения можно задать ученикам такие вопросы: «Какие трудности у вас возникали в процессе выполнения упражнения?», «Насколько точно вам удавалось воспроизводить движения вашего соседа?».
Упражнение «Марионетки».
Цель: определить, что чувствует человек, когда им кто-то управляет и он не свободен.
Инструкция: Ученики должны разбиться на группы по 3-4 человека. Каждой тройке дается задание: два ребенка должны играть роль кукловода - полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один из детей играет роль куклы. Каждый ученик должен побывать в роли куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 м.
Цель кукловодов: перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.
После завершения упражнения происходит обсуждение, игравшим предлагается ответить на вопросы:
- Что вы чувствовали, когда были в роли «куклы»?
- Понравилось ли вам это чувство, комфортно ли вам было?
- Хотелось ли что-нибудь сделать самому?
- для учащихся старших классов
1. Упражнение «Здравствуй!».
Цель: развитие наблюдательной сензитивности, улучшение атмосферы в классе (проводится в начале дня).
Инструкция: «Сейчас мы будем здороваться друг с другом. При этом постарайтесь максимально сосредоточиться и увидеть как можно больше в каждом из нас и никого не пропустить. Давайте встанем».
«Пожалуйста, сохраните свои впечатления об увиденном. Это понадобится для ответа на вопрос: «Что нового вы увидели в облике, настроении, отношениях кого-либо из нас?» Тот, у кого уже есть ответ в отношении любого из нас, может сейчас начать говорить. Продолжит тот, о ком говорили. Перед тем как продолжить, очередной человек может внести коррективы (высказать впечатление, чувство) в услышанное им о себе».
При проведении упражнения у учеников может возникнуть желание дополнить высказывания, учитель дает возможность сделать это.
Упражнение «Кто это?».
Цель:упражнение направлено, с одной стороны, на развитие наблюдательской сенситивности, прежде всего той ее стороны, которая касается способности запоминать зафиксированные во внешнем облике других людей признаки. С другой стороны, упражнение развивает умение находить специфическое во внешнем облике и точно его описывать.
Инструкция: «Сейчас один из нас (это может быть доброволец или названный учителем школьник) повернется спиной к классу. После этого я предложу любому из учеников описать внешний облик кого-то из нас: я покажу на того человека, которого надо будет описать, не называя его имени. Задача отвернувшегося - понять, о ком идет речь».
Для усложнения упражнения можно запретить описание одежды, украшений.
В ходе упражнения в роли «узнающего» и в роли «дающего описание» могут побывать несколько человек.