Упражнение «Распознай состояние».
Цель: развитие умения изобразить определенную эмоцию, распознать состояние партнера.
Инструкция: «Обратите, пожалуйста, внимание на ваше со стояние, осознайте его. Теперь, когда вы это сделали, постарайтесь погрузиться именно в это осознанное состояние еще больше. Тот, кто будет готов, поднимет руку, и все мы некоторое время посмотрим на него, попробуем понять его состояние и запомнить. Потом руку поднимет следующий и так до тех пор, пока каждый не побудет в роли «объекта общего восприятия»
- для учащихся старших классов
Упражнение «Портрет».
Цель: выявление симпатий учащихся, получение обратной связи, развитие навыка анализа характера другого человека, развитие эмпатии.
Инструкция: каждый из учащихся выбирает себе «объект» и описывает его характер, привычки, т.е. «пишет» его психологический портрет. Листочки с записями отдают педагогу, который читает их вслух. Остальные пытаются угадать, о ком идет речь [3, 4].
Упражнение «Цвет моего состояния».
Цель:развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения.
Инструкция: «Я предлагаю начать сегодняшний день с того, что каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из учеников говорит всем, какого он сейчас цвета.)
Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, - и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».
Упражнение «Волшебное слово «Да».
Цель: работа с различными стереотипами, выход из привычного отношения к себе.
Инструкция: учитель готовит основной перечень вопросов (далее ученики могут предлагать вопросы сами).
Пример:
-У тебя есть миллион рублей?
-Тебе нравиться океан?
- Ты творческий человек?
- Ты добрый?
- У тебя бывают рваные носки?
- Тебе нравится танцевать?
- Ты любишь кого-нибудь?
На любой вопрос учителя, вне зависимости от «правильности» ответа, каждый ученик должен ответить «Да».
Это упражнение с одной стороны, способно вызвать всеобщий смех, а с другой – посмотреть на себя и свои привычки другими глазами, задуматься над стереотипами отношения к самому себе.
Упражнение «Ситуация».
Цель: развитие навыков вхождения в различные эмоциональные ситуации, переживание соответствующих эмоций и состояний.
Инструкция: «Сейчас тот из нас, чье имя я назову, предложит ситуацию, в которой каждый попробует себя представить, постарается в нее включиться и осознать те чувства, состояния, которые при этом возникают. Итак, я начну: мы идем по густой чаще леса…» Далее через каждые двадцать-тридцать секунд учитель называет имя следующего ученика. После завершения упражнения можно задать вопросы: «Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях?», «В какой из предложенных ситуаций вам было легче всего себя представить, в какой - сложнее?».
В ходе упражнения можно предлагать следующие ситуации: «Вы опаздываете в театр»; « Вас пригласили на прием к английской королеве», «Вы спускаетесь в темный подвал», «Вы на вернисаже современных художников», «вы оказались в толпе людей» и т.д.
Упражнения, направленные на формирование и развитие наблюдательной сенситивности, расшифровку психического состояния другого человека:
- для учащихся начальной школы
Упражнение «Острый слух».
Цель: развитие наблюдательной сензитивности.
Инструкция: «Пожалуйста, закройте глаза. Сосредоточьтесь на том, что вы сейчас слышите, «обратитесь в слух». Постарайтесь услышать и запомнить как можно больше звуков».
Через одну-две минуты учитель просит всех открыть глаза и перечислить все, что удалось услышать, указав, если это возможно, источник звука. Организовать обсуждение можно так; каждый по очереди называет один звук, который он слышал, не повторяя то, что было названо до него.
При обсуждении обнаруживается, что некоторым детям удается услышать звуки, которых не услышали, или, что гораздо вероятнее, не зафиксировали остальные (например, дыхание соседа).
Упражнение «Буквы».
Цель: развитие наблюдательной сензитивности.
Инструкция: Ученики группы разбиваются на пары. «Один из детей встает за спиной другого и пальцем «пишет» у него на спине буквы. Задача - определить, какая буква написана».
Через две минуты по команде учителя дети меняются ролями.