Педагогические основы списывания
Формируемое в процессе обучения орфографическое действие состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться видеть орфограммы, научиться решать орфографическую задачу. Это, несомненно, самый удобный и быстрый в применении способ, ибо написать слово, вспомнив, как оно пишется, гораздо быстрее, чем подобрать проверочное слово, или справиться о его написании в словаре.
Для того, чтобы «образы слов» у ребёнка стали действительно «прочными» и чтобы запас этих слов был как можно богаче, «необходимо больше упражнений в правильном письме», и первым и важнейшим из таких упражнений является списывание. В словаре-справочнике по методике русского языка указано: «Списывание — один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике,— как правило, с дополнительными заданиями»
Тем более, что в русском языке существует множество непроверяемых и трудно проверяемых написаний. Многие лингвисты их насчитывают около 60% и лишь систематические упражнения в списывании, организованные особым способом, помогут младшему школьнику самостоятельно справиться с множеством орфографических проблем.
Анализируя процесс письменной речи, Л.С. Выготский писал: «Мы очень часто сначала скажем про себя, а потом пишем: здесь на лицо мысленный черновик». Действительно, любой грамотный человек знает по собственному опыту, что главное - создать этот «мысленный черновик», проговорив его про себя, записать же сформулированную, отточенную, и чётко звучащую в голове мысль уже не предоставляет трудности. Особое место здесь занимает способ «проговаривания». Если слово повторять многократно, то движение органов речи останутся в памяти. А чтобы накопить в памяти запас нужных речевых движений, чтобы речевой аппарат приобрёл навыки этих движений, необходимо выработать у себя привычку к орфографическому чтению, причём обучать этому надо детей с 1 класса.
Из этого можно сделать вывод, орфографическое проговаривание слов непременное условие списывания текста. Причём важно сознавать, что необходимо проговаривать орфографически списываемый текст, как до начала письма, так и во время записи текста, что обусловлено самим механизмом перехода внутренней речи в письменную. Это наиважнейшее требование, предъявляемое к списыванию. Однако не секрет, что особым успехом у учителей начальных классов списывание сегодня не пользуется. Учителя не видят никакой ценности в чётком выполнении каждого этапа этой работы, они уделяют этому очень мало внимания. Очень часто просто дают указание списать текст, не объясняя как, а несоблюдение некоторых методических требований ведёт к отсутствию определённого результата, что и вызывает недоверие к списыванию.
Общеизвестно, что в начальном обучении русскому языку велико значение упражнений. На их роль указывал еще К. Д. Ушинский, считавший, что «главное, центральное занятие, вокруг которого группируются все остальные и по которому мы располагаем и самую нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке, изустное и письменное». К упражнениям Ушинский предъявлял следующие требования:
1) Они «должны быть, по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».
2) «Упражнения должны быть систематическими», то есть:
а) «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущими, опираться на них и делать шаг вперед»;
б) «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового»;
в) «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть их упражнения».
3) «Упражнения должны быть логические. Это дает возможность находить главную мысль, привязывать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».
4) «Упражнения должны быть устные и письменные, и притом устные должны предшествовать письменным».
К. Д. Ушинским была высказана очень ценная мысль о необходимости разнообразия упражнений. «Чем моложе дитя, – писал автор «Родного слова», – тем менее способно оно к постоянству какой бы то ни было душевной деятельности в одном направлении, тогда как разнообразя свои занятия, может работать довольно долгое время. Сама перемена занятий действует на ребенка лучше даже полного отдыха». Названные требования великий педагог распространял на упражнения по развитию речи и на некоторые орфографические упражнения (переписку, письмо заученного на память и диктовку), однако их с полным основанием можно отнести ко всем упражнениям, используемым на уроках грамматики и правописания. Современная методика исходит из положения, что основную часть уроков русского языка должны составлять устные и, особенно, письменные упражнения разнообразных видов и форм, проводимые в определенной системе. В программе читаем: «Ежеурочно проводятся орфографические упражнения, опирающиеся на разные способы восприятия: слух, зрение, память, мышление. Все это способствует формированию осознанного навыка грамотного письма, развитой речи».
Списывание – это одно из самых важных умений, которым ученик овладевает в начальной школе. Для того чтобы списывать текст без ошибок, нужно:
• быть очень внимательным;
• уметь не отвлекаться и быть сосредоточенным на том, чем занимаешься;
• не спешить, прочитывать и запоминать каждое слово побуквенно;
• иметь достаточно хорошую память, ведь слово нужно запомнить зрительно или на слух.
Списывание с письменного текста, как правило, больших трудностей не вызывает, потому что это простое копирование. Но и тут дети умудряются сделать множество ошибок: то букву пропустят, то слово потеряют, то лишние буквы из других слов вставят. Учителя начинают ругать за невнимательность, а ругать–то надо не ребенка, а себя. За то, что не научили списывать правильно. А этому надо учить.
Кажется, что списать текст – это очень просто? Конечно, просто нам, взрослым, потому, что мы уже не один год списываем, пишем под диктовку, по памяти и все навыки у нас уже давным-давно автоматизировались.
А ребенок только учится писать и списывать, и даже самое простое, на наш взгляд дело, ему сделать еще трудно. Значит, надо помочь.
Итак, как же научить ребенка списывать без ошибок? В зависимости от того, требуется ли от учащихся в процессе списывания выполнение каких-либо заданий или нет, различают списывание простое и осложненное.
В первом случае перед ребёнком одна задача — воспроизвести без ошибок готовый текст. Преимущество такого вида списывания в том, что оно обеспечивает детям правильное зрительное восприятие слов и развитие навыков моторики руки. Важно различать списывание без заданий двух видов:
- списывание – копирование (побуквенное списывание, внимание сосредоточено на срисовывании букв);
- простое списывание (осмысленное списывание целыми словами, предложениями)
Обычно списывание начинается с маленьких слов.
Алгоритм «Списываем слово»
1. Прочитай слово.
2. Повтори его.
3. Скажи, сколько в слове букв. Можно прямо посчитать в книге карандашом.
4. Прочитай слово еще раз. Причем, очень важно читать слово так, как написано!!! Мы читаем «каза», а пишем «кОза». Ребенку надо прочитать именно «кОза»! Если он прочитал так, как говорим, попросите прочитать еще раз так, как написано. Если это слово «зуб», то и читаем «зуБ» с четким «Б» на конце.
5. Прикрой страницу учебника и напиши слово в тетради.
6. Проверь, все ли буквы на месте. Прочитай. Требуйте побуквенного чтения того, что написал, а не повторения по памяти.
7. Сверь свою запись с учебником.
На этом этапе первое время можно сверять каждую букву. Этот пункт очень важен. Ведь очень трудно увидеть свои ошибки. Если все-таки ошибка есть, то не надо спешить исправлять. Пусть ребенок найдет ее сам, сверяя все буквы по одной с книгой. Если научить ребенка списывать слова таким образом, то при списывании предложений, ошибок будет значительно меньше. Списывать он будет быстрее и легче.
Побуквенное чтение. Ребенок постоянно забывает, что нужно читать побуквенно, хотя знает, что так получается писать без ошибок? Для этого предложите ребёнку забавное упражнение - списывать инопланетное послание. Его можно создать на компьютере или написать от руки печатными буквами. Например, оно может выглядеть так: «Питяне! Сругайте и перекивайте, а перег не шегурайте и навиручте!»
Идея такого упражнения состоит в том, что его невозможно прочитать, догадываясь, и выход – только побуквенное чтение и запоминание, которое уменьшает вероятность ошибок. При регулярном выполнении таких заданий списывание становится автоматическим. Кроме того, списывать такие послания весело и немного смешно. Если ребенок читает побуквенно и все равно допускает ошибки:
1. Проверьте, возможно, школьник пытается прочитать и запомнить слишком много слов. Ограничьте их количество. Пусть это будет даже одно слово или его часть.
2. Бывает, что у ребенка плохая зрительная память и, читая про себя, ему сложно запомнить слова. Посоветуйте ему читать и проговаривать вслух, пусть и тихонько.
3. Возможно, память настолько слабая, что невозможно запомнить даже несколько букв. В этом случае стоит немного позаниматься целенаправленно развитием памяти. Например, читая и воспроизводя инопланетные послания вслух или играя в другие игры.
4. Еще одним фактором может быть недостаточная мотивация, когда ребенок не стремится сделать задание так хорошо, как может, и, даже понимая, что забыл написание слова, не заглядывает снова в учебник, а пишет как-нибудь. Попробуйте создать дополнительную мотивацию, например, дайте переписать рецепт для заболевшей зверушки, объяснив, что нужно обязательно списать все советы доктора правильно. Придумывая упражнения для дополнительной мотивации, ориентируйтесь на индивидуальные интересы ребенка.
Что получает ребенок, научившись списывать слова и текст таким образом?
Прочитывая слово целиком, и запоминая его, ребенок развивает зрительную память.
Опираясь на зрительную память при письме, он допускает гораздо меньше ошибок, пишет быстрее и лучше.
Запоминая слово, а затем часть предложения или все предложение целиком, ребенок увеличивает угол зрения. Ведь сначала ребенок списывает маленькие слова на 2-3 буквы, а затем слова увеличиваются. Впервые предложения дети списывают в прописи: Нина и Анна у сосны.
Алгоритм «Списываем предложение»
1. Прочитай предложение.
2. О чем говорится в предложении?
3. Сколько слов в предложении? Посчитай. Есть ли маленькие слова (предлоги, союзы)? С какой буквы пишем первое слово?
4 Читаем первое слово – пишем. Читаем первое и второе слово – пишем второе.
Читаем первые 3 слова – пишем третье слово. И так до конца.
5. Читаем предложение. Правильно ли написано (по мнению ребенка)? Все ли понятно?
6. Проверяем, сверяя написанное с книгой. Читаем каждое слово в книге и в тетради.
Алгоритм «Списываем текст».
1. Прочитай весь текст, как говоришь.
2. Прочитай первое предложение, чтобы понять и запомнить его.
3. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли.
4. Найди опасные места (орфограммы) в списываемом предложении.
5. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
6. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
7. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
8. Проверь написанное:
– читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
– подчеркни орфограммы в написанном;
– сверь каждую орфограмму в своей работе с исходным текстом.
9. Продолжай работу со следующими предложениями, начиная с пункта 2.
10. Когда весь текст будет списан, прочитай его по тетради выразительно.
Все, кажется, очень просто, но это для нас, потому что у нас все навыки уже автоматизированы. А ребенку это все надо объяснить, показать, научить и закрепить. Я увидела, что если обучение списыванию организуется по предложенным алгоритмам, происходит развитие не только интуитивно – чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. В классе эти алгоритмы висит на видном месте, имеются они и у каждого
ученика в виде памятки.
Во втором случае — списывание либо предшествует выполнению грамматического или орфографического задания, которое проводится на материале списанного текста, либо включает в себя дополнительные задания (вставку букв или слов, изменение форм слов и т. п.).
Графические задания направлены на закрепление и совершенствование знаний и умений по фонетике и графике. Например, учащимся предлагается подчеркнуть гласные, согласные буквы, буквы, которые не обозначают звуков и т.д. Грамматические задания условно можно разделить на две большие группы: морфологические и синтаксические.
Морфологические задания связаны с изучением частей речи и сводятся к нахождению и выделению слов, относящихся к какой-либо части речи, к обозначению рода, склонения, числа, падежа имен существительных и т.д.
Синтаксические задания имеют цель - научить соединять слова по смыслу, распространять предложения второстепенными членами, работать над деформированным текстом и т.д.
Орфографические задания требуют нахождения, выделения, обозначения тех или иных орфограмм и их обоснования. В основном, при списывании эти задания сводятся к подчеркиванию орфограмм, вставке пропущенных букв, замене слов, данных в скобках в начальной форме, формой этих же слов, требуемой по смыслу. Нередко в условии к упражнению, помещенному в учебнике, указывается несколько заданий. В таких случаях можно говорить о комбинированных видах списывания. В них могут сочетаться различные по своему характеру задания. Например, слова, из которых учащиеся должны составить предложение, могут быть даны с пропущенными буквами.
Особое внимание для интеллектуального развития младших школьников необходимо уделять выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению учащихся. Установкой к творческому списыванию могут быть следующие задания:
Выпиши предложение, выражающее основную мысль текста. Восклицательное предложение, побудительное, вопросительное, повествовательное. Предложение, соответствующее схеме и т.д.
Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
Спиши слова определённой части речи.
Выпиши словосочетания.
В качестве материала для списывания могут предлагаться отдельные слова, сочетания слов, предложения, тексты.
При проведении упражнений в списывании важно добиваться, чтобы учащиеся не только безошибочно записывали слова, предложения, но и умели обосновывать правильность списываемого, опираясь при этом на изученные правила.
Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, учащимся предлагается выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того необходимо рекомендовать детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного, орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически. Совершенно очевидно, что дети будут выполнять какое- либо учебное действие с желанием лишь тогда, когда они видят в этом для себя какой-либо жизненный смысл. Можно надеяться, что такой вид списывания войдёт в школьную практику и учителя будут успешно его внедрять.
Списывание – это база, без нее достичь хороших результатов в будущем будет сложно.