Связь М. обучения ИЯ с психологией. Понятие яз. навыков и реч. умений.
Психолгия, помимо всего прочего, изучает строение деятельности чела.Речь – один из видов деят-сти (речь – игровая, учебная, бытовая). Сущ-т отд отрасль – психолингв-ка (Леонтьев, Выгодский) – заним-ся речев деят-стью, наука о восприятии/ порождении речи./ В рез-те осуществления речевой деятельности формир-ся механизмы речи, обеспечивающие восприятие при ауд., чтении и порождении/пр-ве речевого высказывания при говорении/письме. Как и люб др наука, РД имеет свой предмет (то,чем мы связаны) – мысль. В основе РД лежат навыки и умения (действия базируются на навыках)./ Н. - автоматизированный компонент д-сти: 1)произносит (слухопроизносит+ритмико-интонац), 2)лексич(отбор лексики), 3)грам(выбор стр-ры), 4)орфограф, 5)нав техники письма/ чтения(~технич. навыки чтения и письма)./ У.(складываются из навыков) - сознат/творч использов навыков. = сознат. вид д-ти, основанный на сис-ме сознательно функционирующих действий, направл-ных на решение коммуникативн. задачи.:Jчтение,ауд,говорение,письмо/Псих-гия заним-ся ЕЩЁ:память(слуховая, зрит., тактильная; долговременная, кратковр., оперативная 7+-2); восприят(речь), мышлен (синтез,анализ (геом фигурки – что лишнее), классиф-ция),мотивация –нужно знать конечную цель задания: псих. помогает/позволяет нам сохранить высокую мотивацию (ребенок хочет учить яз.): внешняя/внутр мотивация. Педагогич. псих. изучает псих. процесса обучения.
6.Интенсив. М. Особ-ти организ. уч.процесса, принципы, уч.пособия.
Начались в 60-70г. Время оттепели, появилась потребность в людях, кот.умели бы говорить. Методы: *эмоц.-смысловой – Шехтер *м.ускоренного общения – Гегечкори *м.активизации возможностей личности и коллектива – Китайгородская *м.погружения - экспрессметод – Иллона Давыдова, * 25й кадр. Суть методов: овладение инояз-ой речью в сжатые сроки при ежедневной концентрации часов и создание обстановки погружения в иноязычную среду. В среднем 10-12 чел.по 2-3 часа. Все интенсивные методы стремятся к активизации псих-их резервов личности. Лазанов (Болгария – “Институт суггестологии”, суггестия – лат. “внушение”, суггестология – наука, занимающаяся внушением, суггестопедия – внушение в педагогич науках) сч., что инфа доходит до нас по 2 каналам: (не)подсознательный. Лазанов: *активизация резервов памяти *повышение интеллектуальной активности *развитие положительных эмоций (утомляемость снижается) *увеличение объема усваимого материала + формир-тся прочные навыки и умения
Китайгородская: основала теоретич.базу этого метода. (70г) Ее принципы: *пр.личностного общения *пр.ролевой орган-ии учебного материла (огр.полилоги – интенсивный метод) *пр-п коллективного ваимод-ия (работа в группах, парах) *пр.полифункциональности упр-ий (языковой материал и речевая деят-ть вместе) *пр.концентрированности в организации учебного материала *двуплановость обучения: ты говоришь за кого-то, а не за себя. Снимает некоторые псих-ие барьеры./ Уч-к “Snowball” – Денисова./ Особ-ти метода интенсива: *отрабатывается речь, а языковой материал не особо, *тренируются песни.
7.Связь М. с педагогикой. Специфика уч. предмета «ИЯ».
Пед-ка заним-ся обучением в целом, а М. – обуч в частном, т.е. конкр. предмету. М. берет некот. понятия из ПЕД. и применяет их в отношении конкр. предмета (принцип обуч, ср-ва, методы обуч). Если учитывать,что пед-ка заним-ся обуч. всем предметам,то надо их классифиц, чтобы выявить среди них место д/ИЯ: 1)основы наук (истор,физика,геогр,лит-ра,биол,алгебра) – цель препода: сформировать знания у учащихся; 2)предм эстетич цикла(физ-ра,пение,ИЗО, труд, черч).Цель:двигательные навыки и умения=> самые субъективные д/оценки предметы; 3)предм языков цикла(РЯ и ИЯ). Цель: развитие умств навыков и умений - обучение РЯзыку и ИЯ происх абсолютно по-разному./* ПЕД. – теор. воспит. и дидактика (теор обучения – общие основы кот. работают д/ обуч всех наук). Методики бывают част и общ. Методика преподавания конкретного предмета. Дидактика – теор д/ всех языков./СПЕЦИФИКА: ИЯ нельзя отнести ни к 1 группе(нет основ наук) ни ко 2 (нет практич знаний)
1)ин яз учит общению,кот необх в буд д/всех видов д-сти; 2)межпредм-сть – содержание речи на ИЯ=сведения из разнобластей знан(литра, искусство,истор)
3)многоуровневость-1)мы должны владеть разл язык ср-вами,соотносим с аспектами яз-лексич,грам,фонетич; 2)овладеть умения в 4-х видах деят-сти:говор,ауд,чтен,письмо; 4)полифункциональность-ин яз может выступать как цель обучения и как ср-во приобретения сведений в самых разл областях [формир-ние у шк-ков целостной картины мира,повыш уровень гуманитар образ шк,способств формиров личности,ее соц адаптации в мире,расшир лингвистич кругозор,формир культуру общен,содейств общ речевому развитию; 5)беспредельность-до конца яз выучить невозможно]
?развитие яз и мышл происх одновремнов способы выраж собств мыслей
коммуникативн тип-
некоммуник тип-надо увидеть,поразмышл напис
8.Содержание и место фонетической зарядки на уроке ИЯ.
На ср. и старшем этапах обуч. Важно не только поддерживать сформированные навыки в рабочем сост., но и продолжать их совершенствование. Особое внимание м. уделить новым ритмико-интонационным моделям, аудированию не только учебных аудиопленок с академической, слегка утрированной речью, но и живой аутентичной речи, разл. акцентов, диалектов etc. Однако не следует забывать и о звуках. Если ученики хорошо артикулируют в целом, особых усилий не, требуется. НО если у многих учащихся появляются типичные ошибки, без ФЗ не обойтись. Цель ФЗ: * предвосхищение и снятие появления возможных фон. сложностей любого порядка – слуховых, произносительных, ритмико-интонационных; * обработка фон. навыков, кот. по к-л причине оказались недостаточно сформированными. Содержание ФЗ: Несколько примеров: * чтение слов, предложений, микротекстов, диалогов, стихов, скороговорок; * чтение сложных в фонетич. отношении частей предл., словосочетаний с нанизыванием слов поочередно с нач до к; * слушание с целью определения ошибок; * распознавание диалектов; * определение отношения к ч-л по интонации; * произнесение одной и той же фразы с разл. интонацией в зависимости от речевой задачи; * повторение в паузу; * повтор. синхронно за диктором/учителем/товарищем; * узнавание слов со слуха, их запоминание и последующее повторение, etc.| Место ФЗ на уроке: У ФЗ нет и не м.б. фиксированного места на уроке. На нек. уроках она вообще бывает лишней. Её место на уроке зависит от последовательности выполнения тех заданий, где чащиеся могут столкнуться с фон. трудностями. ФЗ помогает их предвосхитить и избежать. Это м.б. к/чт вслух или наиз., декламация стиха или драматизация диалога, употребление новой лексики, аудирование, etc. В нек. случаях м. рекомендовать начинать уроки с непродолжительной ФЗ регулярно. Речь идет о тех группах студентов, где необходима коррекция произносит. навыков./*ФЗ нужна, тк – разминать органы речи; звуки отработать. На нач. этапе – в нач ур. Потом – там, где её нужно провести.