Методика обучения и/языкам как наука. Категории методики.
Методика обучения и/языкам как наука. Категории методики.
М. – это (педагогическая) наука, исследующая цели обучения и/я-кам – категории: (отвечает на вопрос: зачем учить и/я?); содержание обучения и/я (чему?); принципы обучения и/я (на основе чего учить и/я?); ср-ва обучения и/я (с помощью чего учить?); методы обучения и/я (как учить?)./М. – отдельная наука, но раньше М. не считалась отдельной наукой. Существовали разн. точки зрения насчет М.: 1. М. – часть педагогики (Бабанский), 2. М. – часть психологии (Беляев/Артёмов), 3. М. – часть лингвистики (Щерба/Аракин) => М. непосредственно связана с педагогикой, психологией и лингвистикой./ М. имеет хар-ки, присущие любой науке вообще – теор.базу, эксперимент.поле для проверки гипотез и др. Так же ей присущи и специфич.объекты исследования, обусловленные сущностью и/я. Эффективность обучения определяется правильным выбором целей, содержания, методов и приемов преподавания и изучения и/я. Так же важно желание ученика овладеть и/я. М. обуч.и/я теоретически обосновывает, экспериментально проверяет и практически реализует модель (сис-му) обуч-ия языку. В рамках этой модели обучающий и обуч-йся в процессе совместной деят-ти д.получить положит. эффект в достижении желаемого рез-та. М.обуч.и/я отличается от методик других наук. (Щерба)/ Объект исследования – процесс обучения и/я (конкретное)/Предмет – знания, опыт, которые мы накопили, весь опыт учителей, который собрали в к-л. трудах (абстрактное). /Категории – цели, принципы, методы и т.д.
2.В чем закл. специфика форм-ия инояз. фонет.Н. на нач, ср, стар. этапах в шк.? Какие методы м. использовать уч. в кажд.случае и почему?
Навык – всегда автоматизирован; умение – основано на многих Н. Фонетический Н. – базовый, от сформированности кот. зависит формирование всех остальных навыков и умений. Д/ формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем и как эти слова соединяются в предложении. В условиях неязыковой среды – на уроке ИЯ, постановке произносительных навыков следует уделить знач. внимание. Произносительные навыки м. разбить на 2 большие группы: 1. Ритмико-нтонационные Н. – предполагают знание ударения и интонем, как логических, так и экспрессивных. Именно неправильное ударение и интонация позволяют отличить иностранца от носителя. !С помощью интонации, ударения и паузации м. менять смысл всего сказанного. Данные знания сост. часть социолингвистической компетенции. 2.Слухо – произносит. Н. – делятся на *аудитивные (или слуховые – предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений etc.) и *собственно произносительные (предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, с/с, предложениях)./По сути фонетика ставится на нач этапе обучения а.я. в шк – 1-4кл.; ср.этап (5-9) – коррекция и совершенствование произношения; 10-11 – совершенствование.
Цели обучения в зарубежной методике. Понятие коммуникативной компетенции по определению Евросовета.
Формирование коммуникаивной компетенции: 1.лингвистическая компетенция – овладение определенной сммой формальных знаний и и соответствующих им навыков, связанных с разл аспектами Я: лекс, фон, гр-кой. Акцент препод делает не на язык как сис-му, а на речь.(речь всегда ситуативна). 2.социолингвистическая компетенция – способность осуществлять выбор языковых форм, использовать их и преобразовывать в соответствии с контекстом. (занимаются этим – авторы учебников). 3.социок-рная компетенция – ведение диалога к-р (подразумевает знание собственной к-ры и к-ры страны изуч Я). 4.дискурсивная компетенция (умение связанно выр-ть свои мысли – вводные слова и выр-ния: план, конспект высказывания, пересказ). 5стратегич компетенция - (умение выстраивать свое общение в зависимости от заранее продуманной стратегии). 6.социальная компетенция – готовность и желание взаимодействовать с др, уверенность в себе, умение поставить себя на место др и способность справиться со сложившейся ситуацией.(чувство терпимости!).
Содержание обучения. Его основные компоненты.
содерж обучен – это чему УЧИТЬ??/ Лингвистический компонет: лингв-ка – наука,занимающ-ся изучением языков как опред кодовых систем.Яз – система яз знаков. Речь – реализация яз в общении. Отдельно научить нельзя.У яз и речи,хотя это 2 стороны одного и того же явл,разн ед-цы. Ед-цы яз: фонемы,морфемы,лексемы (выделены по формально семантическому принципу=min знач). Ед речи: (обязат ситуативно обусловлены) слово,словосочет,рассказ/диалог/диалогич единство=min обмен репликами/чему учить?? языку или речи?/Обучение иностр языку – от речи к языку = обучать системе яз через речь в процессе организов общения.Были попытки научить отдельно,но ни к чему не привели./ЛИНГВИСТИЧ КОМП-Т = языков мат-л+речев мат-л/ Функциональн лингв-ка(изуч-ся ф-ции: приветствие, прощание, interruption)/Социология-наука об общ-ве как целостной системе.Общ-во диктует спрос на ин яз./Социолингв-ка – рассматр проблемы,связ.с соц природой яз,его обществ ф-циями,изуч роль яз в жизни общ-ва.+помогает отобрать язык норму яз./+мимика, жесты, социокульт комп-т || Псих.компонент – это формирование навыков и умений пользоваться изучаемым языком в коммуникативн целях/Псих занимается изучением отражения действ-сти в сознании чела,строением деят-сти чела.А речь – вид деят-сти. Психолгия, помимо всего прочего, изучает строение деятельности чела.Речь – один из видов деят-сти (речь – игровая, учебная, бытовая). Сущ-т отд отрасль – психолингв-ка (Леонтьев, Выгодский) – заним-ся речев деят-стью, наука о восприятии/ порождении речи./ В рез-те осуществления речевой деятельности формир-ся механизмы речи, обеспечивающие восприятие при ауд., чтении и порождении/пр-ве речевого высказывания при говорении/письме. Как и люб др наука, РД имеет свой предмет (то,чем мы связаны) – мысль. В основе РД лежат навыки и умения (действия базируются на навыках)./ Н. - автоматизированный компонент д-сти: 1)произносит (слухопроизносит+ритмико-интонац), 2)лексич(отбор лексики), 3)грам(выбор стр-ры), 4)орфограф, 5)нав техники письма/ чтения(~технич. навыки чтения и письма)./ У.(складываются из навыков) - сознат/творч использов навыков. = сознат. вид д-ти, основанный на сис-ме сознательно функционирующих действий, направл-ных на решение коммуникативн. задачи.:Jчтение,ауд,говорение,письмо/Псих-гия заним-ся ЕЩЁ:память(слуховая, зрит., тактильная; долговременная, кратковр., оперативная 7+-2); восприят(речь), мышлен (синтез,анализ (геом фигурки – что лишнее), классиф-ция),мотивация –нужно знать конечную цель задания: псих. помогает/позволяет нам сохранить высокую мотивацию (ребенок хочет учить яз.): внешняя/внутр мотивация. Педагогич. псих. изучает псих. процесса обучения.|| Методологич компонетн - как научить их учиться/методологич: воспит – культ умств труда (умен польз-ся ср-вами обуч ин язу)/J овладение приемами обучения, формирование рациональн приемов обуч: наблюд за фактами яз и путое их анализа; навыки/умения работы с уч мат-лом, правила выполн д/з и самокнотроль ; словарь,приложения)/НАПР:текст о королевск семье/ диалог этикетн хар-ра
Эксплицитный подход к формированию грам. навыков и его методы: дедуктивный и индуктивный. Примеры явлений, кот-ые м. объяснить этими методами.
Грам.навык: *форма грам.явл. *значение грам.явл. *употребление грам.явл. *реч.ф-ия явления (для чего нужно в речи?) Грам. и чт. – традиционно сильн стороны в нашей методике. Отеч мет всегда делала упор на сист обуч грам-ке (введение, отработка, применение) ЗА и Против. Трудности овладения грам – межъязык и внутриязык интерференция.
Сущ-ет 2 подхода – имплицитный (без объясн правил) и эксплицитный (с объясн)
У эксплецит 2 метода – дедуктивный и индуктивный. Дедуктивный: от общего к частному. Препод гов правило, дети находят это явление в тексте, объясняют, подстанов упр, упр-ия на транфорацию, переводные (+) *системный и логичн метод *тщат отработка *несложн для препода *эффект запоминание правила (-) *больш затраты *терминология *не развив мышление. Индукт: от единичного к общему – дети сами формируют правило. Дается текст с этим явл, его нужно найти и сформ правило, далее упр-ия. (+) *стимулир самост яз наблюдение *развив догадку по контексту *лучшее запоминание нового мат-ала (-) *много времени, неоднозначность, не вся явл м. объяснить индуктивно *неверно вывед правило -> ошибка.
Прямые методы обучения.
Всего 4 группы. 1 группа – прямые/натуральные появились во 2ой половине 19в. Осн.хар-ки: 1) практич-ая направленность обуч-ия (в осн.устн.ф.общения) 2) интуитивность овладения яз. 3)абсолютное запрещение перевода 4) последоват.обучение всем видам р/д (ауд.-гов.-чт-письмо) 5) широкое исследование наглядности. Недостатки: запрет перевода, отсутствие обуч.грам., устная ф.общения, чрезм.упор на интуицию.
Прообразом все прямых методов явл.метод гувернантки. Впервые в России. Хар-ки натур.мет.: 1) родной яз.искл. 2) лексика раскрывается через наглядность, контекст и объясн. 3) осн.вним. – уст.речи 4)осн.ф.работы – диалог препода и ученика 5)широкое применение игр 6) комментирование действий учащегося. (Николай 2, Эдит Пиаф учились по этому методу)
Прямой возник на основе натурального в к.19в. Суть – практич.овладение языком в устн.форме. Хар-ки: 1)лексика отбир.только бытовая, для общ.в реальн.сит., а грам. – элементарная. 2) на занятиях исп.прием индукции – шло наблюдение за языком и выведение общих закономерностей – появление правил. 3)использование чтения и письма для закрепления материала. Все ост.как в натур.методе.
Устный метод возник в Англии (Пальмер) 1920-30. Он написал огр.кол-во учебников по и/я. Придумал подстанов.таблицы, придумал и разработал принципы адаптации текстов, прид.учить языку через команды. Говорил о том, что осн.в овладении речью – аудир.и повторение за преподом. Для чистого ауд.он придумал 2хмес-ый инкубационный период. Ученики только слушали, потто он разработал 6тилетний курс обучения а/я и разделил его на 3 стадии: *нач.стадия – 6 мес(понимать речь на слух) *промежут-ая(до 3 лет)(цель – понимание речи на слух +воспроизведение) *продвинутая(до 3 лет)(цель – уровень, близкий к уровню носителя языка)
16. Лексический аспект обучения. Возможные трудности, возникающие при семантизации иноязычной лексики.
Лексич.навык предполагает: *знание формы слова (как пишется, как произн), графич форма, фон форма *значение слова *знание употребления слова.
Трудности, связанные с аспектами навыка: *несоответствие звук и граф ф слова *огр.кол-во иск в чтении *многозначность *интерференция с р.яз. *контекстное употр.слов
Сознательные методы.
2ая группа – сознательные методы. Их хар-ка: *постоянная опора на родной язык *взаимосвяз-ое обучение всем видам р/д *обуч-е осущ-тся от знаний к навыкам, потом к умениям *отдельное обучение активному и пассивному минимуму./Грамматико-переводной появ.в18в. Хар-ка: *осн.упор на письм.речь *осн.объект изучения – грам. *дословный перевод *заучивание наизусть *дидукция – объяснение, потом отработка правила.
Сознательно-практический появ.в России. Его придумал псих.Беляев. это ведущий метод обучения и в школе и в вузе 1910-60. Хар-ки: *взаимосвяз-ое обуч-ие всем видам р/д с устным опережением *обучение от знаний к навыкам и умениям *осознание языковых фактов *отдельная отработка активного и пассивного вокабуляра.
Сознательно-сопоставительный – Щерба и аракин. Осознание яз.явлений и опора на родной язык для более глубокого понимания обоих яз.
В чем специфика использования методич.принципов обучения в школе в завис-ти от этапа обучения? Примеры из УМК для школ.
Специфические принципы: 1.коммуникативной направленности; 2.дифференцированного и интегрированного обучения; 3.учета родного языка. КН: *подача гр-ки/лексики в реальной ситуации, чтобы показать, как оно употребляется и зачем нужно =>ситуативность (подбор ситуации), *обеспечьте повторяемость, многократность и новизну (каждый раз повторять на новом уровне: старая гр-ка на новой лексике), *включить каждого в общение – д.б. проблема, кот каждому хотелось бы обсудить, *создать условия, чтобы им хотелось общаться (психологически благоприятные), *обеспечьте коммуникативность заданий. ДИО: учитывайте специфику каждого вида речевой деятельности, ведите урок на АЯ и используйте звукозаписи при обучению ауд., организуйте обуч монологической и диалогич речи исходя из особенностей каждой формы, обучайте чт вслух и про себя с учетом особенностей каждой формы, ведите обучение аспектам языка и речевых ед-ц, пользуйтесь полупечатным шрифтом в обучении письму. УРЯ: показывайте общность в РЯ и ИЯ, используйте сходства и различия в произношении, используйте перенос и интерференцию в обуч лексике и гр-ке, используйте сходства и различ в графике.
Методика обучения и/языкам как наука. Категории методики.
М. – это (педагогическая) наука, исследующая цели обучения и/я-кам – категории: (отвечает на вопрос: зачем учить и/я?); содержание обучения и/я (чему?); принципы обучения и/я (на основе чего учить и/я?); ср-ва обучения и/я (с помощью чего учить?); методы обучения и/я (как учить?)./М. – отдельная наука, но раньше М. не считалась отдельной наукой. Существовали разн. точки зрения насчет М.: 1. М. – часть педагогики (Бабанский), 2. М. – часть психологии (Беляев/Артёмов), 3. М. – часть лингвистики (Щерба/Аракин) => М. непосредственно связана с педагогикой, психологией и лингвистикой./ М. имеет хар-ки, присущие любой науке вообще – теор.базу, эксперимент.поле для проверки гипотез и др. Так же ей присущи и специфич.объекты исследования, обусловленные сущностью и/я. Эффективность обучения определяется правильным выбором целей, содержания, методов и приемов преподавания и изучения и/я. Так же важно желание ученика овладеть и/я. М. обуч.и/я теоретически обосновывает, экспериментально проверяет и практически реализует модель (сис-му) обуч-ия языку. В рамках этой модели обучающий и обуч-йся в процессе совместной деят-ти д.получить положит. эффект в достижении желаемого рез-та. М.обуч.и/я отличается от методик других наук. (Щерба)/ Объект исследования – процесс обучения и/я (конкретное)/Предмет – знания, опыт, которые мы накопили, весь опыт учителей, который собрали в к-л. трудах (абстрактное). /Категории – цели, принципы, методы и т.д.
2.В чем закл. специфика форм-ия инояз. фонет.Н. на нач, ср, стар. этапах в шк.? Какие методы м. использовать уч. в кажд.случае и почему?
Навык – всегда автоматизирован; умение – основано на многих Н. Фонетический Н. – базовый, от сформированности кот. зависит формирование всех остальных навыков и умений. Д/ формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем и как эти слова соединяются в предложении. В условиях неязыковой среды – на уроке ИЯ, постановке произносительных навыков следует уделить знач. внимание. Произносительные навыки м. разбить на 2 большие группы: 1. Ритмико-нтонационные Н. – предполагают знание ударения и интонем, как логических, так и экспрессивных. Именно неправильное ударение и интонация позволяют отличить иностранца от носителя. !С помощью интонации, ударения и паузации м. менять смысл всего сказанного. Данные знания сост. часть социолингвистической компетенции. 2.Слухо – произносит. Н. – делятся на *аудитивные (или слуховые – предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений etc.) и *собственно произносительные (предполагают умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, с/с, предложениях)./По сути фонетика ставится на нач этапе обучения а.я. в шк – 1-4кл.; ср.этап (5-9) – коррекция и совершенствование произношения; 10-11 – совершенствование.